Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Гарегин Тосунян: "Нужно не лицемерить, а заниматься цивилизованным лоббизмом"

В конце прошлой недели в Ассоциации российских банков (АРБ) сменился президент: вместо Сергея Егорова и.о. главы АРБ был назначен Гарегин Тосунян, до этого занимавший пост первого вице-президента ассоциации. Свое первое интервью в новом качестве Гарегин Тосунян дал корреспонденту "ГАЗЕТЫ" Владимиру Сысоеву.

"Пора работать на результат"

- Гарегин Ашотович, какие изменения произойдут в АРБ с вашим приходом?
- Во-первых, окончательно сказать о том, стал я главой АРБ или нет, можно будет только после съезда ассоциации, который состоится 18 июня. Но я могу поделиться своим мнением как и.о. президента и первый вице-президент. Существенные изменения в работе АРБ назрели, и вызваны они тем, что сейчас наступил другой этап в развитии банковской системы. Условия функционирования банков сегодня сильно отличаются от тех, которые были в предыдущие 11 лет существования АРБ. Это само по себе диктует новые задачи и новые методы работы.

- В чем новизна этого этапа и что необходимо изменить в работе АРБ?
- В первые годы существования банковской системы нужно было заявить обществу и органам власти о появлении на рынке коммерческих банков и продвигать их общественно-политический имидж. Сейчас существование коммерческих банков ни для кого не является секретом. Сегодня гораздо важнее обеспечить продвижение самих банковских услуг во все регионы страны, во все сферы экономики. Особенность нынешнего этапа состоит в методах получения этого результата. Скажем, если мы ставим вопросы о том, что существующая система налогообложения не дает развиваться кредитным организациям, или существующая система надзора за банковской системой тормозит ее развитие, или существующие требования к открытию допофисов являются препятствием на пути развития банковской инфраструктуры, то мы должны поставить перед собой задачу и добиться от органов власти решения этих вопросов. В каждом случае своя технология, но везде нужно ориентироваться на достижение конкретного конечного результата. В то же время нельзя забывать и об имидже банков. Например, нужно рассеять миф о том, что банки - это субъекты, которые занимаются непонятными или сомнительными операциями, что банковская система - это якобы виртуальный сектор экономики, а не реальный. С этими заблуждениями нужно бороться - так что перед нами также стоит задача ликбеза. Но не она сейчас главная.

- То есть вы предполагаете сосредоточиться на лоббистской деятельности?
- Лоббирование интересов банковского сообщества станет важной частью нашей деятельности, и этого не нужно бояться. У нас всегда считалось (и не без оснований), что лоббизм как-то связан с коррупцией. Но легальное цивилизованное лоббирование - это совершенно нормальная вещь. Не надо лицемерить, как это делали в советское время, говоря: "Что вы, что вы! Меня не интересуют мои собственные проблемы, проблемы моей семьи, моей отрасли - мне главное, чтобы государству было хорошо". Такое лицемерие не просто непродуктивно, но даже очень вредно: если человек не умеет отстаивать свои интересы, то он не сможет отстоять интересы своей семьи, своего коллектива, отрасли и так далее. Поэтому покажи, что ты можешь сделать что-то полезное для своего коллектива, тогда я поверю, что ты сделаешь что-то полезное и для государства.

"Я не сторонник монополии"

- На недавнем съезде Ассоциации региональных банков (Россия) было заявлено о том, что она хотела бы наладить с АРБ более тесное сотрудничество и, может быть, даже объединиться с вами. Вам бы этого хотелось?
- Умные люди всегда должны быть заинтересованы в сотрудничестве. Сейчас существует несколько банковских объединений: АРБ, Московский банковский союз, ассоциация бывших промстройбанков - Ассоциация региональных банков (Россия), Ассоциация банков центральной России, которую год назад создали мы с коллегами, региональные ассоциации. Я считаю, что во всех случаях надо взаимодействовать со всеми банковскими объединениями - у нас очень много общих задач. Вопрос об объединении я готов обсуждать, но буду к нему относиться более серьезно, если услышу какие-то более конкретные предложения. Я не сторонник монополии ни в одной сфере деятельности.

- Но ведь у вас объективно есть общие интересы.
- Да, но хорошо, когда есть альтернативные варианты достижения этих общих интересов. Скажем, у нас всех есть общий интерес, чтобы государство было сильным и богатым, так давайте поручим одному самому хорошему человеку эти интересы отстаивать. Именно таким образом и появляются генеральные секретари, а впоследствии и тоталитарное государство. Только при конкуренции подходов и идей вырабатываются взаимоприемлемые варианты. Я убежденный сторонник наличия альтернативности, хотя мне было бы более выгодно, чтобы никаких других организаций, кроме АРБ, не было, а все остальные были бы ее составными элементами. Но это неверный подход. Сейчас у каждой банковской ассоциации есть своя ниша, своя изюминка, а если все будут искусственно объединяться в рамках единой организации, то получится хорошо известное нам единообразие. Хотя некоторые коллеги со мной не согласны: они говорят, что правительство будет общаться только с теми объединениями, которые будут занимать более лояльную позицию. Конечно, издержки есть, но монополия еще хуже.

- Но в принципе вы готовы обсуждать возможность объединения с другими банковскими союзами?
- Я настроен вырабатывать совместные решения, может, даже оппонируя друг другу. Понятно, что распыляться между десятками ассоциаций не следует, но можно, например, установить законодательное требование, по которому статус саморегулируемой организации получат только те ассоциации, которые представляют не менее 20% участников банковского рынка.

