Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

НОВЫЙ ОБЛИК АТЛАНТЫ

Дэвид Питтс

    Когда в 50-х и 60-х годах в Америке происходило движение за гражданские права, Атланта, штат Джорджия, заслужила репутацию города, где чернокожие и белокожие граждане, составляющие две крупнейшие этнические группы, мирно уживались друг с другом. Атланта приобрела известность как город, жители которого слишком заняты, чтобы ненавидеть друг друга, а позднее она стала столицей Нового Юга. Между тем, в последние годы состав населения Атланты стал еще более разнообразным, поскольку привлеченные происходящим экономическим бумом, туда потянулись эмигранты со всего мира. Корреспондент ЮСИА Дэвид Питтс рассказывает о новом облике Атланты и о том, как власти города и округов, организации, занимающиеся гражданскими правами, неправительственные организации и отдельные инициативные граждане продолжают борьбу за то, чтобы Атланта стала городом равных возможностей для всех его обитателей.

    Если вы пройдетесь по улицам этого южного города, то почувствуете дыхание истории. В 1864 г. город был полностью сожжен по приказу генерала Уильяма Текумси Шермана после того, как он был захвачен возглавляемой им Армией Союза в ходе победоносного похода по штатам Конфедерации. Это историческое событие навсегда запечатлено в памяти кинозрителей всего мира фильмом "Унесенные ветром". Восстановленный дом Маргарет Митчел, автора книги, по которой поставлен этот фильм, привлекает большое число посетителей.

    В более поздний период Атланта получила известность как город, в котором родился д-р Мартин Лютер Кинг-младший, лидер американского движения за гражданские права. Центр имени Мартина Лютера Кинга "За ненасильственные социальные перемены" -- учреждение, которое в память о нем построила его вдова Коретта, находится рядом с Баптистской церковью, где д-р Кинг проповедовал расовое братство во времена, когда эта тема вызывала жгучие разногласия.

    Атланта, "смешанный" город во многих отношениях, являет собой достойный предмет для изучения того, как представители двух рас, когда-то отделенные друг от друга законодательно введенной системой сегрегации, постепенно учатся жить вместе. Но местные жители напомнят вам, что этот процесс еще далек от завершения.

    Новые жители Атланты

    Когда в Атланте 90-х годов мы говорим "все жители", то подразумеваются уже не только чернокожие и белокожие американцы. Да и английский язык перестал быть единственным языком, на котором здесь говорят. Рядом со старожилами города поселяется все больше выходцев из Африки, Азии, Центральной и Южной Америки и Восточной Европы. Атланта превращается в некий плавильный котел, занимая место в длинной череде американских городов, ставших меккой для иммигрантов.

    Некоторые из новых поселенцев -- внутренние мигранты, приехавшие из таких городов, как Майами и Нью-Йорк, но сюда также прибывают иммигранты и беженцы, для которых Атланта становится первым домом в Америке. По данным Центра прикладных исследований и антропологии при Университете штата Джорджия, в настоящее время в Большой Атланте проживает свыше 450 тыс. иммигрантов и 65 тыс. беженцев при том, что общее население города и пригородов составляет 3,5 млн человек.

    Иммигранты, прибывшие в Атланту, получают подготовку перед получением американского гражданства на курсах, предлагаемых неправительственными организациями.
    Излюбленным местом сбора новых жителей Атланты стал блошиный рынок Буфорд Хайвэй, который находится прямо на выезде из города. Сун Ким, иммигрантка из Кореи, которая держит на этом рынке ювелирную лавку, говорит, что приехала в Атланту три года назад, потому что у нее здесь живут родственники, которые рассказывали, что благодаря экономическом росту, в городе масса возможностей. Еще одна причина ее приезда -- относительная дешевизна жизни в Атланте. "Жизнь в Атланте гораздо дешевле, чем в других городах, особенно когда речь идет о жилье".

    Ванесса Коски из Венесуэлы хорошо говорит по-английски и помогает новым иммигрантам в основном из стран Центральной и Южной Америки получать номера и документы на свои автомобили. По ее словам, "рынок Буфорд -- излюбленное место сбора особенно для латиноамериканцев. Большинство из них приехало сюда, чтобы работать на стройках, а такой работы здесь много, потому что в городе происходит строительный бум. Они хорошо приспосабливаются к здешней жизни, главная проблема для них -- это выучить английский".

