Заходите, сударь, в «Теремок» на блины!
Визитная карточка Михаилу Гончарову 29 лет. Выпускник факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ. Женат, отец трехлетнего сына. Компанию "Теремок - Русские блины" Михаил организовал в 1998 году. С тех пор оборот фирмы увеличился в 40 раз, а количество сотрудников выросло с 5 до 70. Из своей продукции хозяин "Теремка" больше всего любит блинчики с красной икрой.
Однажды у молодого предпринимателя Михаила Гончарова пропал интерес к оптовой торговле аудиотехникой. Конечно, деньги этот бизнес приносил хорошие. Но хотелось чего-то более интересного и полезного людям. Так на улицах Москвы и Петербурга появились фургоны-теремки, торгующие горячими блинчиками. - Михаил, какой опыт был у вас за плечами, когда вы решили заняться фаст-фудом? - Работать я начал еще в МГУ. Вместе с друзьями мыл стекла. Потом получил повышение - стал бригадиром. В мои обязанности входило заключение договоров с крупными организациями и такими же студентами, как я сам. Так я накопил первые навыки в менеджменте. Кроме мойки стекол, наша фирма занималась продажей аудиотехники. Взялся я и за эту работу. Через пару месяцев мне удалось заключить контракты на поставку магнитофонов в ЦУМ и ГУМ. Это был большой успех. Ведь в то время импортная техника только начала появляться в крупных российских магазинах. Начальство в меня поверило, я стал больше зарабатывать. А в 1995 году создал собственную фирму по продаже аудиотехники. - Четырехлетнего опыта работы по найму оказалось достаточно для самостоятельного старта? - Да. В нашей стране это, по-моему, единственный путь набраться знаний для открытия своего небольшого бизнеса. Ты приходишь в крупную компанию, учишься. Со временем начинаешь видеть свободные ниши на рынке и пытаешься их занять. Конечно, лучший способ получить предпринимательский навык - это семейный бизнес. Тебя буквально взращивают на нем, а потом тебе же его отдают. К сожалению, у нашего поколения такой возможности не было. Но такой шанс есть у наших детей. - Как вы решились перейти с магнитофонов на блинчики? - В 1998 году аудиотехника приносила неплохие деньги. Среднемесячный оборот моей фирмы достигал примерно $200-300 тысяч. Но уже тогда я начал задумываться о новом, более перспективном бизнесе. Время моих раздумий совпало с кризисом. Как и для всех, он был для меня очень некстати. Пришлось закрыть фирму, к которой я уже почти потерял интерес. А денег, чтобы начать новое дело, не осталось. Почти все заработанное ушло на погашение кредитов. И вот в это непростое время появилась идея создать сеть закусочных "Теремок". - С чего началась работа? - Конечно, с анализа рынка, разработки детального бизнес-плана. - Заказывали маркетинговые исследования? - Да откуда у человека, работающего в малом бизнесе, на это деньги?! Сам составил вопросник, размножил анкету, и мои сотрудники опрашивали народ по всей Москве. Я сам изучал все возможные варианты быстрого питания. Очень, кстати, этим увлекся. "Проверил", как работает весь московский фаст-фуд, начиная от крупных сетей, таких как "Steff-Holberg", и заканчивая бабушками, торгующими пирожками. - И теперь о вашем бизнесе знаете практически все? - Даже блины сам печь умею. Научился, когда мы работали над технологией. Конечно, для решения многих задач мы пригласили специалистов. Например, для разработки дизайна наших киосков. Я захотел, чтобы они были похожи на теремок в неорусском стиле, популярном в начале двадцатого века. Удалось донести эту мысль до профессионалов. В итоге - все получилось, как я хотел. - У вас и продавцы обращаются к покупателям на старинный манер: "сударь", "сударыня". Ни с одной другой торговой точкой не спутаешь! - Эта идея сама собой пришла в голову. - Наверное, с технологией выпечки блинов тоже не было никаких проблем? Ведь это одно из самых популярных народных блюд. Как раз наоборот. Было бы значительно проще, если бы мы решили печь, например, пиццу. Мы взяли бы повара из Италии вместе со всеми секретами. Нам же все тонкости блинного дела пришлось постигать самостоятельно. Иначе не удалось бы добиться хорошего качества, а значит, и прибыли. Собственную школу выпечки блинов мы создавали целых три года. Спасибо моей маме: она возглавила эту работу. И теперь все наши новые сотрудники обязательно по пять дней учатся в этой школе. Сколько денег пришлось вложить на первых порах, чтобы раскрутить это проект? - В общей сложности на открытие первых трех "теремков" было потрачено около $50 тысяч. Но многие затраты были сделаны уже с расчетом, что наш малый бизнес в скором времени перерастет в бизнес средний. Мы тратили много денег на технологические поиски, дизайн. А если бы я сам открыл киоск без всяких оформительских причуд и встал бы сам печь блины, мне бы пришлось потратить значительно меньше - тысяч 7-9 долларов. За границей, например в Париже, таких частных передвижных закусочных сотни. - А почему в России немногие рискуют повторить ваш путь? - Наши власти не любят малый бизнес. Он им кажется неуправляемым. Действительно, когда игроков на рынке мало, их можно собрать и договориться о разделе сфер влияния. А тысячи владельцев наших маленьких лавочек и магазинов ни в одном зале не соберешь. Поэтому разговоров о господдержке малого бизнеса много, только ничего не меняется. Налоги высокие, бухгалтерия громоздкая. Но мы будем развивать наш бизнес несмотря ни на что.
