Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Свободный обмен. Российских пользователей p2p ждут миллионные штрафы
Сети свободного обмена файлами (p2p) давно и заслуженно любимы интернетчиками. Мало того что контент там бесплатен, так еще и выбор неимоверно богат. Найти в таких сетях можно все, что угодно: от дистрибутивов Windows до последней голливудской новинки. Понятно, что большая часть файлов в пиринговых сетях, мягко говоря, нелицензионна, поэтому компании-правообладатели вот уже несколько лет безуспешно борются с пользователями p2p бесконечными судебными исками. В России интернет-пиратство пока цветет пышным цветом. Однако ярые враги пиринговых сетей ждут не дождутся законодательства, регулирующего интернет, чтобы засыпать сторонников свободного обмена миллионными штрафами. Пиринговые сети - это способ обмена файлами через интернет на основе технологии peer-to-peer, благодаря которой один пользователь может скачать файл с компьютера другого. В такой сети каждый компьютер может быть одновременно и получателем информации (клиентом), и ее источником (сервером). Сегодня существует два вида сетей, позволяющих делать запросы либо через центральный сервер, либо непосредственно между компьютерами, без всякого центра. Пиринговый принцип используется как для обмена файлами, так и сообщениями (в программах-мессенджерах типа ICQ, MSN). Не обойтись без него и при распределенных вычислениях (Grid Computing), для которых необходимы сотни и тысячи компьютеров одновременно. Но самое массовое увлечение пирингом поразило простых пользователей Сети. Чтобы получить доступ к многотысячным файловым архивам других сетевиков достаточно лишь установить соответствующую p2p-программу. Самыми популярными p2p-клиентами являются Kazaa, iMesh, eDonkey, eMule, Overnet, Grokster, Gnutella, LimeWire, G2, Morpheus, BitTorrent. p2p: love story Идея массового обмена файлами появилась еще в 1996 году, когда программисты Mirabilis запустили в Сеть знаменитую "аську". Помимо того что с помощью ICQ можно было просто найти собеседников по интересам, этот мессенджер позволял обмениваться файлами. Причем в качестве центрального использовался главный сервер Mirabilis. Однако первой классической пиринговой сетью стал Napster, написанный программистом Шоном Феннингом в январе 1999 года. Именно с Napster в интернете и за его пределами началась борьба за копирайт, продолжающаяся по сей день. Napster был создан специально для обмена музыкальными файлами, и большую их часть составляли пиратские mp3-файлы. Главными центрами распространения пиратской "заразы" стали университетские сети. Для понимания ситуации звукозаписывающим компаниям и прочим блюстителям копирайта много времени не понадобилось. С момента написания программы до первого запрета на Napster в Университете штата Орегон прошло всего восемь месяцев. А в декабре того же года Американская звукозаписывающая ассоциация (RIAA) подала иск в окружной суд Северной Калифорнии, обвинив Napster в "прямом и косвенном нарушении копирайта". В течение 2000 года поклонники свободного обмена провели акции в поддержку Napster, а программисты срочно разрабатывали его "клоны". В апреле очередной иск подала группа Metallica, после чего адепты Napster взломали ее официальный сайт. 12 февраля 2001 года деятельность Napster была прекращена по решению апелляционного суда Северного округа Калифорнии. История с Napster фактически разделила мир на два непримиримых лагеря. По одну сторону оказались сторонники некоммерческого обмена музыкой, по другую - бизнесмены, посчитавшие, что распространение mp3 в Сети лишает их прибыли. С этого момента сетевая общественность с любопытством наблюдала за чередой судебных исков, появлением новых сетей и взломами сайтов радикальных сторонников копирайта. Позже и те и другие стали умнее. Программисты придумали технологию, при которой пиринговая сетка, соединяя компьютеры между собой, может обойтись без центрального сервера. Вот почему поймать конкретного нарушителя стало очень сложно: виноватыми оказывались сотни тысяч пользователей одновременно. Для правообладателей это стало хорошим уроком, и некоторое время спустя иски начали предъявлять к конкретным пользователям p2p, скачавшим из Сети "критическое" количество файлов. Студентам, домохозяйкам и учителям пришлось платить многотысячные штрафы за то, что они скачали музыку из интернета. Только в Америке с тех пор было возбуждено более 6 тыс. "пиринговых" исков. А в 2002 году конгресс США пытался узаконить DoS-атаки на пиринговые сети. Если бы проект приняли, то звукозаписывающие компании получили бы право блокировать сети с нелегальной музыкой, используя, по сути дела, хакерские методы. Однако несмотря на все эти драконовские меры, файлообменные сети процветают и по сей день. По данным немецкого аналитического агентства Media Control, в прошлом году, рекордном на иски, наблюдался настоящий бум p2p. Самыми популярными были признаны четыре пиринговые сети: eDonkey, eMule, Overnet и Kazaa. В каждой из этих сеток доступно около 300 млн файлов, 80% из которых по-прежнему контрафактны. К тому же далеко не все музыканты столь однозначно плохо относятся к p2p, ведь некоторые исследования показывают, что после распространения в Сети диски музыкантов продаются значительно лучше. Правосудие не всегда относится к проблеме пирингового пиратства однозначно. Около года назад федеральный суд Лос-Анджелеса признал легальность пиринговых сетей Morpheus и Grokster. Судья постановил, что их владельцы, компании Streamcast Networks и Grokster, не несут ответственности за нарушение копирайта пользователями сетей. Параллельно различные