Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Cмерть cкандала

Скандал выходит из моды. Искусство, пресса и шоу-бизнес учатся обходиться без него. Теперь они делают ставку на качество и здоровый интерес. Причина - сдвиг в сознании общества. На смену протесту и отрицанию пришли серьезность и ответственность.

Провокации становятся знаком уходящей эпохи

Алла Пугачева больше не разводится с Киркоровым. Отар Кушанашвили ведет программу на тихом канале, не грозится набить морду группе «Кошки-Мышки», не матерится в эфире. Недавний символ сексуального раскрепощения певец Борис Моисеев поет с актрисой Людмилой Гурченко ностальгическую песню про Санкт-Петербург. Певица Земфира больше не поливает водой милицию, не носит черных очков. Купила квартиру в Москве, ходит на светские рауты, посещает стилиста и визажиста. Сделала модную прическу, прослушала курс лекций по истории философии в МГУ.

Возвращение в шоу-бизнес певца Филиппа Киркорова, героя «лучшего» поп-скандала последних лет, не вызвало ажиотажа. «Скандал с розовыми кофточками - это потеря нравственности, - говорит Иосиф Пригожин, продюсер Валерии, Авраама Руссо и Кристины Орбакайте. - Грустно, что такое произошло. И популярности ему не добавило». Пригожин убежден, что сегодня продавать скандал невыгодно: «Скандал надоел народу, спрос на него упал, а достойный материал продается без скандала».

Продюсер Иван Шаповалов, создатель экстремальных проектов «Тату» и NATO, готовит новое реалити-шоу - музыкальное путешествие на ледоколе, которое будет транслироваться в прямом эфире. Он связывает свой новый проект с социальными ожиданиями: «Скандал важен как конфликт, но одновременно это тупик, - рассуждает он. - Мир становится опаснее, и человек ищет выход из скандала, из тупика. Проектом «Ледокол» я обращаюсь к тем, кому интересны мирные символы, глобальное потепление».

Дух затишья коснулся и интеллектуальных бунтарей-писателей, публицистов. Писатели и политические деятели Александр Проханов и Эдуард Лимонов имеют сейчас куда более респектабельный имидж, чем в 90-е годы. Солист «Ленинграда» Сергей Шнуров поет про ненависть к менеджерам для богатых в Куршевеле. «Ненависть к олигархам перестала быть скандальной, превратилась в культурную игру, - говорит он. - Некоторые начальники, приглашая на корпоративную вечеринку «Ленинград», заставляют подчиненных любить нас в рабочем порядке».

Писатель Владимир Сорокин написал оперу без намека на мат и агрессию. А его новая книга - ностальгические рассказы о войне, волнах, снах. Его выпускают уже не радикальные издательства Obscuri Viri и Ad Marginem, а респектабельное политкорректное «Захаров».

«Скандал сейчас интересен для тех, кому больше нечего продать, - убежден Олег Тарасов, продюсер ранних проектов поэта и музыканта Егора Летова, автора культовой фразы 90-х: «Я всегда буду против». - Скандалы вокруг Егора - не его проблемы. У него никогда не было ставки на эпатаж. Называя матерным словом один из своих проектов, он вряд ли рассчитывал увеличить этим продажи».

Есть время разрушать и время строить. И это чувствуется сейчас не только в России - мы совпадаем с ритмом остального мира. «Секс, наркотики, рок-н-ролл» на Западе - больше не мейнстрим. СПИД и движение за права женщин вбили осиновый кол в могилу сексуальной революции. Табу на религиозное кощунство и агрессию перестало быть стимулом для скандала. Все эти зоны уже отработаны в культуре и СМИ. Обращаться к ним попросту скучно.

Бывали дни веселые

Русским на Западе традиционно приписывали неуемную сексуальную энергию. Так же воспринималась на Западе и перестроечная Россия: непредсказуемая, с огромным запасом энергии страна, от которой можно ждать чего угодно. В 90-е она ассоциировалась со скандалом. А мы и сами, желая освободиться от советских комплексов, все громче демонстрировали раскованность и открытость.

