Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Злата Прага
Прага. Мигранты. Город. Форумы ОБСЕ стали некоторым родом политической визиткой этого дивного города. Они проводились здесь несколько раз. Само состояние города весьма соответствует теме форума 2005 года. Чехия за последние годы активно вовлечена в мигрантский процесс. Государство заинтересовано в приливе “свежего” народа по ряду причин: снижение рождаемости, необходимость в рабочей силе. На форуме чешская делегация знакомила с проектом по выбору квалифицированной рабочей силы и права на получение гражданства в течение 2,5 лет (народ-то эмигрантский обрадуется, если проект войдет в жизнь). Вряд ли ошибусь, сказав, что вторым языком в Праге является русский. Наших бывших много. Хотя, что понимать под словом “бывшие”? Одним определением - бывшие из СССР не обойтись. Соотечественников из независимого Казахстана тоже хватает (на учете в консульстве Республики Казахстан стоят 3000 человек. А сколько не стоят?). Русский язык выполняет в данном случае основную коммуникативную функцию. Много русскоязычных туристов. Расцвел всякими цветами русский бизнес. И русская мафия имеется. Но много именно тех, кто приехал на ПМЖ или на временную работу. Почти все мечтают получить гражданство и остаться здесь, в самом центре Европы. В своем большинстве они заняты в сфере обслуживания, трудятся по найму. Чаще всего именно их нанимают на всякого рода работы другие “наши”, которые имеют свой бизнес в Чехии, при этом живя в России, или еще где-нибудь. Работать у “наших” “нашим” тяжелее, чем у чехов. Платят меньше. Социалистические принципы распределения “от каждого по способностям, каждому - по труду” забыты на всю оставшуюся жизнь. Несколько проще тем, кто работает в торговле. Магазинов в Праге - тьма. Одного хрустального богатства сколько! Вожделенный еще при социализме сервиз “мадонна”, признак принадлежности обкомовской элите, можно купить запросто в любой лавке. Люстр, сияющих неподдельным хрустальным блеском - миллион. Богемское стекло вызывает мечты о роскошной жизни. А бижутерией, красоты необыкновенной, сотворенной из граната (национальный чешский камень) и стекла - волшебным светом расцвечены тысячи витрин. Верны, верны цветаевские строчки: Процветай народ, Народ старается процветать, в том числе и наш. К слову сказать, торговлей хрусталя в Карловых Варах занимаются дагестанцы. И выйдя из здания МИДа, где проходил форум, и решались проблемы житья-бытья мигрантского, я ежедневно нос носом сталкивалась с “нашими”. Довелось встретить “наших” из Алматы - семью художников Латыниных. Нарисованные ими бессмертные виды Праги расходятся по всему миру. Картинами торгует словоохотливый, обаятельный Миша из Ростова, женатый в третьем браке на казашке из Алматы. Он заодно играет роль справочного бюро для приезжих “наших”. Я ему долго объясняла традиционное понятие “токал”. Понял, обрадовался. С ним я обсуждала на житейском уровне все новости форума. Там, в Чернинском дворце (МИД) на высоком уровне обговаривалось то, что волнует каждого мигранта - его право на гражданство, его право на обеспеченную жизнь, его судьба. Другая наша соотечественница Лена из Алматы торгует хрусталем и сувенирами. На ПМЖ вместе с семьей уже 7 лет. В принципе житейской ситуацией довольна, только бы гражданство получить. Сын-школьник по-русски не говорит. Интеграция полная. Другой мой собеседник, Александр из Караганды, влюблен в Прагу. Ему, уехавшему из родного карагандинского Пришахтинска, этот город кажется сказочным и волшебным, несмотря на реальные трудности рабочего-мигранта. Он, как и все остальные живет надеждами и жаждет хорошей работы. Действительно, в Праге “нашим” комфортно. Близкий славянский менталитет, некая близкая сердцу небрежность, отсутствие напряжения и агрессивности. Несмотря, что пиво льется рекой и любителей абсента предостаточно (Чехия практически единственная страна, где разрешена продажа этого сильного алкоголя), да и местного ликера бекировки море, - пьяных разборок не увидишь. Да и подпитый чех, похожий на бравого солдата Швейка, в “бутылку” не полезет. Если в дальнейшем Чехия введет законы, облегчающие принятие гражданства, то прирастать она будет “нашими”. Кстати, в отличие от других европейских стран в Чехии нет такого потока мигрантов из Азии или Африки. Здесь ищут счастья преимущественно “наши”, в поте лица своего добывающие крону на хлеб. Есть вьетнамцы, они еще от совместного социалистического лагеря остались. Китайцев мало. Много украинцев. Все-таки ближайшие соседи. Сама Прага показалась мне на редкость уютным городом. Ни тебе террористов, ни откровенного хамства, ни бандитизма. Хотя туриста дурят в ресторанах, в обменных пунктах валюты. Причем как-то ненавязчиво, по-свойски. Видимо, популярность Праги испортила чехов, разбаловала. Прага - важный и раскрученный “брэнд” во многих туристических маршрутах по Европе. Дешевое и вкусное пиво, добротная славянская кухня, яркие “блескучие” магазины. Благодушный, с хитрецой народ с юмором в стиле Карла Чапека и Ярослава Гашека, любящий приговаривать: “ё”, - аналог русскому “да-да” и американскому “о’кей”. Но самое главное, дивный город. Водила меня по Праге