Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Цифровой кочевник: как философ из Москвы заработал состояние в $750 млн на знакомствах
Общительность и открытость помогли Дмитрию Волкову заработать состояние $750 млн. Его основной бизнес - дейтинг С обитателем Кремниевой долины, создателем одного из крупнейших в мире сервисов знакомств Dating.com Дмитрием Волковым журналисты Forbes встретились в Латвии, в 130 км от Риги и в 13 км от средневекового городка Кулдига в необычном для русских бизнесменов месте - глухом лесу. По дороге к поместью, которое раскинулось на 40 га, встретили оленей. Еще здесь водятся кабаны, лисы и волки. Большой дом стоит на реке и архитектурой напоминает готический замок. Внутри - витражи, длинный массивный деревянный стол, огромная библиотека, рояль. По данным латвийских СМИ, этот дом Волков купил в 2017-м у латвийского миллионера Айнара Гулбиса, отца теннисиста Эрнеста Гулбиса, за €4 млн. Он говорит, что использует лишь половину из 3000 кв. м жилой площади, но его привлекает ощущение «приватности, свободы и легкой заброшенности». Недвижимость в Юрмале его не интересует. Два часа на дорогу из аэропорта бизнесмен не тратит - вместо автомобиля он использует вертолет, который сам и пилотирует. Есть у Волкова недвижимость и в Риге - это один из офисов его международного интернет-холдинга Social Discovery Ventures (SDVentures) со штаб-квартирой на Мальте, где у бизнесмена гражданство, дом и яхта. У компании есть еще офисы в Сан-Франциско, Китае, Колумбии, Марокко, Минске и Москве. В них работает около 400 человек, а сам Волков относит себя к «цифровым кочевникам», которые живут в разных странах и ни к одной не привязаны. Свою индустрию Волков называет не просто dating, а social discovery, что означает поиск новых связей в широком смысле, а не только для романтических отношений. В выборе модели бизнеса он, похоже, не ошибся - его состояние, по оценке Forbes, уже превышает $750 млн.
АртистВолков родился в Москве, но первые яркие впечатления в детстве получил на Камчатке, куда его родители - учительница музыки и врач-хирург - поехали на заработки в 1980 году, когда сыну исполнилось четыре года. До поселка Крутогоровского, где им обещали двухкомнатную квартиру, добирались в плоскодонном плашкоуте, куда людей с большого корабля перегружали в сетках. В плашкоуте люди «как кильки в бочке» провели более двух часов, пока лодка пыталась попасть в устье реки. Волны были до пяти метров, и всех тошнило. Волков был только с мамой (отец ждал их на месте), путешествие напомнило ему «Сказку о царе Салтане»: «Я был уверен, что нас с матерью заточили в этот плашкоут, как царицу с сыном заточили в бочку, и бросили в море». Жизнь на Камчатке Волков вспоминает с теплотой: «Я не могу себе представить, в каких более вдохновляющих условиях можно воспитывать детей». Мальчик жил как в сказочном мире: на берегу он видел останки кита, которые принимал за скелет тираннозавра, а обрывающийся в тундре след трактора заставил его подумать, что машина просто испарилась. Но через три года родители все-таки вернулись в Москву, приговаривая «кажется, наш сын не знает, что такое поезд». В Москве Дмитрий пошел учиться в английскую спецшколу №69, где начал заниматься в театральной студии Сергея Казарновского, заслуженного учителя России. Благодаря Казарновскому Волков впервые попал за границу: в 1987 году детский театр поехал на конкурс в Париж с мюзиклом «Эники-Беники» по мотивам сказки «Волк и семеро козлят». Музыку автора знаменитых бродвейских мюзиклов Эндрю Ллойда Уэббера дети исполняли сами. Когда в 1988 году хореограф Жак д’Амбуаз приехал в Москву отбирать детей для постановки на Бродвее мюзикла The Shooting of Dan McGrew, Дмитрий с друзьями из театральной студии решили пойти на кастинг. Взяли его и еще двоих: полгода они репетировали в Москве, а потом поехали в Нью-Йорк и месяц жили в американских семьях и выступали на Бродвее. В шоу играли взрослые актеры и танцоры, а в массовых сценах - дети из СССР и Китая. Примерно в то же время Волков получил главную роль в советском боевике «Чтобы выжить» (вышел в 1992 году), он снимался вместе с Владимиром Меньшовым и Александром Розенбаумом. За этот фильм Дмитрий получил гонорар 6000 рублей. Его мама тогда зарабатывала 120 рублей в месяц. В школе ему прочили карьеру актера, однако после съемок он в ней разочаровался. «Я возненавидел эту индустрию до глубины души: все сакральное, что там было, находилось на дне бутылки», - вспоминает Волков. Получив гонорар, он первым делом купил огромную библию почти за 800 рублей. Поступил Волков на исторический факультет МГУ. Программист«Я никогда не отказывался ни от какой работы», - вспоминает Волков свои студенческие годы. С конца 2-го курса он переводил книги и документальные фильмы, преподавал английский в частном детском саду, который открыла подруга его матери, был тренером по карате и переводчиком у пастора лютеранской церкви, который ходил по квартирам