компании и одиночки-энтузиасты пытаются решить проблему, оставив пользователям право на свободный обмен, с одной стороны, и удовлетворив финансовые интересы правообладателей - с другой. Задача непростая. Предлагается брать со всех интернетчиков некий "налог" и отдавать его держателям прав, сделав обмен какой-то части композиций в p2p-сетях платным. Правда, пока большинство проектов сложны с технической точки зрения. Что касается пресловутого "налога", то его введение, по мнению экспертов, встретит законное возражение со стороны тех пользователей, которые и не помышляют ни о каких mp3. Как заработать на трафике В России проблема пиратства в пиринговых сетях пока не доросла до американо-европейских масштабов. Несмотря на все попытки покончить с контрафактом, купить пиратские диски сегодня не составит труда: они продаются в подземных переходах и на рынках, в небольших магазинах и палатках. Известно, что штампуется контрафакт на тех же самых заводах, которые выпускают легальную продукцию. В Рунете с выкладыванием файлов на сайтах и FTP еще как-то борются, "надавив" на хостера- компанию, обслуживающую сервер. Поскольку современные пиринговыесети не имеют четкой структуры с единым сервером в центре, то их пользователей отловить затруднительно, и в Рунете этим фактически никто не занимается. Правда, и популярность p2p здесь меньше, чем в США и Западной Европе. "За пределами Москвы по-прежнему преобладает диалап, который существенно ограничивает возможности скачивания больших объемов информации,- поясняет аналитик J'son & Partners Борис Овчинников.- И даже распространение выделенного доступа скорее сдерживает, чем усиливает популярность p2p". Причина, по его мнению, в том, что большинство платит не за скорость (фиксированный платеж в месяц), а за трафик. К тому же в России чрезвычайно распространены домашние сети, на внутренних серверах которых лежат сотни гигабайт нелицензированного ПО, музыки и фильмов. Провайдеры p2p особенно не противодействуют пиринговым пиратам, ссылаясь на отсутствие правового поля. "p2p - это дело каждого отдельного пользователя,- сказал "Бизнесу" пресс-секретарь "МТУ-Интел" Илья Фабричников.- Оператор действует в рамках существующего правового поля и не имеет права вмешиваться в частную жизнь пользователя, отслеживать, чем тот занимается в интернете". Однако существует мнение, что провайдеры смотрят сквозь пальцы на сети, генерирующие большой трафик и тем самым приносящие доход. По заявлению представителей итальянского провайдера Tiscali, трафик p2p-сетей составляет до 60% всего провайдерского трафика. Известно, что в некоторых странах Восточной Европы провайдеры специально поддерживают файлообменные сети, чтобы заработать на трафике. Российские провайдеры признают p2p-сети в качестве серьезных "трафикогенераторов", но в поддержке им отказывают, по крайней мере официально. "Мы негативно относимся к использованию пиринговых сетей, несмотря на то что они способствуют генерации трафика, что, безусловно, должно быть выгодно провайдеру,- заявляет директор отдела маркетинга компании "Караван" Дмитрий Соболев.- Мы считаем нашу выгоду от использования клиентами p2p-сетей сомнительной, так как этот трафик наносит ущерб финансовым интересам наших клиентов". Дмитрий Соболев полагает, что в развитии p2p-сетей могутбыть заинтересованы мелкие провайдеры, нуждающиеся в лишнем трафике. Другие утверждают, что самыми популярными сегодня являются безлимитные тарифы, где пользователь платит не за трафик, а за канал. "В таких условиях заработать на трафике довольно сложно",- признается Илья Фабричников. С ним соглашается Борис Овчинников: "Для оператора p2p-трафик выгоден только в том случае, если тарифицируется его объем, но при такой тарификации интернетчики, естественно, не очень активно пользуются пиринговыми сетями". Только в "Комстаре" смогли признаться в том, что файлообмен чрезвычайно выгоден провайдерам. "Если говорить об отношении провайдеров к факту существования файлообменных сетей, то объективно для любого провайдера обмен данными - это трафик,- говорит руководитель пресс-службы "Комстар - Объединенные телесистемы" Юлия Ясиновская.- И чем более успешной является пиринговая сеть, тем больший объем трафика, а соответственно, доход она принесет провайдеру". По ее словам, исключить возможность нелегального распространения в Сети контента очень сложно, в противном случае сети просто потеряют свою популярность. "Это обстоятельство в некоторой степени снимает ответственность за нарушения авторских и иных прав с владельцев самих сетей, поскольку их задача состоит лишь в обеспечении механизмов поиска и передачи файлов",- считает Юлия Ясиновская. Лояльность провайдеров и "пиринговая раскрепощенность" российских пользователей вызывают возражения в основном у представителей звукозаписывающей индустрии. По данным Международного антипиратского агентства (BSA), ущерб только американских компаний от российского пиратства достигает почти $2 млрд в год. Объемы российского музыкального рынка значительно меньше, но и здесь записывающие компании недополучают по вине пиратов десятки миллионов долларов. "У нас сейчас практически нет законодательной базы, чтобы эффективно бороться с пиратством вообще",- утверждает председатель совета директоров концерна "Союз" Александр Менн. Тем не менее правообладатели ждут вступления в силу законодательства, регулирующего деятельностьв интернете. "Как только это станет возможно, мы начнем возбуждать иски к нарушителям авторских прав, в том числе и к пользователям пиринговых сетей, как это делается на Западе,- заявляет Александр Менн,- и тогда их ждут миллионные штрафы". |