моя новая приятельница Анка, по образованию почвовед, выпускница МГУ. По Праге надо ходить только с пражанином. Именно он, а не туристическая карта, покажет диковинные, потаенные места и улочки этого города, которые делают его особо незабываемым. Вряд ли в Европе найдется город подобно Праге раскинутый по обоим берегам реки и объемно врезанный в ее обрывы и террасы. В первую очередь река Влтава явилась природным архитектором городской застройки. Русловый процесс, приведший к съеданию берегов, “вылепил” город на холмах на одном берегу и на поднимающихся вверх террасах - на другом берегу. Что и говорить, знал толк в пространстве император Священной Римской империи чех по национальности Карл IV (1346-1378). В годы его правления Прага приобрела свое изумительное архитектурное лицо, которым любуется уже не одно поколение людей, подтверждая выражение Гоголя, что архитектура - это летопись мира, она говорит даже тогда, когда замолкают письмена. В городе присутствуют все архитектурные стили: от готики до конструктивизма. Её просторные площади и сады, расположенные лабиринтами, принимают в объятья каждого. Особо город завораживает с высоких точек просмотра, когда янтарно-оранжевые крыши слепят золотом глаза. И ты понимаешь, что находишься в Злате Праге. Познание города происходит всегда. Кроме парадной, торжественной Праги с ее Пражским Градом, Малой Страной, собором Св. Вита - есть Прага интимная, очень личностная, спрятанная в бесконечных артериях улиц, которые затягивают прохожего постепенно. Блуждание по ним - процесс неустанный. Наслаждение красотой фасадов зданий с домовыми знаками: “У двух солнц”, “У трех скрипочек”, “У золотого бокала” - процесс эстетический. Чешские пивные при всей публичности потребления пива, имеют свою скрытость и интимность процесса питья этого излюбленного напитка. Но есть еще Прага наполненная какай-то таинственностью, возможно, она еще с времен Еврейского города - Жидовское место. Каббалистический мистицизм равномерно уживается со славянской непринужденностью и праздностью. Есть Прага Кундеры, с его “Невыносимой легкостью бытия” в облике 1968 года чеканно впечатанной в камень мостовых. Есть Прага Кафки. С ее и его, Кафки, конструктивизмом мышления. Это действительно город Кафки. Пластичность улиц, затерянность садов, сумрачность замков, стоптанность садовых дорожек - отразились и преобразились в болезненное ощущение собственного “я” в его рассказах и романах. Кафка прошел сквозь красоту окружающего и вынес состояние, которое живет в тайниках подсознания. Такая Прага не видна, она не на ладони. А посему наряду с сияющими витринами нарядного богемского стекла и украшений от фирмы “Яблонекс” - существует Прага в альтернативных красках Золотой улицы, в схороненных от назойливого туристического глаза памятниках. В этой Праге мир предстает таким, каким его не видит обыденное сознание: витает дух человека-монстра - Голема, создание которого приписывается рабби Ливу бен Бецалелю, жившему в 16 веке; Святой Вацлав сидит не в седле, а верхом на пузе коня; человек несет свою ношу - череп; Кафка шагает вперед, перстом указывая в небо, которое, по утверждению Канта, бесконечно, как внутренний мир человека. Существует в Праге архетип, несмываемый водами Времени. Это Карлов Мост. Каменный мост, построенный в 1357 году на месте двух старых деревянных, соединил берега Влтавы, объединив самостоятельные части города в одно, органическое целое. Проход по мосту подобен скольжению сквозь Время. Двадцать восемь скульптур святых - бессменные охранники моста, кажется - торжествуют над Временем, которое стирает все и вся. И мост - медиатор, проход из мирского в сакральное. Коммуникабельность Карлова Моста в объединение времен и народов, культур и религий. Жизненность символики моста в его реальной ирреальности. Тема “моста” архетипична в человеческом поведении. Видение св. Павла, указывающее, что тонкий как волос, узкий мост соединяет наш мир с раем. По сюжету средневековой легенды под водой спрятан мост-сабля, по которому в виде испытания проходит рыцарь Ланселот. Не так просто пройти по мосту sirat в исламской традиции. Мост испытывает и соединяет. Такова его суть. Харизма Карлова моста - в 520 метрах его прохода, направленного в неистребимость жизни. Не от того ли статуя Брунцвика (Роланда) - символ прав староместских жителей на мост и малостранский берег, стоящего вне моста и возвышающего над водой, - ассоциируется с хранителем судеб человеческих. Или же, может быть, - это мост Кафки, который в одном из своих притч сам захотел стать мостом, чтобы объединить внутренний мир человека с внешним и связать несоединимое?! Или, может быть, - это мост неистовой Марины Цветаевой?! “С рокового мосту P.S. Прощаясь с Прагой, хотелось, чтобы уехавшие “наши” нашли то, за чем ехали в эти края. Если Родину меняют, значит, так надо. Значит, право на свободу передвижения реализуется по полной программе. А родимой стороне есть над чем призадуматься. Однако аксиома непреложна - одни будут двигаться с насиженных мест, другие будут оставаться на насиженных местах. И у каждого есть право на то, что слева и на то, что справа. Путь же повезет по жизни и тем и другим. |