и совершал обряд крещения. Его «первый босс» американец Брайан Прайд из Нью-Йорка строил в Москве первые ночные клубы - «Метелицу», «Арлекино» и «Спорт-бар». Волков сначала работал его помощником, а позже Прайд доверил ему отдельный проект - строительство детского клуба «Арлекино» на Таганке. Другой американец, который познакомил Волкова с Прайдом, Дэн Сайкс рассказал Forbes, что впервые приехал в Россию в 1993 году. Он собирался работать в строительной бригаде Брайана Прайда, который, по его словам, был субподрядчиком по строительству ночного клуба «Метелица», являющегося частью казино Cherry Casino на Новом Арбате. Как-то Прайд познакомил Волкова с иностранцем, которому нужен был перевод с языка ColdFusion на ASP. «Это потом выяснилось, что речь шла о переводе с одного языка программирования на другой, но я услышал лишь слово «перевод» и согласился выполнить работу за $3000 и три месяца», - смеется Волков. Сам он справиться с задачей не мог и стал искать специалистов. Так он познакомился с одним из своих будущих сотрудников, который тогда работал в Кремле в ФАПСИ. Он тоже не справился с заданием, но помог нанять студентов Бауманки, которые все сделали за $400. В итоге работа потребовала гораздо больше ресурсов и времени, поэтому стоила заказчику $10 000. «Я блефовал, но и он блефовал не меньше», - вспоминает бизнесмен. После первого заказа у Волкова появилось несколько программистов и заказы на разработку веб-сайтов. На этой базе в 1998 году он основал компанию IT-Online, которая специализировалась на создании и продвижении интернет-проектов. Организатор«В 20 лет я делал все что угодно, но в 23 года понял, что хочу заниматься IT - мне нравилось работать с компьютерами, нравилось что-то создавать и быстро видеть результаты работы», - рассказывает Волков. Он учился на разных курсах и понял, что сам программировать не хочет. «Мне нравилось работать с айтишниками: они умные ребята, но многим из них не хватало soft skills, а у меня они были, и я мог организовать для этих ребят бизнес», - вспоминает Волков. Сотрудники IT-Online выполняли работу для заказчиков из-за рубежа: код писали в основном русскоязычные программисты в России, Белоруссии и Украине. В 2002 году Волков выделил из IT-Online компанию UsabilityLab, которая занималась проектированием пользовательских интерфейсов и сайтов. Одним из первых клиентов UsabilityLab была компания по производству пластиковых окон, попросившая поменять дизайн сайта. Волков предложил пойти дальше - провести исследование взаимодействия пользователя с порталом и бесплатно переделать сайт так, чтобы продажи окон выросли. Клиент не возражал и согласился в случае успеха поделиться процентом от выручки. Исследование показало, что покупателями пластиковых окон были в основном домохозяйки, им нужно было предложить готовое решение, а не заставлять их разбираться в деталях. «Это был сайт с миллионом конфигураций фурнитуры, они весь свой склад туда выложили», - смеется Волков. Кроме того, на сайте не было телефона компании. UsabilityLab изменила стартовую страницу, поместив на нее номер телефона и фотографию женщины с ребенком, которая показывает ему в окне солнце. Продажи, по словам Волкова, выросли в 10 раз. Среди клиентов UsabilityLab, по данным Web Archive, в разные годы были Альфа-банк, Транскредитбанк, «Яндекс», МТС, «Ростелеком», «Комус» и др. В «Яндексе» подтвердили, что пользовались услугами компании. Со временем Волков продал долю в UsabilityLab, но условия сделки не раскрывает. Другим проектом IT-Online стал платежный сервис PayOnline. IT-Online создала биллинговую систему для одной телекоммуникационной компании и осталась владельцем интеллектуальных прав на нее. «Как-то в октябре 2007 года мы пошли с Дмитрием обедать, и он предложил мне создать платежную систему», - вспоминает предприниматель Марат Абасалиев, который проработал в IT-Online 10 лет. Он пришел в компанию в 2005-м ведущим разработчиком, а в 2007-м уже возглавлял отдел. «Дмитрий не был сторонником вертикального управления: он знал всех сотрудников и общался с ними напрямую. Это позволяло ему быстрее доносить свои идеи и получать обратную связь», - описывает он стиль руководства Волкова. В январе 2008-го компания зарегистрировала ООО «Пэйонлайн систем» и примерно через полгода запустила сервис, вспоминает Абасалиев. Клиентами PayOnline были Avito, LitRes, Alawar и др. Годовой оборот транзакций, которые обрабатывала компания, превышал 30 млрд рублей. В 2015 году Волков продал PayOnline американской компании Net Element за $8,5 млн. Волкову не хотелось дальше заниматься b2b-бизнесом и постоянно зависеть от одного крупного заказчика. IT-Online тоже была продана, подробности сделки Волков не разглашает. «Офшорное программирование - это техническая, нетворческая работа, когда ты являешься инструментом в руках заказчика и даже не понимаешь назначение продукта», - объясняет бизнесмен. Он решил заняться разработкой собственного продукта.
