Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Виктор Топоров: В чем успех Оксаны Робски?
Виктор Топоров
Когда роман «Casual (Повседневное)» стремительно вынырнувшей из кофейной пены Оксаны Робски попал в шорт-лист престижной премии «Национальный бестселлер», литературная общественность расценила этот успех как сенсацию и симптом. С одной стороны, бульварное чтиво еще ни разу не добивалось в премиальных гонках таких результатов - и поэтому почудилось, будто произошла или вот-вот произойдет полная смена «литературной ориентации», премиальной в том числе. С другой, само название премии - при поверхностном прочтении - ориентирует на коммерческий эффект, а продажи первого романа «хозяйки модной галереи, экс-владелицы агентства женщин-телохранителей, журналистки и сценариста», и главное - «гламурной героини светских хроник», оказались на диво хороши. Нарасхват пошел и второй роман, ударными темпами пишется третий... И, наконец, бульварное чтиво, предложенное бальзаковских лет девушкой, пишущей свое имя так, чтобы мы сразу поняли, что у нее все в порядке, - ОКсана, - может с известной натяжкой и впрямь пройти по разряду изящной словесности. Сразу же, как водится, пошли разговоры о том, что за Робски пишут литературные «негры». А за кого они, интересно, не пишут? И что можно противопоставить хорошо пишущим «неграм», кроме ку-клукс-клана? Так или иначе, состоящее из «просвещенных читателей» Малое жюри «НацБеста» не дало Робски ни одного балла. Премия в несколько тысяч у.е. и гарантированное оргкомитетом издание тиражом в 50 тыс. экземпляров достались «новому швейцарцу» Шишкину с романом «Венерин волос», представляющим собой трудное, изысканное и, на иной взгляд, духоподъемное чтение. «У России друзей нет, но ей и не надо», - отчеканил один из самых успешных Романовых - Александр III. У Оксаны Робски нет премии «Национальный бестселлер», но она со своими тиражами и гонорарами (не говоря уж о галерее и спонсорах) наверняка перетопчется. Тем более что попадание в шорт-лист само по себе - колоссальная дополнительная раскрутка и, разумеется, немалая честь. Что ж это за штука такая - «Сasual» - и почему ее прочли все, причем, как правило, «на одном дыхании» или «в один присест»? Сперва прочли, а потом «перечитают», припав к экрану, - ведь по «Повседневному» наверняка снимут сериал, не зря же среди издателей, наряду с круто поднявшимся на Гарри Потере «РОСМЭНОМ» значатся «Кинокомпания «Квид» и ЗАО «Пигмалион Продакшн». Прежде всего, отмечу, что роман весьма недурно написан. Без стилистических изысков, но бойко, грамотно, технологически убедительно и психологически достоверно. Наверное, они - «гламурные героини светских хроник» - так и живут, так и думают, так и говорят, разве что еще непременно с матком или попросту матком, а в романе Робски нет ни одного грубого слова, что поневоле заставляет вспомнить анекдот о манерных мастерицах орального секса, непременно пользующихся ножом и вилкой. Роман многослоен: тут тебе и детективная история, и производственная, и семейная, и любовная (причем не одна), и групповой портрет светских львиц. Каждая линия по-своему хороша, но особенно впечатляет, понятно, последняя. Однако обо всем по порядку. У рассказчицы убивают мужа. Она разоблачает убийцу и пускает по его следу киллера. Увы, разоблачение оказывается подставой, и киллер убирает «не того парня». Правда, тоже, разумеется, изрядного негодяя. Героиня - и сама находящаяся на подозрении у слепых и продажных органов - проводит повторное следствие, выявляет подлинного убийцу и решает расправиться с ним уже собственноручно (ее приятель-киллер успел стать начальником службы охраны своего однокашника-бизнесмена, а потом убрал работодателя и унаследовал его бизнес, так что ему теперь не до мелких заказов). Но не успевает. Введенный ею в курс дела приятель мужа, крупный