Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
«Дача» экзаменов
Связанные одной цепью Самые проверенные и надежные каналы - не для людей с улицы. Чтобы ими воспользоваться, в нужном вузе должны Это, конечно, гораздо сложнее: надо не ошибиться, подойти именно к нужным, для этого их надо вычислить, а без своего человека это невозможно. Даже если, например, ваш репетитор по вашей просьбе переговорил с преподавателем, который будет принимать экзамены, не факт, что тот согласится. Когда моя знакомая предложила денег репетитору, который преподавал на кафедре, он, с кем-то поговорив, сказал дословно: «Я поговорил с Х, он сказал, что сначала будет вести «своих», а там, если получится, - и вашу дочь». Третья схема - бесплатная. Но она работает только для детей преподавателей и прочих нужных знакомых. Они тоже попадают в «нужные» списки, но бесплатно. Помню, одна мама беседовала с замдекана, он ей сказал: «Вы понимаете, у меня в этом году только 19 детей преподавателей поступают». Кстати, про «нужных» людей в университете до сих пор рассказывают такую историю. В конце 90-х годов на истфак поступала девочка Катя О., фамилия которой не совпадала с фамилией ну очень тогда высокопоставленного дедушки. Катя О. за сочинение получила двойку. На следующий день приехала подавать апелляцию ее бабушка (соответственно, жена вельможного дедушки). После апелляции девочке Кате поставили четверку, а преподаватели из приемной комиссии попросили руководство, чтобы в скобочках после фамилий абитуриентов писали фамилии их бабушек. Заряженные «по полной» Ясно, что к счастливчикам (еще их называют «заряженные»), попавшим в такие списки, относятся не как к простым смертным. Для этого существует масса методик. Из банальных: исправление ошибок в письменных работах «нужных» абитуриентов. Пару лет назад сестра одной из сотрудниц «Профиля» писала тест на факультет бизнеса МГУ. Если честно, поступать туда она не хотела, тест писала для тренировки. Поэтому, когда для зачисления недобрала один балл, она не расстроилась, но решила взглянуть на свою работу, что-бы понять ошибки. Выяснилось, что все было правильно. Ей просто не засчитали некоторые ответы. Но могут быть методики и более изощренные. Ирина Т., преподаватель ГУУ: «При составлении вступительных задач в каждый вариант обязательно включают такие, чтобы их мог решить либо победитель международной олимпиады, либо ученик, знающий методику их решения. Методикам решения не учат ни в школе, ни на курсах, ни репетиторы. За день перед экзаменом для избранных абитуриентов проводят «натаскивание» на эту методику - за очень большие деньги. Практически все из «избранных» получают проходные оценки. Остальные - оценки похуже. Не обязательно двойки. В результате - все чисто. Если не сдал - есть повод винить только себя». Собственно, формально упрекнуть вуз в подобном подходе нельзя: как они считают нужным, так знания и проверяют. А те преподаватели, которые прочитают эту статью, могут «накидать» нам еще не одну сотню вариантов. А мы тут репе-те-тируем... Впрочем, для людей с улицы тоже не все потеряно. К их услугам - репетиторы и «жучки». В газетах и Интернете объявления о репетиторстве публикуют сами преподаватели. Часто клиентуру ищут просто по цепочкам знакомых. Вернее, это клиентура ищет репетиторов. Вместе с указанием собственно предмета «натаскивания» обычно обещают помочь при поступлении в вузы и порекомендовать нужных преподавателей. Мы позвонили по нескольким подобным объявлениям. После подробных расспросов о выборе будущего вуза и школьных оценках абитуриента (предполагалось, что поступать будем в МГУ на один из гуманитарных факультетов) нам назначали личную встречу. На первой встрече дама представительного вида подробно объяснила, что от нас потребуется. Это оплата и посещение 10 дополнительных занятий по максимальной таксе 150 евро за индивидуальное занятие у нее и столько же - у преподавателя английского языка. «Но, - добавила дама, - если вы не хотите рисковать, мы можем дополнительно организовать поддержку на экзаменах. Я сама состою в приемной комиссии и смогу повлиять на ход экзаменов». Стоимость одного экзамена - от 5 тыс. до 8 тыс. евро в зависимости от факультета. Собственно, от занятий с репетиторами вреда никакого нет, даже есть польза: абитуриенту профессиональный преподаватель знания точно даст. Лучше, конечно, к ним обращаться заранее, за год-два, когда и время есть, и цены пониже, $20-50 за индивидуальное занятие. Максимальную таксу берут те репетиторы, которые действительно из года в год входят в состав приемных комиссий и телефоны которых вряд ли можно найти в газетах (они передаются от уже поступивших «по наследству»). С приходом горячей поры цены взлетают в два-три раза, но в стоимость занятия репетитор заранее закладывает сумму на свои услуги по продвижению абитуриента. Правда, руководители вузов всячески подчеркивают, что с «репетиторами» в приемных комиссиях они добросовестно борются. Виктор Садовничий, ректор МГУ: «Если мы знаем, что преподаватель занимался этим летом репетиторством, мы не допускаем его до экзаменационной комиссии». И перед экзаменами каждый преподаватель - член экзаменационной комиссии дает подписку о том, что репетиторством он