БизнесменФундамент для дейтингового бизнеса Волкова был заложен еще в 1998 году, когда один из заказчиков IT-Online попросил его автоматизировать процесс печати каталогов одной американской службы знакомств AnastasiaDate. Она рассылала каталоги с фотографиями и анкетами людей, а потом продавала адреса тем, кто хотел написать понравившемуся человеку. Волков автоматизировал процесс изготовления и предложил заказчику перенести каталоги в онлайн, но тот отказался - боялся, что информацию о его клиентах украдут. Тогда бизнесмен предложил другой вариант: компания Волкова разрабатывает софт, заказчик сам создает сайт и дублирует свой каталог в интернете. Когда онлайн-бизнес начнет приносить доход, он начнет делиться с Волковым прибылью. Заказчик согласился. Так Волков изменил бизнес-модель: он стал разрабатывать программное обеспечение и сдавать его в аренду. Если раньше он получал деньги за часы, которые программисты тратили на работу, то теперь зарабатывал на лицензионных отчислениях. «Мой бизнес трансформировался из работы на заказчика в продажу собственного кода и IP [интеллектуальной собственности]», - объясняет Волков. Все доменные имена, программное обеспечение, патенты и IP Волков в результате оформил на компанию SDVentures, которая была создана в 2014 году и объединила активы Волкова после продажи IT-Online. Волков не создавал сами дейтинговые сервисы (сайты и приложения для знакомств), он придумывал идею, покупал товарный знак и домен и разрабатывал софт. Затем передавал эту интеллектуальную собственность, включая идею, управляющей компании, которая занималась продвижением сервисов. С 2013 года программное обеспечение Волкова для создания и продвижения сервисов знакомств в качестве лицензиата начала использовать компания SOL Holdings Аллы Губенко, с которой Волков знаком более 10 лет. Губенко рассказала Forbes, что с 2008 по 2011 год работала HR-директором в его IT-Online. По данным реестра компаний Кипра, 91% акций SOL Holdings принадлежит Губенко, а 9% - Алексею Негину. По словам Губенко, Негин был партнером Волкова, но сейчас участия в бизнесе не принимает. По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2006 году Негин владел 50% компании UsabilityLab. «Алла очень талантливый человек, который смог и детей воспитывать, и заниматься бизнесом», - говорит Волков о своей бывшей сотруднице. Двадцать первого октября 2019 года было официально объявлено, что Волков и Губенко объединили активы и создали компанию Dating.com Group, в которую вошли такие сервисы знакомств, как Dating.com, DateMyAge, Cherish, Tubit, AnastasiaDate, ChinaLove, AsianDate и Amolatina. Общая аудитория всех приложений и сайтов, по данным компании, составляет 73 млн зарегистрированных пользователей, выручка по итогам 2018 года достигла $200 млн, и Волков прогнозирует ее рост на 15-20% в год. Для сравнения: выручка Bumble за 2018-й составила $162 млн (без НДС). Дмитрию и компании SDVentures принадлежали права на интеллектуальную собственность (программное обеспечение, домены и торговые знаки) Dating.com и еще десятка онлайн-ресурсов, говорит Губенко. Взамен Волков получил $215 млн и долю 30% в Dating.com Group. В создание IP и софта, переданного в объединенную компанию, Волков, по его словам, вложил около $25 млн. Почему вместо контроля в объединенной компании он забрал наличные? Он говорит, что полученные средства пойдут на развитие инвестиционного бизнеса SDVentures, хотя он и не исключает возможности увеличения своей доли |