    Сун Ким и Ванесса Коски отражают новый облик Атланты -- города, который за последние несколько лет стал гораздо более космополитичным. По данным Бюро переписи населения США, в период с 1990 по 1994 гг. население Атланты увеличилось на 11 процентов. В течение этого периода численность выходцев из Латинской Америки и Азии возросла на 42 процента. Число проживающих в городе выходцев из восточноевропейских и африканских стран растет еще более быстрыми темпами. Так, например, сегодня в Атланте проживает свыше 5 тыс. нигерийцев. Это одна из причин того, что недавние политические события в Нигерии фигурировали на первых полосах здешних газет. Представители городских властей говорят, что заслуги Атланты как лидера в политике десегрегации помогли ей создать себе репутацию справедливого и открытого города, что привлекает новых поселенцев.

    В 80-х годах Госдепартамент определил Атланту как один из главных городов по приему беженцев. Подготовка к Олимпийским играм 1996 г. стала стимулом для приезда в город дополнительного числа иммигрантов на вновь возникшие рабочие места. Некоторые из них остались в городе -- большой процент среди них составляют выходцы из Латинской Америки, число которых в настоящее время достигло 240 тысяч, образуя одну из самых больших концентраций латиноамериканцев в американских городах.

    Экономический бум

    "Приток иммигрантов в Атланту объясняется бурным развитием экономики города", -- говорит Кевин Ханна, руководитель городского управления по развитию. Привлечение в город деловых компаний и усиление экономического роста в огромной степени помогло обеспечить положение, при котором расовое многообразие населения Атланты -- города, ставшего известным из-за хорошего отношения к меньшинствам, -- является теперь фактором, способствующим его развитию.

    В этом смысле Атланта не имеет себе равных. По данным журнала "Форчун", в 90-х годах город занимал первое место в стране по числу вновь создаваемых рабочих мест. Свыше 700 из тысячи американских корпораций, данные о которых публикуются в журнале "Форчун", имеют здесь свои филиалы, а у 23 в Атланте расположены штаб-квартиры, в том числе у "Кока-колы" и "Белл Саут". Всемирная сеть кабельного вещания новостей -- "Си-Эн-Эн" -- также считает Атланту своим домом.

    Торговая палата Большой Атланты сотрудничает с работниками штатных органов власти, занимающими выборные должности, в создании благоприятного климата для тех компаний, которые хотят создать здесь свои центры или филиалы. Эта инициатива составляет основу кампании "Вперед, Атланта", которая представляет собой нечто вроде плана по рекламированию экономических возможностей города во всемирном масштабе.

    В основном город растет за счет прилегающих районов, но и его центральная часть выигрывает от экономического бума. В статье под названием "Центр города получает новый импульс", опубликованной в газете "Атланта джорнэл-конститьюшн", говорится, что свыше трех десятков проектов уже реализуется в центральной части города или находится в стадии разработки в проектных бюро и корпорациях.

    "Атланта развивается быстрее практически всех остальных городов, -- говорит д-р Арт Мерфи, специалист по новым иммигрантам, работающий в Университете штата Джорджия. -- Она превратилась в интернациональный город, известный относительной дешевизной жизни, гостеприимной, с точки зрения меньшинств и иммигрантов, обстановкой и сравнительно высоким качеством жизни".

    "Здешние власти давно поняли, что компании стремятся работать в городах с высоким уровнем жизни, идущим по пути экономического прогресса", -- говорит Ханна. Первоклассные университеты, развитая сфера искусства и резко сокращающийся уровень преступности, достигший низшей точки за последние тридцать лет, -- все это важные факторы с точки зрения привлечения компаний, а возрастание деловой активности в свою очередь позволяет создавать обстановку, способствующую хорошим взаимоотношениям между населяющими город этническими группами, говорит он.

    Работе, направленной на снижение уровня преступности, уделяется особое внимание со стороны местных властей, которые -- аналогично властям других городов, таких как Новый Орлеан и Нью-Йорк, -- предпринимают усилия для того, чтобы городская полиция работала на более высоком профессиональном уровне и была лучше оснащена. В число мер, предпринятых городским советом только в этом году, вошло постановление об увеличении заработной платы сотрудникам полиции на две тысячи долларов. На программы по обеспечению общественной безопасности приходится почти 50 процентов общегородского бюджета. В основном эти средства расходуются на деятельность полиции и судов, но при этом довольно существенная часть этих средств направляется на меры по профилактике преступности и нормализации отношений между различными группами населения, в том числе и отношений с новыми иммигрантами.