"Конкурируйте за пределами АРБ"

- Каким образом вы находите консенсус в рамках ассоциации между Сбербанком, который считается абсолютно отдельно стоящим, и прочими банками, которые не всегда довольны его монопольным положением на рынке?
- Конфликты интересов будут всегда, но наша задача как ассоциации в том и состоит, чтобы находить некий консенсус между различными группами банков. Мы не являемся ассоциацией только крупных или только мелких банков. Есть проблемы, которые объединяют Сбербанк даже с самым маленьким банком. К примеру, та же пресловутая отчетность перед ЦБ, вопросы налогообложения, проблемы исполнительного производства. Именно на такие вопросы, которые все мы воспринимаем одинаково, нам и нужно направлять наши совместные усилия. Там, где есть разногласия или конфликт интересов, - это уже специфика конкретных банков, это вопросы конкуренции. Поэтому решать их следует за пределами ассоциации.

- Но в любом случае крупные банки имеют гораздо больший вес, чем мелкие.
- Если подходить формально, то каждый член совета АРБ обладает одним голосом, хотя ясно, что есть понятия ресурсов, авторитета, влияния и т.д. Идеальных схем не бывает, но если ассоциация пойдет по пути решения проблем только мелких банков и будет пренебрегать тем, что беспокоит тот же Сбербанк и другие крупные банки, то им будет неинтересно с нами работать. Они пойдут и создадут свою собственную ассоциацию. Другая крайность - когда ассоциация будет заниматься проблемами только крупных банков. В этом случае от нас уйдут мелкие. И в том, и в другом случаях ассоциация может распасться и выродиться. Кстати, сегодня крупные банки уже дозрели до того, что нельзя пренебрегать проблемами мелких банков. Например, крупные банки не очень волнует проблема уставного капитала в 5 млн. евро. Однако они понимают, что статистическая составляющая ассоциации тоже имеет существенный вес. Потому что если ассоциация будет состоять из пяти-десяти крупных банков, то она превратится в банковский клуб, и властные структуры скажут: опять олигархи собрались и в узком кругу решают свои проблемы. Но когда организация насчитывает несколько сот членов, то, даже если те же самые олигархи сумели сформулировать мнение, которое поддерживают все участники банковского рынка, это уже гораздо более весомая позиция. Мы уже дозрели до того, что необходимо учитывать интересы всех участников рынка.

- При разработке правительственной концепции реформирования интересы крупных банков были учтены не в полной мере. Будете ли вы пытаться внести коррективы в эту концепцию?
- Вообще-то мы стремимся заменить термин "реформа" на понятие "развитие", потому что в реформе есть некий элемент революционности. Документ, который в прошлом году приняли правительство и Банк России, безусловно, важен и полезен, но это видение органов государственной власти. Оно может не во всем совпадать с видением банковского сообщества. Государство должно понять, что основные риски за работу с банковскими активами и пассивами несут не Министерство финансов или Центральный банк, а коммерческие банки. Именно поэтому они вправе добиваться того, чтобы с их мнением считались. Понятно, что один отдельно взятый банк не может сказать об этом власти - кто с ним считаться будет? Для этого и существует институт СРО, который мы будем пытаться закрепить законодательно.

- Что вы хотели бы видеть в стратегии развития банковской системы?
- На съезде мы должны принять принципиальное решение о том, что для нас действительно важно и как этого добиться. Скажем, если нам нужно преобразоваться в СРО, то для этого необходимо подготовить и провести через Госдуму соответствующий законопроект. Или еще одна тема: на каких условиях Россия должна вступить в ВТО и какие требования нужно предъявлять к иностранным банковским учреждениям, работающим на российском рынке.

- В качестве одной из причин, по которой большинство членов АРБ выбрало вас, называется независимость от конкретных банков. Владеете ли вы сейчас акциями каких-либо банковских структур после того, как обанкротился Технобанк?
- Нет. После банкротства Технобанка в результате кризиса 1998 года я ни в каком другом банке не работал и ни с одним из них "особых" отношений не имею.

СПРАВКА

Гарегин Тосунян родился в 1955 году в Ереване. Окончил физический факультет МГУ, Московский юридический институт и Академию народного хозяйства при правительстве РФ. Доктор юридических наук, кандидат физико-математических наук. В 1991 году участвовал в создании АРБ и был избран ее вице-президентом. С 1994 года - первый вице-президент ассоциации. С 30 мая 2002 года - и.о. президента АРБ. Помимо этого Гарегин Тосунян занимает ряд должностей в правительственных, образовательных и бизнес-учреждениях.

Сейчас полный перечень должностей Гарегина Тосуняна выглядит так: председатель совета директоров Межбанковского финансового дома (с 1992 года); президент Ассоциации банков центральной России (АБЦР - с 2002 года); первый вице-президент Ассоциации российских банков (АРБ); заведующий кафедрой банковского права и финансово-правовых дисциплин Академии народного хозяйства при правительстве РФ; руководитель Центра финансового и банковского права Института государства и права Российской академии наук; советник мэра г. Москвы по кредитно-финансовым вопросам; председатель Совета уполномоченных банков правительства Москвы. До середины 1999 года он также возглавлял Технобанк.

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=2585