Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

"Первая ярмарка, где я вообще не волнуюсь"

Елена Есина. Клуб выпускников МГУВ один из последних дней работы грандиозного арт-форума «Арт Базель» с его участником, куратором московской XL-галереи Еленой Селиной встретился корреспондент ГАЗЕТЫ Сергей Сафонов.

- Каким оказался итог вашей поездки в Базель?
- Я считаю наше участие успешным. Во-первых, нас взяли; я очень этого хотела, но не ожидала. Даже если бы мы отсидели здесь «насухую», это все равно было бы значимо: в Базеле узнали бы русскую галерею. А то, что работы стали так бодро продаваться, - я все-таки это просчитывала. У нас в Москве очень плохо понимают - и художники, и многие галеристы, - что любая западная ярмарка это не только место, где можно купить произведения, но и место, которое играет огромную роль в карьере художника. То есть художник, явленный на стенде галереи, помимо того, что он попадает в ситуацию рынка, попадает еще и в ситуацию некоммерческую. Мы годами ездили на «Арт Форум» в Берлин, после чего оставляли там работы, и многие брали их на выставки - вот почему у XL такая сильная музейная история. Многие художники бывали впервые замечены именно на ярмарочных стендах.

- Как зрители-профессионалы отнеслись к вашей экспозиции?
- Подходили представители других ярмарок и говорили, что мы правильно выстроили стенд. Мне кажется, они нам не лгали. Я сама довольна стендом. Мне кажется, мы произвели достойное впечатление.

- Есть ощущение, что устроители «Арт Базеля» стратегически заинтересованы в притоке российских галерей?
- Я надеюсь на это очень; я слышала, как директор ярмарки Самуэль Келлер говорил об этом. Безусловно, он никогда никому ничего не обещал. Но что русские работают профессионально, что это целый рынок и свой пласт искусства, которое, безусловно, нужно показывать, - такое мнение я слышала.

- В чем принципиальное отличие «Арт Базеля» от других ярмарок?
- Это самая известная ярмарка в мире, она существует тридцать шесть лет. Коллекционеры привыкли годами приезжать прежде всего в Базель и покупать произведения именно здесь. Тут совпадение и истории, и выставочной политики, соблюден баланс репертуара: есть прекрасный Unlimited, есть более старые работы. Известные галереи, которые торгуют супердорогим искусством, находятся внизу. Это самая комфортная из всех ярмарок, все отлажено до такой степени, что нет никаких проблем и препятствий. Первая ярмарка, где я вообще не волнуюсь.

- Что-то в Базеле может быть заимствовано для следующей «Арт Москвы»?
- Конечно, Unlimited. Мы с Айдан Салаховой предлагали в этом году сделать такой же проект. У любого галериста есть масса работ - например инсталляций, - которые невозможно показать на стенде, но которые можно вынести в отдельное пространство.

- Чем это отличается от проекта «Мастерская Арт Москва»?
- В «Мастерской» художник делает все сам, без участия галереи. Но любая инсталляция требует затрат. В нашем случае это партнерство: плод усилий галериста, художника и, скажем так, изготовителя. Любая инсталляция Unlimited - это еще и лицо галереи.

- То есть в Unlimited участвуют художники, делегированные той или иной галереей?
- Конечно. И везде написано, что цены можно узнать на таком-то стенде.

- Есть ли интерес европейской арт-прессы к ярмарке и участию в ней XL?
- Телевидение; анонс в Herald Tribune, написанный с очень большой симпатией. Но я не хотела вот этой брудастости: русские идут. Мне хотелось показать, что мы абсолютно самостоятельная единица, которая не маргинальна и не выпендривается какой-то особенной национальной идентичностью. Contemporary art не имеет границ; другое дело, хороший художник или плохой. Я могла бы накачать все «звездами», но мне это претит. Мне приятно, когда говорят: «Вот это классная галерея. А кстати, откуда она? - Из Москвы». Для меня вот эти понты важнее.

- В Базеле нет противопоставления contemporary art и modern art. Не пора ли сделать и репертуар «Арт Москвы» более всеядным?
- Не пора. Был опыт, когда «Арт Москву» и Антикварный салон проводили одновременно, и все русские клиенты концентрировались на салоне.

- Это менталитет?
- Особенности русского бизнеса. До сих пор наиболее успешны антикварные галереи, которые продают Шишкина, Айвазовского, портреты XIX века, крутой авангард.

- А почему здесь старое и новое искусство органично соединяется?
- Потому что галереи, которые работают с искусством ХХ века, работают еще и с художниками contemporary art. Визуальный баланс происходит даже на уровне стенда. В Москве же ни одна «старая» галерея не работает с современными художниками; получается, что это «два мира - два детства».

- А новая московская ярмарка «Полвека советского искусства» не перспективна в плане объединения галерейного «репертуара»?
- Может, кто-нибудь концептуально и выступит на ней с каким-нибудь Кабаковым, но пока этого никто не сделал. Я думаю, на этой ярмарке тоже проявится национальная особенность: работы художников соцреализма покупать будут, а соц-арт - нет.

Европейский размер
Елена Селина родилась в Москве. В 1988-м окончила истфак МГУ (отделение истории и теории искусства). С конца 1993-го директор и куратор галереи XL. В 1994-м галерея впервые показала фотовыставку Бориса Михайлова, с 1999-го работает с Виноградовым и Дубосарским. Селина - член экспертного совета ярмарки «Арт Москва». Благодаря планомерным усилиям XL по пропаганде российского современного искусства многие работы попали в музейные коллекции в Генте, Дисбурге, Стокгольме, Берлине, Бирмингеме, Антверпене, Осло, а также в музей Гуггенхайма в Нью-Йорке и в наш Русский музей.

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=2223