Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
ЗДОРОВЬЕ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО У НАЦИИ ОБРАЗОВАННОЙ
Виктор САДОВНИЧИЙ - ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Мы стоим на пороге огромного демографического спада. Ученые пока не называют его кризисом, но ситуация чрезвычайно серьезная. По оценкам и прогнозам демографов к 2015 году в России будет самое минимальное (в сравнении с предыдущими и последующими годами) количество молодых людей, поступающих в вузы. Мы все задумываемся над тем, как выйти из этой ситуации, сохранить профессоров, преподавателей, школьных учителей. Есть разные прогнозы. Я больший сторонник прогнозов краткосрочных, чем длительных, потому что они требуют очень большого научного внимания и подхода. Но если говорить о мнении демографов, то после 2015 года есть два пути: или население нашей страны будет падать, и это будет постоянный процесс, или же за счет миграции наступит стабилизация. Конечно, прогнозы не утешительные, но, надеюсь, что выход из этой ситуации все-таки есть. Мне кажется, что благополучие в семьях, стабильность в стране сразу скажется на росте численности населения. Поэтому у нашего государства есть лишь один выход - улучшать условия жизни людей, поддерживать по специальным программам рождаемость, семьи с детьми. И мы видим уже сейчас, что многие губернаторы это эффективно делают. Ведь все зависит от того, как общество мобилизуется на решение этой важнейшей проблемы, от которой, в том числе зависит и сама система образования. Есть и еще один аспект проблемы, которую мы сегодня обсуждаем - здоровье нации может быть только у нации образованной. Но сейчас наше образование пополняет дефицит квалифицированной рабочей силы Америки и Европы. Эти страны не скрывают своих намерений, но их упрекнуть трудно, так они заботятся о своей экономике. Мы говорили на самом высоком уровне, есть всего три ключика решения этой проблемы. Первый: у молодых людей должна быть достойная зарплата. Год назад мы называли сумму - примерно 500 долларов, которые молодой человек должен получать сразу после окончания вуза. Второй: он должен иметь возможность приобрести жилье, без этого невозможно создать семью и специалист будет стремиться уехать. И третий - научные центры, университеты должны иметь не устаревшую на 10-15 лет, а современную аппаратуру. Как только мы подберем все эти три ключика к проблеме утечки мозгов - она разрешится. Как никогда остро перед обществом сейчас стоит и проблема воспитания. В ней работают 3 фактора - семья, школа и труд, они совместно воспитывают человека. Сейчас большое количество людей оказалось вне влияния семьи, и это одна из проблем, которую надо решать. В школе - и в средней, и в высшей - тоже много упущено. Например, сделан ремонт помещения - положен прекрасный паркет, мрамор. А через 2 дня все это покрывается сплошным слоем жевательных резинок. Мы любим ссылаться на другие страны, так вот в Англии, например, за эти художества пришлось бы заплатить штраф 90 фунтов. Воспитание - это очень серьезная проблема, на нее надо навалиться всем миром. Нужно формировать общественное мнение, нужно, чтобы власть научилась ставить барьеры. Сейчас, например, на улицах Москвы появилась болезнь - молодые люди снимают с мотоциклов глушители и носятся по улицам так, что стекла в квартирах не только дрожат, но иногда даже выпадают. Я, как специалист в физике и математике, могу сказать, что воздействие звука такой частоты очень сильно вредит здоровью - поэтому молодой человек за рулем сам себя гробит. Кроме того, выбросами своего мотоцикла или машины без глушителя он влияет на экологию. Я уж не говорю о том, как он мешает людям, чьи окна выходят на проезжую часть дороги. Казалось бы, все просто - власть должна принять решение по этому вопросу. Помню, лет 15 назад у меня на Запорожце отвалился глушитель. Я положил его в багажник и отправился на станцию техобслуживания. Так меня по дороге раза 3 останавливали ГАИшники - требовали объяснений и только после того, как я им показывал талон с записью на станцию - отпускали. К вопросу об ограничениях. Был у нас в МГУ такой случай. Молодой человек поступил на 1-й курс, сел в джип и стал въезжать по ступенькам главного входа (а их у нас 30), собираясь добраться до входной двери в главное здание университета. Едет, разрушает ступеньки, показывает, что его джип - вездеход. Я увидел все это и тотчас отчислил студента - за причинение вреда Московскому университету. После этого уже много лет нет ни одного такого случая. Это пример маленького ограничителя - чтобы молодой человек знал, что не все дозволено. |