    Наведение мостов

    Неправительственные организации также участвуют в усилиях, направленных на развитие нормальных отношений между различными группами населения. "Наведение мостов" -- это название одной из неправительственных организаций, которая занимается поддержкой новых иммигрантов. "Мы разрабатываем специальные программы, в рамках которых помогаем этим людям решать повседневные проблемы, связанные с адаптацией к новому обществу и новому для них городу", -- говорит Гейл Хоффман, руководитель этой организации, которая была создана в 1994 г. и в настоящее время финансируется как из правительственных, так и из частных источников.

    Так, например, многие новые иммигранты приехали из стран, где они с опаской относились к полиции и представителям властей. "Именно поэтому мы проводим семинары, которые помогают им понять нашу систему и их права в демократической системе," -- отмечает Хоффман. В некоторых странах, откуда прибыли новые иммигранты, полиция представляет собой общегосударственную организацию, в отличие от Соединенных Штатов, где она организована на муниципальной основе и подчиняется местным выборным органам власти. Она добавляет, что в этом причина подозрительного отношения со стороны многих новых иммигрантов к представителям закона.

      Полицейское управление Атланты осуществляет специальную программу по мерам предупреждения преступности для новых иммигрантов. 

    В число услуг, которые оказывает организация "Наведение мостов", входят следующие: обучение сотрудников местных правоохранительных органов общению с представителями разных этнических групп, содержание группы переводчиков, которые помогают новым иммигрантам, еще не выучившим английский язык, проведение учебных занятий по вопросам, связанным с гражданскими правами и обязанностями, профилактика преступности, юридическая помощь по вопросам иммиграции и другим вопросам. Члены этой организации также проводят встречи представителей разных этнических групп, проживающих в городе. Повышение уровня взаимопонимания -- это улица с двусторонним движением, говорит Хоффман. Старожилы Атланты "также должны научиться понимать культуру новых иммигрантов и ценить их вклад в развитие города".

    Некоторые новые иммигранты пользуются преимуществами проводимой в городе так называемой политики утвердительных действий, которая на ранних стадиях имела целью расширение возможностей для женщин и американцев африканского происхождения. В настоящее время, по данным городской мэрии, свыше 800 компаний в Атланте, работающих в 112 различных сферах, зарегистрированы как компании, принадлежащие женщинам и представителям этнических меньшинств. Эта программа действует в дополнение к программам утвердительных действий, осуществляемым на федеральном уровне и на уровне штата. "Мы, в Атланте, очень серьезно относимся к правам меньшинств, -- сказал официальный представитель городского управления по контролю за выполнением договоров и контрактов. -- Мы одними из первых в стране -- еще в 70-х годах -- начали устанавливать квоты на заполнение определенного числа вакансий представителями меньшинств".

    Проблемы, связанные с прогрессом

    Несмотря на то, что Атланта развивается вполне успешно и уровень жизни в этом городе постоянно повышается, в нем есть и проблемы, некоторые из которых стали прямым следствием его успешного развития.

    Главная проблема, характерная и для других городов США, -- переезд представителей среднего класса -- как чернокожих, так и белых жителей города -- в пригороды в поисках более высокого уровня жизни и более качественных услуг. В результате этого в городе образовалась своего рода вилка в распределении доходов -- довольно большое число жителей, имеющих низкие доходы, и небольшая группа городского населения с относительно высокими доходами. По данным компании "Рисерч Атланта Инк.", сегодня в Атланте меньше доля семей, которые получают доходы в диапазоне от 25 тыс. до 50 тыс. долларов, чем в любом другом крупном городе США, за исключением Майами и Нового Орлеана.

    Низкий уровень доходов жителей Атланты, проживающих в черте города, -- это проблема, которую пытались решить многие мэры Атланты в течение последних лет. В основном эта проблема касается афроамериканцев, проживающих в западной и южной частях города, но к ней имеют отношение и некоторые новые иммигранты. Два года назад нынешний мэр Атланты Билл Кемпбелл, афроамериканец, вновь сформировал Высший совет Атланты по борьбе с бедностью, который был создан бывшим мэром города Мейнардом Джексоном. Но несмотря на многие инициативы, предпринимаемые городскими властями и другими организациями, эта проблема почти не поддается решению.

    Один из путей решения проблемы связан с тенденцией крупных корпораций в Атланте к закрытию пригородных филиалов и концентрации рабочих мест в своих центрах в черте города. Так, крупнейшая корпорация "Белл Саут", работающая в области средств связи и имеющая 100 филиалов в районе Большой Атланты, включая пригороды, недавно объявила о закрытии 75 из них и консолидации своей деятельности в городской черте.

