Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Японские картинки
Японская группа Sumitomo приобрела блокпакет акций российского производителя мелодий, картинок и игр для мобильных телефонов SPN Digital, оценив компанию в $20 млн. Это первая инвестиция зарубежной компании в российского контент-провайдера.
Он полагает, что к 2007 г. капитализация SPN Digital вырастет до $90 млн. По его словам, инвестиции Sumitomo компания потратит на расширение технической базы SPN, адаптацию зарубежного контента и выход на сопредельные рынки - Белоруссии и Украины, а также на рынки Китая и стран Ближнего Востока. Связаться с SPN Digital “Ведомостям” вчера не удалось. Старший консультант iKS-Consulting Оксана Панкратова говорит, что Sumitomo стала первой иностранной компанией, инвестировавшей в российского контент-провайдера. По ее словам, SPN Digital сейчас остается в десятке крупнейших контент-провайдеров, но немного сдала позиции из-за новых и агрессивных игроков. А Sumitomo давно присутствует на российском рынке, выпускает игры для мобильных телефонов и собирается усиливать свое присутствие в России, говорит консультант. “Поэтому для них покупка российского контент-провайдера - лучший вариант”, - считает Панкратова. Некоторые участники рынка мобильного контента считают, что Sumitomo переплатила. PR-директор “Евросети” Татьяна Гуляева называет прогноз оборота SPN Digital в $90 млн к 2007 г. завышенным в разы. Цена SPN Digital завышена, соглашается управляющий директор Shamrock Games Дмитрий Сергеев. По его словам, полгода назад Sumitomo вела переговоры об инвестировании в Shamrock Games приблизительно той же суммы, что в итоге японцы заплатили за SPN Digital. Сергеев добавил, что Shamrock Games постоянно ведет переговоры с потенциальными инвесторами из-за рубежа. SPN Digital занимает 7-8-ю позицию на рынке, а поэтому не стоит $20 млн, говорит гендиректор “Рустар Холдинга” (брэнды Infon и “Агрегатор”) Кирилл Шрамко. Он вспоминает, что при покупке зарубежных контент-провайдеров инвесторы назначали сумму, равную прибыли компании за последние несколько лет - от года до трех, в зависимости от динамики роста бизнеса. Он сомневается, что прибыль SPN Digital за последние два года составила $20 млн. Шрамко добавил, что Россия сейчас занимает четвертую позицию в мире по объему сотового рынка и ею интересуются многие иностранные инвесторы, среди них ведущий мировой провайдер Jumbo и несколько японских компаний. Другие контент-провайдеры считают оценку стоимости SPN Digital справедливой. Исполнительный директор “Никита Мобайл” Станислав Борисов считает, что SPN Digital занимает третье место на российском рынке мобильного контента и Sumitomo вернет инвестиции в нее через два года. А по словам управляющего директора i-Free Кирилла Петрова, SPN Digital уже вышла из первой десятки контент-провайдеров, но она действительно сейчас стоит $20 млн. Петров надеется, что сделка Sumitomo по SPN Digital станет ценовым ориентиром для оценки капитализации других российских контент-провайдеров. Приобретение пакета SPN Digital находится вполне в русле общей стратегии Sumitomo, поскольку в последнее время группа уделяет особое внимание Интернету и мобильной связи. Александр Левченко из Sumitomo говорит, что группа собирается инвестировать в другие телекоммуникационные проекты. Как рассказал “Ведомостям” знакомый с ситуацией источник, Sumitomo собирается купить акции крупного регионального оператора СМАРТС. Директор департамента корпоративных отношений СМАРТСа Андрей Гирев подтвердил, что переговоры о продаже пакета СМАРТСа велись с 7-8 инвесторами, среди них была и Sumitomo. Но окончательное ценовое предложение было получено только от трех потенциальных покупателей, говорит он, а в ближайшее время ожидается, что цену назовет четвертый инвестор. И, как подчеркнул Гирев, Sumitomo нет среди этой четверки. Он ожидает, что окончательное решение о продаже пакета акций СМАРТСа будет принято в ближайшие три месяца. Справка: По данным исследовательской компании iKS-Consulting, в прошлом году 10 крупнейших российских провайдеров контента для сотовых телефонов контролировали около 65% рынка объемом в $297 млн. Согласно прогнозу “Евросети”, в 2005 г. объем российского рынка мобильного контента вырастет до $700 млн. SPN Digital, коммуникационное агентство SPN Ogilvy и издательство SPN Publishing принадлежат группе SPN. Владельцы группы - председатель совета директоров Валерий Шелков, Валерий Казаков и несколько других физлиц. Sumitomo - крупная промышленная и торговая группа, ее объединенный оборот в финансовом 2004 г. составил около $95 млрд (рост 7,6% по сравнению с 2003 г.), чистая прибыль - $810 млн (рост 27,7%). В последнее время корпорация уделяет особое внимание информационным технологиям. |