Торговая тактика
От чего зависит прибыль? 1. От количества точек. Чем их больше, тем лучше. Это позволит снизить затраты «на один блин», связанные с вывозом мусора, оплатой электроэнергии и оформлением документов на право торговли. 2. От качества продукта. Выигрыш от приобретения дешевой муки и других компонентов для теста и начинки будет недолгим. Через 2 - 3 месяца объем продаж значительно сократится. По прошествии этого времени из-за ухудшения качества блинов неминуемо упадет выручка. Такие же последствия ждут тех, кто будет экономить на приглашении высокопрофессиональных поваров и обучении персонала. 3. От выбора места. Чем больше народа проходит мимо вашего киоска, тем больше потенциальных покупателей. 4. От точной оценки рынка. По какой цене продавать блин с маслом - по 14 рублей или по 20? Все зависит от покупательского спроса. В разных киосках эти цифры будут разными. Верно их определить - задача хозяина сети.
Приход и расход
Сколько нужно заработать на блинах?
Счет |
$ в ср. за месяц |
% в ср. за месяц |
валовая выручка |
6 000 |
100 |
расходы |
3 880 - 4 930 |
ок. 65 - 82 |
в том числе: |
|
|
- на проукты |
ок. 2 700 - 3 600 |
ок. 45 -60 |
- на зарплату персонала (3 чел.) |
600 - 780 |
10 - 13 |
- на электроэнергию |
180 |
3 |
- на вывоз мусора |
180 |
3 |
- на оплату патента |
3,2 |
0,05 |
- на оплату разрешения |
|
|
на право торговли |
15,8 |
0,3 |
- на оплату налогов (для ПБОЮЛ, по упрощенной системе налогообложения) |
200 - 170 |
3,3 - 2,8 |
чистая прибыль |
ок. 2 120 - 1070 |
ок. 35 - 17 |
Самые крупные фаст-фуды Москвы. Часть 3
"Крошка-Картошка" Владельцы: Андрей Конончук и Виталий Науменко. Раньше занимались поставкой в московские магазины итальянской одежды Время создания^ Август 1998 года Меню: Запеченый картофель с салатом, сэндвичи с сыром и колбасой, квас, напитки компании "Пепси-Кола" Стартовый штат: 4 человека (Андрей и Виталий и их жены Лариса и Катя), 1 автобуфет Штат сегодня: около 200 человек, 59 автобуфетов (из них 38 принадлежит франшизерам). Есть филиалы в Киеве и в Харькове, идут переговоры о создании филиалов в Чехии и в Сан-Франциско Цены: На 50-100 рублей можно поесть от души Планы: В самое ближайшее время автобуфетов будет на 15 больше. В дальнейшем намечено создать две сети: автобуфетов и стационарных кафе. Возможности для сотрудничества Великолепные условия для франшизеров. Предлагаются полностью оборудованные (за исключением кассового аппарата) автобуфеты, отлажена система поставки продуктов
"Обжора" Время создания: Январь 2000 года Владелец: Виктор Ямпольский. До открытия собственного бизнеса работал в компаниях "Кока-Кола" и "Кэдбери" Меню : горячие сэндвичи, пирожки, лазанья, широкий набор напитков Начальный штат: 6-7 человек, 2 автобуфета Штат сегодня 60 человек, 16 автобуфетов Цены: можно хорошо поесть на 50-100 рублей Планы: динамично развиваться, поддерживать высокое качество продуктов и обслуживания Возможности для сотрудничества: с франшизерами не работает
"Хуан-Хэ" Время создания: Март 1999 года Владелец :Эдуард Агапов. Раньше занимался хот-догами Меню: Блюда китайской кухни Стартовый штат: Около 15 человек Штат сегодня: Около 100 человек,14 автобуфетов, есть стационарный ресторан в Москве Цены: Основательно заморить червячка можно за 50-100 рублей Планы: Создание торговой сети в Санкт-Петербурге Возможности для сотрудничества: Для торговли на точках, принадлежащих компании, приглашаются предприниматели без образования юридического лица
"Стоп-Топ" Время создания: Первые киоски открыты еще в 1993 году под известной в Европе маркой Steff-Holberg. После того как в 1996 году было запрещено использовать в оформлении вывесок иностранные слова, сеть работает под торговой маркой "Стоп-топ" Владелец: Сергей Шихарев. Бывший физик, до открытия сети авто закусочных продавал мясопродукты из Дании. Меню: Всевозможные комбинации мясных продуктов и теста - от хот-догов до буритто и лазаньи Стартовый штат: Около 10 человек, 3 киоска Штат сегодня: 300 человек, 120 автобуфетов (из них 16 принадлежит франшизерам). Есть стационарные кафе в торговых центрах, кинотеатрах, возле бензоколонок Цены: В среднем около 50 рублей за порцию Планы: Увеличивать количество автобуфетов, стационарных кафе и точек. Не исключено, что будет вновь изменена торговая марка Возможности для сотрудничества минимальные, компания планирует отказаться от услуг франшизеров
"Теремок" Время создания 1998 год Владелец: Михаил Гончаров. До организации сети торговал аудиотехникой Меню: Блины, каша, квас, морс, медовуха Стартовый штат: 12 человек, 3 передвижных киоска Штат сегодня 160 человек 18 автофургонов в Москве и 7 в Петербурге Планы: Открыть стационарные кафе русской кухни Возможности для сотрудничества : Франшиза продается только после очень тщательного отбора партнеров
|