Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
БАКАЛАВРОВ СКОРО СТАНЕТ БОЛЬШЕ
Наталья Савицкая
Сколько лет учить в тех или иных вузах - окончательно решат после общественного обсуждения Бакалавров действительно становится больше. В этом мы убедились, обзвонив приемные комиссии вузов. Между тем, как сообщают опросы Высшей школы экономики, в обществе еще живы старые установки, что бакалавриат - это незаконченное высшее образование. Нет, отвечают в Министерстве образования и науки РФ, - это полноценное высшее образование. И после завершения обучения выпускники бакалавриата получают диплом, свидетельствующий об этом и который (как показало обсуждение на Бизнес-педсовете) устраивает большинство работодателей По информации Госкомстата РФ, на 1 ноября 2004 года во всех вузах России, включая вузы МВД (20) 662 (вуза), - по направлению «бакалавриат» обучались 264 тыс. 440 человек (Всего в вузах обучается 5 млн. 860 тыс. 100 человек.) Это примерно 4,5%. В вузах, подведомственных Рособразованию (это 335 вузов), по направлению «бакалавриат» обучались 236 тыс. 406 человек. Это примерно 5,6%. Предполагается, что в этом году численность студентов на бакалавриате значительно возрастет, потому что вузы спешат подавать заявки. Во многих крупных вузах бакалавриат (и магистратура соответственно) существует аж с 1991 года. Не является исключением и Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. Зачинателем движения «4 плюс 2» выступил там экономический факультет, который одним из первых ввел такую программу. С 2001 года механико-математический факультет МГУ начал прием на бакалавриат и магистратуру на специальности «Прикладная математика» и с 2003 года на специальности «Информационные технологии». Геологический факультет, факультет наук о материалах и факультет почвоведения согласны выдавать диплом бакалавра всем успешно сдавшим госэкзамены по истечении четырехлетнего срока. Бакалавров готовят на факультете искусств, на факультете иностранных языков и регионоведения и на факультете журналистики. Тем не менее сам ректор МГУ Виктор Садовничий вплоть до последнего времени был решительным противником этого перехода. Почему? Ректор считает, что ученого за 4 года не вырастишь. И с этим в принципе никто не спорит. Однако ректора Садовничего «подправляет» ректор Санкт-Петербургского университета Людмила Вербицкая. Она считает, что «широкую подготовку с включением мировоззренческих курсов - ценнейшую традицию нашего образования - бакалавриат как раз и не нарушает». По замыслу реформаторов, в бакалавриате даже повышен удельный вес общего образования. Как разворачивает этот тезис Вербицкая, хоть наше образование и именуется профессиональным, более 20% учебного времени в вузах приходится на общие дисциплины. И факт, что не более 50% выпускников работают после вуза по выбранной специальности, говорит о том, что как раз блок общих дисциплин преподается на должном уровне и позволяет выпускнику после завершения учебы быстро переключиться с одной профессии на другую. С другой стороны, из-за большого объема общих дисциплин почти нет времени на специальные, говорит Вербицкая, поэтому многие не могут устроиться на работу по профессии. В общем, по замыслу разработчиков реформы, бакалавриат - это массовая кузница кадров, что особенно актуально накануне демографической ямы. А магистратура, которая следует за ним (2 года обучения), - товар штучный. Оппоненты перехода обращают внимание на то, что во всех странах горлышко магистратуры слишком узкое и мы вряд ли станем исключением из этого списка. Кто же тогда пойдет в науку? Поэтому оппоненты предлагают оставить студенту все-таки выбор: после бакалавриата дальше можно учиться на специалитете (1-2 года), либо в магистратуре (не менее 2 лет). Сохранение специалитета - это уступки, возражают авторы проекта, такая система вряд ли будет понятна коллегам по Болонскому процессу, и это будут дополнительного рода трудности для студентов, которые захотят учиться за пределами своей страны. Еще один вариант модели для России, родившийся в спорах, в том числе и на РОСРО, предполагает введение различных форм бакалавриата (условно их пока называют «исследовательский» и «инженерный»). В чем здесь разница? Поступать в магистратуру студент сможет только после исследовательского бакалавриата, а после инженерного он должен 1-2 года поработать и поднакопить опыта в какой-нибудь из профессий. Такое различие в формах бакалавриата поможет вузу сразу отделить тех, кто идет в вуз за отсрочкой от армии или просто за любым высшим образованием, от тех, кто видит себя только в науке. Данная модель тоже принята министерством к сведению. Каким же будет окончательный вариант - станет известно уже скоро. Сегодня Минобразнауки РФ рассматривает вариант, что ведущие вузы получат сразу финансирование из расчета на 6 лет обучения. И бакалавриата не будет в высших учебных заведениях, готовящих специалистов по медицине, на оборону страны и другие. Как заявил Андрей Фурсенко, полный перечень специальностей, где останется специалитет, будет определен после обсуждения его с педагогической общественностью, работодателями и самыми широкими слоями населения, заинтересованными в обсуждении этого. Но здесь на пороге появляется уже другая проблема. Многие вузы в спешном порядке подают сегодня заявки в Минобразнауки на двухступенчатую систему подготовки... в надежде получить финансирование магистратуры. Почему? Потому что магистратура финансируется в несколько раз выше, чем бакалавриат. И очевидно, что этот процесс надо уже как-то регулировать |