Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Без Facebook, поцелуев и слова «нет»: как заводить деловые связи в США
Марина Мартьянова Forbes Contributor Сообщение в Facebook американский партнер может воспринять как нарушение личного пространства Фото Getty Images
Почему деловым партнерам нельзя писать в Facebook? Как случайно не оскорбить партнера-женщину? Как отличить «да» из вежливости от реального «да»? Опыт работы на рынке США основательницы кондитерского бренда Candice Марины Мартьяновой
Марина Мартьянова - 25-летняя основательница компании-производителя десертов без сахара Candice. Бренд предпринимательница запустила в 2016 году, в России продукт присутствует в сетях Starbucks, «Лента», X5 Retail Group, «Азбука вкуса». В 2019 году Candice вышел на рынок США и сегодня продается в небольших продуктовых сетях пяти районов Нью-Йорка. Выручка компании Мартьяновой составляет 4-5 млн рублей в месяц. Знакомства необходимы в любой сфере. Компании принадлежат экосистеме. В экосистему входят поставщики, клиенты, сервисные компании, инвесторы, конкуренты. За юридическими лицами стоят люди. Они принимают решения, иногда субъективные. Чем больше у вас связей и знакомств, тем легче решаются вопросы и достигаются результаты. В России рыночная экономика существует менее тридцати лет - c 1992-го. Многие ее порядки еще не стали привычными, не заложены в нашем менталитете и образовании. В США - с 1776-го, с самого основания страны. Американцев с детства учат общению и самопрезентации. Программы MBA специально фокусируют студентов на общении, а не домашних заданиях. Нетворкинг здесь - фокус амбициозного человека, вне зависимости от профессии. Российские компании, которые выходят на рынок США, должны понимать эту разницу. Их задача - четко знать особенности американского нетворкинга и делового этикета. Здесь не важно, из какой страны вы приехали и какой у вас акцент. Но соблюдать негласные правила делового общения вы обязаны - иначе вас просто не воспримут всерьез. Как российскому стартапу выйти на рынок США и не прогореть. Пошаговая инструкция Онлайн-знакомствоВ российской деловой среде часто можно услышать просьбу «поделись контактом». Если вы с человеком хорошо знакомы и можете за него поручиться, ответ, как правило, «держи и скажи, что от меня». В США дела обстоят иначе. Представление собеседников друг другу возможно только с участием третьей стороны и называется «интро». Эта схема существует по двум причинам:
С самого начала, когда мы с проектом Candice Cake только собирались в Штаты, я попросила знакомого представить меня партнеру американской корпорации. В ответ товарищ попросил меня написать blurb. Blurb - это абзац, рассказывающий вкратце, кто вы, чем занимается ваша компания и почему вас стоит представить. По факту это два-три емких предложения, из которых вы сложите впечатление о себе. Знакомый сначала отправил написанный мной абзац партнеру. И только после его согласия на знакомство написал письмо по e-mail, в котором представил нас друг другу. По правилам этикета я должна была:
Вот пример подобного интро, в котором моя знакомая американка представляет меня своей коллеге:
Социальные сетиКакую социальную сеть в России считают профессиональной? Верно, Facebook. Вот и я так думала, когда нашла страницу директора нью-йоркского акселератора, в который хотела попасть. На сообщение, которое содержало вполне адекватное предложение о встрече, ответа не получила. Подумала, не увидел.
Но когда мы встретились вживую, он меня моментально узнал и с ухмылкой протянул: «Ааа... это вы. Помню, вы писали в Facebook. Меня это сильно задело». Вероятно, мое лицо выражало искреннее непонимание - он сменил тон и вежливо объяснил, что Facebook в США - исключительно личная социальная сеть для близких друзей и семьи. Для делового общения американцы используют Linkedin. Если вы пишете человеку «вхолодную» и не имеете его почты, то как средство связи отдавайте предпочтение именно Linkedin. Здесь не в курсе, что в России он запрещен. От вас ожидают подробно заполненной страницы с контактами не менее 500 человек, описанием ваших достижений, рабочих позиций, оконченных университетов и, возможно, парой-тройкой статей от вашего имени. Linkedin - ваша визитная карточка. Согласование встречи или звонкаДопустим, вам удалось заинтересовать собеседника и он готов познакомиться с вами лично. Как согласовать встречу?
Для согласования звонков действуют те же самые правила. В дополнение:
МероприятияДаже если на мероприятии происходит что-то информативное - выступают спикеры, проходит конференция с обсуждением, - часто люди приходят на них ради знакомств. Ежедневно в Штатах организовываются нетворкинг-ивенты. Выбирать среди них достойные - отдельное искусство, но сейчас не об этом. Допустим, вы оказались на стоящем мероприятии и вокруг десятки полезных профессиональных контактов. Как себя вести?
В принципе похоже на российские знакомства, но в США small talk уделяют больше внимания.
- Hi, how do you like the event so far? This speaker is truly extraordinary. - I absolutely agree, the tips she gave on fundraising were extremely helpful. I’m Marina, by the way. - Martin, nice to meet you! (рукопожатие) Пол собеседников не важен - руки жмут друг другу все и в одинаковой манере. Мужчинам поцелуи женских рук категорически запрещены и воспринимаются негативно. В США присутствует четкая граница между личными и рабочими отношениями. Даже комплименты по поводу внешности могут быть восприняты негативно.
На одном из профессиональных мероприятий мы с собеседником провели в диалоге 20 минут. После окончания разговора он извинился и на следующий день написал письмо с повторными извинениями за то, что отнял большое количество моего времени.
Follow-up не должен быть слишком навязчивым. Он должен выглядеть примерно так:
Большие американские города уникальны - здесь каждый становится своим вне зависимости от страны рождения, цвета кожи и акцента. Но, чтобы нетворкинг был успешным, важно соблюдать общепринятые правила этикета. Шансы на успешные знакомства и переговоры в разы увеличиваются, если вы играете по правилам.
|