Иван Шаповалов строил проект «Тату» на образах подростковой лесбийской любви, и это вызвало восторг в западных странах, где аналогичный «родной» проект мог бы иметь проблемы с законом. Телезрители ждали, когда Лена и Юля поцелуются, следили за каждым клипом. Появилась практика заказных скандалов. Не иметь за собой какого-нибудь греха считалось дурным тоном. Классический газетный заголовок середины 90-х - «Первый муж Ирины Аллегровой рассказывает всю правду».

Не менее скандальным было и поведение интеллектуалов в искусстве - герои Сорокина ели людей и фекалии, ругались матом. Массовую известность современному художнику Олегу Кулику принес имидж человека-собаки. При этом такое разные продукты, как перформанс Кулика, рассказы Денежкиной и шоу-группы «Тату», имели очень большой успех на Западе - видимо, здесь отчасти сказывался имидж России как экзотической и странноватой «страны скандалов».

Кстати сказать, этот имидж отчасти отрабатывается и сегодня. Иван Шаповалов отмечает успех NATO в Германии. Значит ли это, что Россия становится своего рода экспортером скандалов? Автор «Словаря русского мата» в 12 томах лингвист и телеведущий Алексей Плуцер-Сарно смотрит на это скептически: «Сколько бы мы ни скандалили, нас не услышат. Мы сами - скандал в общеевропейском доме».

Мы повзрослели. Хорошо это или плохо?

Оздоровление культуры

Издатели и продюсеры говорят в один голос: спрос на скандал упал, поэтому раскручивать его невыгодно. Соглашаясь с этим, президент информационно-исследовательского центра «Панорама» Владимир Прибыловский напоминает и о нынешнем сдвиге в политической культуре: «Ельцин сам был курьезен, скандален, а Путин строгим имиджем создает ощущение, что шуточки не проходят. Возможно, это станет стимулом для какого-то взрыва на грани искусства и политики. Хороший пример - анекдоты интернет-деятеля Максима Кононенко-Паркера о Владимире Владимировиче. Наверное, глава администрации президента Владислав Сурков читает их и хихикает».

Книгоиздатель Игорь Захаров, опубликовавший писателя Бориса Акунина и позднего, «нескандального», Владимира Сорокина, считает главной причиной упадка скандала отсутствие бодрости духа в обществе: «Нет пассионарности и новых идей. Если мне завтра принесут яркую документальную повесть о Ходорковском - политика не помешает мне издать ее. Но что-то никто не приносит. И не то чтобы боятся. Драйва нет ни у кого». При этом он делает оговорку: «Кто знает, может быть, скандал в России был калькой с Запада? Традиционно мы более закрытое общество, поэтому 15-летняя мода на скандал не прижилась. И дело не в политике и не в экономике, а в менталитете».

Усталость от скандалов может говорить не о вялости общества, а наоборот, о его оздоровлении. «Мы сейчас живем в почти уже здоровом, повзрослевшем обществе интенсивного потребления и производства, - считает доцент МГУ, специалист по социологии культуры Михаил Макеев. - Такое общество все в себе интегрирует, в том числе технологии скандала. Рынку нужен стимул, чтобы выпускать новые серии продуктов. Чем больше бьют окна, тем это выгоднее производству стекла. Но когда общество и культура устанут от серийных скандалов, тогда может произойти и настоящий прорыв».

Что касается желтой прессы - какое-то место эта мощная индустрия все-таки будет занимать. Она не умрет. Одна из причин этого в здоровом обществе - как ни парадоксально, нравственный стимул. Настоящая заслуга папарацци будет заключаться не в провокации скандала или смаковании «клубнички», а в том, чтобы сказать правду и обличить безнравственность или коррупцию. В идеале у этих папарацци должны быть качественные российские видеокамеры, а снимать они будут действительно профессиональных отечественных поп-звезд.

Мы учимся видеть истинную ценность вещей. Скандал нам больше не нужен. Диагноз нашей культуры - оздоровление.

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=1962