    "Стоя на пороге нового тысячелетия, мы должны применять комплексный подход, который давал бы преимущества всем, -- говорит Кемпбелл. -- Нам придется долго и упорно трудиться, объединяя наши способности, энергию и ресурсы для того, чтобы разорвать порочный круг бедности и повысить качество жизни для всех горожан". По словам сотрудников мэрии, мэр понимает, что речь идет не только о том, чтобы предпринять активную атаку на бедность. Нужно также повышать качество работы городских служб, особенно системы школьного образования, поскольку это может создать стимул для возвращения представителей среднего класса из пригородов обратно в черту города.

    Администрация Кемпбелла, как, впрочем, любые другие администрации на всех уровнях, понимает, что управление городом требует очень осторожного балансирования -- нужно учитывать как требования различных групп избирателей с часто противоречащими интересами, так и групп с особыми интересами, в число которых входят деловые круги и профсоюзы. В этом смысле ключевое значение имеют налоги. Местные органы власти в Соединенных Штатах имеют право на налогообложение. Трудности, с которыми сталкивается Атланта, знакомы многим американским городам: как удержать местные налоги на достаточно высоком уровне, для того чтобы оплачивать расходы на нужные людям программы, и как одновременно сделать их не слишком высокими с точки зрения тех людей, которым такие программы не нужны и многие из которых считают, что они и так слишком много платят по сравнению с жителями пригородов.

    В дополнение к тому, что экономический прогресс происходит довольно неровными темпами, город сталкивается и с проблемами в инфраструктуре, которые -- если их не решить -- могут затормозить дальнейшее его развитие. По данным газеты "Вашингтон пост", жители быстро растущей Атланты проводят больше времени в своих автомобилях, чем жители любого другого города, включая Лос-Анджелес. Газета пишет о том, что в среднем житель Атланты проезжает до работы 34 мили в день, преодолевая заторы и пробки на автострадах, которые возникают все чаще и чаще.

    В основном эта проблема, считают некоторые наблюдатели, возникает из-за низкого уровня координации между десятью округами региона и городскими властями, которые находятся в округе Фултон. По-видимому, на примере инфраструктуры больше, чем в других областях видно, что местная власть в современном обществе не может действовать изолированно, а должна тщательно координировать свою деятельность с выборными официальными лицами из соседних юрисдикций.

    Партнерские отношения с региональными властями, администрацией штата и федеральным правительством

    Центром сотрудничества и координации между разными юрисдикциями в районе Большой Атланты служит Региональная комиссия Атланты (РКА), которая так же, как и ее предшественники, занимается планированием мер по развитию региона в масштабе целого ряда округов. Первое такое агентство в стране, финансируемое на деньги налогоплательщиков, было создано руководством Атланты еще в 1947 г.

    РКА представляет собой форум, "где выборные и назначенные официальные лица, представляющие местные органы власти, а также другие местные руководители собираются вместе для обсуждения общих проблем и возможностей", говорит председатель РКА Уэйн Хилл. "На основе тех предложений, которые исходят от города, комиссия разрабатывает политику и решает вопросы, имеющие общерегиональное значение". Проблемы, с которыми сталкиваются новые иммигранты, это один из таких вопросов, поскольку эта группа населения проживает не только в самом городе, но и за его пределами. Например, в графстве Декэлб, расположенном к востоку от Атланты, особенно высока доля новых иммигрантов.

    Наряду с тем, что представители города играют основную роль в деятельности РКА, город также поддерживает отношения с администрацией штата и федеральным правительством, особенно когда речь заходит о программах и грантах, которые могут пойти на пользу жителям Атланты. Так, городские власти занимались лоббированием в федеральном правительстве, с тем чтобы Атланта получила статус Зоны перспективного развития. Она вошла в число всего шести городов, которые были выбраны по всей стране, и это принесло Атланте 250 млн долларов в виде грантов и налоговых льгот. В настоящее время в ряде районов города, пользующихся этим статусом (в основном в бедных районах) ведется новое жилищное строительство и создаются рабочие места.

    Атланта также получила от федерального правительства грант в размере почти 13 млн долларов на осуществление программ по улучшению работы полиции в жилых районах. Для того чтобы получить грант, город, как правило, должен выполнить определенные требования, а впоследствии проводятся аудиторские проверки, имеющие целью подтвердить целевое расходование средств, полученных в виде федерального гранта.

    Выступая в январе 1999 г. с докладом о состоянии дел в городе, мэр Кэмпбелл особо отметил партнерские отношения города не только с органами управления других уровней, но и с неправительственными организациями. Атланта стремится "к формированию партнерских отношений со всеми членами нашего сообщества: с городским советом, городскими служащими, частным сектором, учителями, профсоюзами, церковью, некоммерческими организациями, городскими районами, региональными лидерами, а также с теми организациями в нашем штате и в Вашингтоне, которые способны что-то сделать для нашего города", заявил он.