не занимается. Однако, как показал конфиденциальный опрос «Профиля», проведенный среди преподавателей, расписка - просто формальность, а запрет никем не соблюдается, ибо это просто невозможно. На второй назначенной нам встрече про репетиторство даже и говорить не стали, а назвали цену полного поступления - 20 тыс. евро, - обязуясь передать означенную сумму прямо декану в руки. Если произойдет форс-мажор, 80% суммы пообещали вернуть (довольно часто, кстати, готовы возвращать и всю сумму или же вообще берут деньги после поступления). Знающие люди советуют от таких предложений отказываться сразу: это именно то, что в определенной среде называется «развести лохов на бабки». Никому, скорее всего, эти деньги передаваться не будут. Если ребенок поступит, то только благодаря своим знаниям. Если не поступит, скажут «увы» и оставят себе солидную сумму (или вернут вам все). Практика показывает, что подобными услугами активно занимается персонал вузов любого ранга, от преподавателей до чуть ли не комендантов общежитий. А уж когда назначена дата проведения экзамена, можно попытаться прибегнуть к помощи так называемых «жучков». Чаще всего это аспиранты или «простые» преподаватели, которые играют роль посредников при передаче взяток. Они ищут клиентов прямо у ворот приемных комиссий, предлагая свои услуги. Дескать, знаем, коОни ищут клиентов прямо у ворот приемных комиссий, предлагая свои услуги. Дескать, знаем, кому передать, и можете считать себя студентом. Гарантий, как и в случае с комендантом общежития, - никаких. Гляжусь в тебя, как в зеркало Все более популярным становится способ поступления благодаря «двойникам». Абитуриенту находят «двойника», обычно студента вуза старших курсов, который за него сдает экзамены. Стоимость одного экзамена - от $400 до $1,5 тыс. Наибольшей популярностью пользуются гуманитарии в технических вузах: у будущих программистов и математиков частенько хромают русский язык и литература. За диктант студент получает $150, за сочинение в обычный вуз - $200-250, в МГИМО - $400. За экзамен по английскому в Академию Плеханова дают $500. В два раза больше достается посредникам - руководителям «фирмы» и «бригадирам», подбирающим «двойников». Полное поступление по такой форме в МГУ, говорят, стоит от $5 тыс., в МГИМО - $10 тыс. За один сезон «двойник» зарабатывает около $3-4 тыс. Вечером или утром перед экзаменом псевдоабитуриент получает от абитуриента настоящего паспорт, расписку из приемной комиссии, дополнительные сведения. После чего отправляется на экзамен, и здесь все зависит от актерского мастерства и, конечно же, знаний. В случае разоблачения есть инструкция: дескать, сдавал за друга, никаких денег не брал. С юридической точки зрения схема практически безупречна. Но выгнать такого студента из института могут запросто. По сравнению с взяткой этот способ дешевле. Абитуриент практически ничем не рискует. Но остается опасность последующего разоблачения. В прошлом году в Архангельске был отчислен студент, который воспользовался услугой «двойника» при поступлении. Преподавателей удивило то, что студент, сдавший блестяще вступительные экзамены, показал себя неисправимым двоечником. Когда сличили почерк его сочинения и последующих записей, стало понятно: работы выполнялись разными людьми. Гамлету бы наши проблемы Этичность проблемы взятки отставим. Многие родители пойдут на это, лишь бы любимое дитя выбилось в люди. Но мнение одного чадолюбивого отца хочется привести без комментариев. Если кому угодно, он может с этим мнением даже согласиться. Папа: «Я давал взятки для поступления своего сына. Я за взятки. Сын у меня не бестолковый, просто я даю взятки для того, чтобы он поступил наверняка, без проблем и туда, куда хочет, а не туда, где маленький конкурс. И так делают большинство моих знакомых, потому что привыкли к высокой степени вероятности решения проблем. Те, у кого есть деньги (или власть), на 90% решают свои проблемы именно с помощью денег (или связей). И дети наши учатся там, где образование позволяет с большой вероятностью обеспечить высокий доход. Поэтому и получение такого образования стоит дополнительных средств. Даже за то, чтобы мой сын поступил на платный факультет, я давал взятку. Потому что желающих там учиться больше, чем имеется мест. Произойдет ли от этого деградация общества? Нет, не произойдет. Те, кто учится за деньги и взятки, - это потенциальные начальники. Они будут руководить теми, кто поступил и учился благодаря своим знаниям. Те, кто учился за взятки и деньги, знают реальные рычаги управления людьми (деньги, связи, информация). Это главное знание, которое получают эти люди. Поэтому они всегда организуют знающих специалистов, учившихся бесплатно, на выполнение каких-либо задач. Это было и в советское время, это есть и сейчас. И всегда интеллигентные люди будут задавать риторический вопрос: почему мой начальник глупее меня (в области конкретного дела), но мной руководит? А потому, что он учился по другим принципам. Начальник всегда умнее не в области конкретного дела (знания тонкостей профессии), а в области воздействия на людей. А такого типа ум приобретается в том числе получением образования по системе взяточничества. Это традиция русского народа». |