бизнесмен средней руки, расправляется с Вовой Крысой сам, послав к нему личного киллера. Личные киллеры в этом кругу есть у всех - как платиновые дисконтные карты дорогих магазинов и модных ресторанов. Избывая тоску по мужу, героиня мутит собственный бизнес с бюджетом рекламной кампании в миллион долларов. Поначалу дело идет успешно, но затем ее предает наемный работник и «недружественно поглощает» крупная компания. Хорошо хоть в последний момент не пускает по миру, а предлагает приличные отступные. Мужа (горячо любимого) рассказчица прогнала, уличив в измене, за неделю до убийства, а после похорон всплыла - причем оказалась беременной - и разлучница. Впоследствии разоблаченная как авантюристка - и ребенок не от «того парня», и Вова Крыса - родной брательник. Что не мешает героине повести себя в высшей степени благородно: под кесаревым сечением родившегося «внучка» пристроить к родителям покойного мужа, а мошеннице купить квартиру и сплавить собственного поклонника (и одноразового любовника) англичанина. Но люди низкого звания подлы и неблагодарны - даже прислуги приличной не сыщешь, пока не выпишешь с Филиппин, а мы, утверждает рассказчица, первые богатые девушки во всей Москве и ничто аристократическое нам не чуждо. Очередной душевный кризис и новую порцию подозрений в убийстве (уже в убийстве Крысы) героиня решает, по совету того же крупного бизнесмена средней руки, пересидеть в Индии, пока он не замнет дело с помощью оборотней в погонах. Но в салоне первого класса соседом рассказчицы оказывается некий Костя, который в конце концов соглашается «финансировать этот проект. И все остальные проекты в моей жизни тоже…» На сей счастливой ноте, без уточнения, впрочем, матримониальных планов Кости, книга заканчивается. За рамками пересказа остался групповой портрет светских львиц - в этой книге главный. Не столько, пожалуй, львиц, сколько телок. Не слишком молодых, но шикарных телок, пребывающих в вечной охоте на золотого тельца. Крупного бизнесмена средней руки или, в идеале, олигарха. Которого нужно охмурить, развести на бабки и - в идеале - с женой, а потом женить на себе. Или (если он на тебе женат) удержать всеми правдами и неправдами. Лучше всего - чтобы не чувствовать себя потаскухой - в него влюбиться, хотя это в общем-то не обязательно: оттянуться всегда можно со стриптизерами из «Красной Шапочки» или с турецкими аниматорами. А твой без пяти минут олигарх будет дарить тебе розы (сотнями), шубы (полудюжинами), мебель (гарнитурами), «мерседесы» (штуками) и дома на Рублевке... По имени названа только Ксюша Собчак - причем с завистью к бриллиантам, а главное, к молодости единокровной сестры питерской демократии (матери у демократии и у Ксюши все же, хочется верить, разные). Все эти телки чувствуют себя, прошу прощения, принцессами, хотя по возрасту больше смахивают на великих княгинь («на раскормленных досыта содержанок в шумной славе» - Саша Черный). И мечутся то к батюшке на исповедь, то к косметическому хирургу на какую-нибудь липоксацию. И садятся на диету весной, чтобы хорошо выглядеть в бикини и без летом. А осенью и зимой буквально обжираются в ресторанах, цены в которых, по словам самой рассказчицы, можно оправдать только тем, что официанты расхаживают в униформе от Армани, тогда как клиенты безуспешно пытаются их перещеголять. Групповой портрет телок в романе чрезвычайно хорош - яркий, контрастный, где надо - выпуклый, где надо - впалый, как искомый силуэт на мониторе у косметического хирурга. Золотой телец (собирательный портрет крупного бизнесмена средней руки) получился гораздо бледнее и, главное, расфокусированнее; создается впечатление, что героиня знает об этом персонаже куда больше, чем рассказывает. Но даже если так, то она, как истинная бизнесвумен, поступает правильно: к чему снабжать эксклюзивной информацией конкуренток? |