    Один из примеров такого партнерства -- недавно созданный Консультативный комитет Атланты по технологиям и телекоммуникациям, в рамках которого объединяются усилия экспертов в области бизнеса, науки и техники. Цель этого комитета состоит в повышении эффективности работы местных властей, особенно в сфере услуг, и обеспечении доступа к передовым технологиям для всех жителей Атланты, в том числе и учащихся публичных учебных заведений. "Технология, наряду с движением за гражданские права, может привести к фундаментальным преобразованиям в обществе, -- говорит Кэмпбэлл. -- Она может взять на себя роль самого мощного инструмента, уравнивающего людей в правах".

    Активная позиция СМИ

    Как и во многих других городах, самыми важными местными СМИ в Атланте выступают филиалы четырех крупнейших коммерческих вещательных сетей, которые активно действуют на местном рынке новостей, а также главная газета города и штата "Атланта джорнэл-конститьюшн" (которая в будние дни имеет утренний и вечерний выпуск) -- прогрессивное издание с тиражом в 1,5 млн экземпляров, которое традиционно освещает проблемы меньшинств и вносит свой вклад в урегулирование отношений между разными группами населения.

    Выборные работники местных органов власти в Атланте, так же как и их коллеги в других городах страны, жалуются на средства массовой информации. Однако занимающая активную позицию местная пресса привлекает внимание общественности и политиков к самым разным проблемам и помогает добиваться согласованности действий в их решении.

    В ряде случаев представители местных властей признают, что выявление проблем средствами массовой информации может иметь положительные последствия. Так, например, освещение прессой проблемы пробок на автострадах привело, по крайней мере, к одному положительному результату. По данным городских властей, живущие в пригородах представители среднего класса устали от долгих поездок в город и начинают перебираться обратно в пределы городской черты, где движение не такое плотное отчасти благодаря системе общественного транспорта под названием МАРТА.

    Дон Мелвин, один из корреспондентов газеты "Джорнэл-конститьюшн", говорит, что местные власти должны учитывать позицию прессы, потому что она имеет большое влияние на общественность. Газета освещает аргументы "за" и "против", а также разного рода скандалы и злоупотребления. "По сути дела, мы выполняем роль контролера", -- говорит он.

    Мелвин, автор множества репортажей, представляющих интерес для новых иммигрантов, в том числе недавно опубликованной на первой полосе статьи о Нигерии, говорит, что газета "Джорнэл-конститьюшн" широко освещает проблемы новых жителей города. "Мы упорно работаем над тем, чтобы создать портрет нового облика города -- возможно, здесь мы опережаем газеты, выходящие в других городах", -- говорит он.

    Наряду с газетой "Джорнэл-конститьюшн", в последнее время в городе появился целый ряд новых местных газет, выходящих специально для новых иммигрантов, таких как "Мундо Хиспанико" и "Нейя", в которых публикуются местные новости, а также зарубежные сообщения о тех странах, откуда прибыли иммигранты. Растет и число радиостанций, которые вещают для новых жителей города.

    Решение проблем этнического разнообразия

    Атланта представляет собой пример того, как в условиях современного большого города могут прекрасно уживаться различные этнические группы населения. Безусловно для этого необходимы активно действующие в городе прогрессивные независимые средства массовой информации. Но определяющее значение имеет решительное стремление самого города, властей прилегающих к городу административно-территориальных образований, деловых кругов и других групп, в частности неправительственных организаций, к повышению темпов экономического роста, уровня жизни, безопасности и к созданию более благоприятной обстановки для новых жителей города.

    Главная проблема города -- его беднейшие граждане, которые в меньшей мере выигрывают от экономического успеха, -- характерна не только для Атланты. Пути решения этой проблемы стали предметом интенсивных дебатов, которые происходят как в Атланте, так и в других городах Соединенных Штатах.

    Если вы поговорите обо всем этом с новыми иммигрантами, живущими в Атланте, то вряд ли получите развернутый ответ. "Я не очень интересуюсь всеми этими проблемами, отчасти потому что бизнес здесь идет хорошо, и у меня много дел, -- говорит Ирина Левотова, которая приехала из России и занимается продажей недвижимости в основном выходцам из России. -- Но мне нравится здесь жить. Это -- отличное место, и люди хорошо уживаются здесь друг с другом".

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=2499