Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Аналитические исследования, методы

Кабинетное исследование

Сбор, систематизация и анализ информации из разных источников

К ним относятся: официальная государственная статистика, публикации в СМИ и отраслевых изданиях, отчеты исследовательских центров, профессиональных ассоциаций, данные международных маркетинговых агентств, материалы из интернета.

Метод позволяет получить большой объем информации, учесть разные точки зрения и подходы, сформировать объективное представление о ситуации в отрасли.

Экспертные интервью

Глубинный опрос специалистов, имеющих авторитет и компетенции в изучаемой области

Интервью проводятся с руководителями компаний, научными работниками, сотрудниками научно-исследовательских и консалтинговых организаций, представителями отраслевых ассоциаций, органов государственной власти.
Метод дает возможность использовать закрытую информацию, известную ограниченному кругу специалистов, получить актуальные данные, профессиональную оценку, определить тенденции отрасли, подтвердить или опровергнуть гипотезы, сформированные на этапе кабинетного исследования.

Конкурентная разведка

Сбор и анализ информации об основных конкурентах

Изучается стратегия продвижения, доля рынка, ценовая политика, поставщики, каналы сбыта, сильные и слабые стороны бизнеса и другие параметры деятельности.

Метод помогает выявить угрозы со стороны конкурентов, разработать меры по их предупреждению, найти новые возможности для укрепления рыночных позиций компании, повысить эффективность ведения бизнеса.

Нужно получить сведения о конкурентах?

Изучать конкурентов нужно всегда. При этом недостаточно просто знать, кто они, где находятся и чем занимаются. Конкуренты ведь тоже развиваются, строят планы, выпускают новые продукты, пытаются переманить ваших клиентов. Отслеживая их активность, вы сможете своевременно реагировать и вносить изменения в свою деятельность. Идеально, конечно, быть на шаг впереди всех, но есть и другие стратегии. Например, можно учиться у лидеров, перенимать интересные идеи и внедрять их, немного видоизменяя и по возможности улучшая, с учетом вашей специфики и имеющихся ресурсов. Главное - иметь актуальную информацию о том, что предлагают ваши конкуренты, и находить в этом новые возможности нейтрализовать их влияние на рынок в свою пользу.

Что для этого нужно сделать

  • Проведение полномасштабной конкурентной разведки в отрасли с анализом сильных и слабых сторон игроков рынка;
  • Осуществить запрос цен и условий обслуживания методом «тайный покупатель» для сравнения уровня ценового позиционирования и сервиса;
  • Выявить технологические возможности конкурентов путем экспертных интервью с техническими специалистами и анализом производственной деятельности;
  • Разработка SWOT-анализа компаний конкурентов с целью формирования стратегии отстройки.

Будет ли успешен запуск нового продукта?

Вывод на рынок нового продукта - это почти всегда риск, который нельзя полностью убрать, но можно значительно уменьшить. Для этого необходимо иметь объективную информацию о том, насколько продукт может быть востребован в сложившихся экономических условиях на территории, где планируется сбыт. Своевременно проведенное исследования поможет протестировать бизнес-идею, внести изменения в концепцию, чтобы точнее учесть ожидания потребителей, и в конечном итоге максимально эффективно и быстро окупить вложенные средства.

Что для этого нужно сделать

  • Изучить маркетинговое окружение проекта - есть ли спрос, какие игроки представлены на рынке, тренды и перспективы отрасли;
  • Разработать финансовую модель бизнеса и оценить показатели экономической эффективности;
  • Провести опрос целевой аудитории на предмет заинтересованности к планируемому продукту/ услуге;
  • Разработать бизнес-план планируемого проекта.

Какие новые направления бизнеса подобрать?

Расширение бизнеса - необходимый этап развития успешного предприятия. Однако важно не только понять, что пришло время открывать новые направления, но и определить, в какие из них стоит инвестировать, а от каких лучше воздержаться. Полагаться на интуицию, пусть даже подтвержденную консолидированным мнением менеджмента, в этом вопросе опасно. Маркетинговое исследование даст объективную и беспристрастную информацию обо всех потенциально интересных рынках и позволит выбрать наиболее привлекательные из них с точки зрения ресурсов, которыми располагает ваша компания.

Что для этого нужно сделать

  • Провести мониторинг основных бизнес-трендов, маржинальности проектов, отобрать пул наиболее интересных сфер деятельности;
  • Провести детальный маркетинговый анализ каждой бизнес-идеи, обосновать экономическую эффективность;
  • Сравнить отобранные концепции между собой и выделить наиболее привлекательную с точки зрения экономики и рынка;
  • Провести ряд экспертных интервью с участниками рынка для подтверждения выбранной гипотезы.

Что нужно вашим клиентам?

Вы постоянно рассказываете о конкурентных преимуществах своей продукции по всем возможным коммуникационным каналам, но не получаете ожидаемого эффекта? Проверьте, насколько эти преимущества имеют ценность в мире ваших клиентов. Предпочтения потребителей быстро меняются под воздействием экономической ситуации, моды, появления новых предложений в смежных сегментах, деятельности конкурентов и т. д. Своевременное отслеживание этих процессов позволит модернизировать ваше УТП или изменить акценты в рекламных кампаниях и маркетинговых мероприятиях так, чтобы подчеркнуть актуальные для целевой аудитории качества товара или услуги. Знать реальные потребности клиентов необходимо не только на этапе запуска продукта на рынок, но и на всех остальных стадиях его жизненного цикла.

Что для этого нужно сделать

  • Провести опрос вашей клиентской базы на предмет удовлетворенности продуктами/ услугами;
  • Изучить предложения конкурентов (конкурентная разведка), которые работают на вашем рынке и взаимодействует с вашими потенциальными клиентами;
  • Провести анализ современных трендов вашего рынка, в т.ч. на западе и в Азии для построения гипотез об изменениях в потребительских предпочтениях;
  • Подтвердить полученные данные о потребностях потребителей на рынке методом экспертных интервью с участниками рынка.

Как получить финансирование под проект?

Убедить потенциального инвестора в перспективности вложения средств в предлагаемый проект можно только в том случае, если удастся доказать, что проект будет прибыльным, т. е. генерируемых денежных потоков будет достаточно для того, чтобы покрывать все издержки хозяйственной деятельности, гасить кредит и выплачивать по нему установленные проценты. Для этого составляется бизнес-план, в котором детально прорабатывается бюджет будущего предприятия, его кадровый состав, этапы запуска производства, строится финансовая модель. На финальной стадии подготовки к защите проекта создается инвестиционный меморандум - презентация, в которой приводятся наиболее важные для инвесторов данные: срок окупаемости, прибыль, уровень риска, гарантии и другие параметры. Следует иметь в виду, что кредитные учреждения часто устанавливают собственные требования к содержанию и структуре бизнес-плана, поэтому его нужно изначально писать в формате той организации, куда вы планируете обращаться за финансированием.

Что для этого нужно сделать

  • Разработать бизнес-план вашего проекта с обоснованием его эффективности и целесообразности;
  • Подготовить краткую наглядную презентацию вашего проекта для проведения переговоров;
  • Сделать запросы на получение финансирования с демонстрацией презентации проекта в кредитные учреждения, инвестиционные фонды и частным инвесторам;
  • Провести очную защиту бизнес-проекта на кредитном комитете совместно с аналитиком-разработчиком.

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=16583