Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Как украинец сотворил игровую приставку

"У тебя дома что? Денди или Сега? Стандартный вопрос, мимо которого ты вряд ли прошел бы в школе, не ответив на него. Плохо, когда ответ: "Нет ни того, ни другого". И совсем другое дело, если родители все-таки купили одну из этих приставок на Новый год или день рождения.

В детстве не особо задумываешься, откуда вообще взялись на рынке (вещевом или колхозном) все эти Сега или Денди. Это не важно. Главное, что новенькая приставка стоит у тебя на столе перед кинескопным телевизором и к ней есть хотя бы один картридж.

Теперь, когда мы все выросли, можно, наверное, немного поностальгировать и узнать об истории. Итак, кто же и когда придумал легендарную Денди?
Как все начиналось?

Начнем с того, что Денди - это аппаратный клон приставки Famicom от японской компании Nintendo. А выпускать и продавать ее в постсоветских странах, в том числе и в Украине, начало российско-немецкое ИТ-предприятие Стиплер. Помимо приставок оно специализировалась на разработке ПО, а также ИТ-услугах.

В декабре 1990 года компания была создана выпускниками мехмата и ВМК МГУ, а также немцем Райнером Михлем. Через два года после открытия к бизнесменам пришел уроженец Херсона Виктор Савюк. И предложил выпускать те самые Денди.

Кто был вообще такой Виктор Савюк?

Савюк тоже отучился на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ. Поступать в самый известный в СССР ВУЗ Виктор прилетел сразу после херсонского выпускного. В восьмидесятых ему посчастливилось быть одним из первых в Москве диджеев. Стиль - нон-стоп ремикс с рэперскими вставками. А в начале 90-ых Савюк попал в компанию ПараГраф, которая была одной из немногих компаний, выпускавших и продававших игры. Например, игру Perestroika.

Виктор Савюк отвечал на фирме за продажи.

Он не помнит, кто ему рассказал, что есть фирма Nintendo, занимающаяся выпуском видеоигр. "Узнал, что это такие «коробочки», которые можно вместо видеомагнитофона подключить к телевизору и играть как на компьютере. Как только я об этом узнал, то сразу понял - это очень перспективная тема", - вспоминает Виктор Савюк.

Не все с ним соглашались. Ведь на то время уже были распространены примитивные компьютеры, подключаются к телевизорам. Наподобие ZX Spectrum. Тогдашний работодатель - ПараГраф - тоже не поддержал эйфорию Виктора по поводу приставок с картриджами. Компания сконцентрировалась больше на производстве софта. Вот и пришлось изобретателю Денди идти к конкурентам в Стиплер. Тем более что одного из основателей Стиплера он знал еще с университета. Так в этой компании появился отдел видеоигр, где Виктор поначалу был единственным сотрудником.

Предновогодний хайп 1992-го

Акционеры Стиплера как-то поехали на Тайвань по своим делам. Заодно и провели «разведку» тамошнего рынка видеоигр.

"Нужно понимать, что хоть я и вышел на работу, никто из нас по-прежнему не представлял, как эти видеоигры выглядят и где их купить. Мы знали лишь то, что в мире существует такой бизнес, что в Китае и на Тайване производят клоны приставок и картриджи", - подчеркивал создатель Денди.

1992 год уже подходил к концу. Осень. А Виктору так хотелось начать продажи перед Новым годом. Поэтому разработка стандартов консоли, дизайна коробки и поиск китайских поставщиков происходили в экстренном порядке.

А еще же нужно было сделать самое главное - рекламный ролик. Помогли ребята из группы Несчастный случай, они занимались рекламой.

Слоган «Денди - играют все» придумал басист группы Андрей Гуваков.

Как появился бренд Dendy

В принципе, начать продавать приставки во всех постсоветских странах можно было и без собственного бренда. Первая приставка, которую Стиплеру в качестве образца прислала тайбэйская фабрика TXC, называлась Micro Genius. Но Савюк решил заморочиться. Маркетологи предложили ему один из вариантов названия - Пинти. Он каким-то образом трансформировал его в Dendy. Символ приставки - слоник - тоже появился случайно. Виктор попросил знакомого мультипликатора нарисовать какого-нибудь условного «чебурашку». Череда предложенных художником уродцев неожиданно увенчалась милым слоником.

Но придумать бренд - это еще полдела. Надо ведь было зарегистрировать торговую марку. Как оказалось, фирма из Киева уже подала на то время заявку с похожим названием - Dendi - во Всесоюзное общество авторских прав. Скоро оно должно было распасться. Когда это произойдет, киевская фирма получила бы защиту торговой марки как наследство от СССР. Савюк не отчаивался. Он в буквальном смысле сделал ход конем. В ноябре 1992 года подал заявку на Dendi в украинское общество авторских прав, которое уже появилось. После закрытия Всесоюзного общества у киевской фирмы оказались права на знак Dendi в России, а у Стиплера на Dendi - в Украине. Виктор связался с киевлянами и предложил поменяться.

Так выглядело свидетельство Стиплер в Укрпатенте:

А вот свидетельство на знак DEHDI украино-итальянского предприятия Денди:

Первый блин комом

И вот 21 декабря 1992 года газета Коммерсант сообщила, что на склады фирмы Стиплер "поступили телевизионные игровые приставки Dendy". Их можно было купить оптом партиями от 100 штук по $80. Причем, по данным издания Секрет, на тайваньской фабрике эти гаджеты обходились Стиплеру всего по $15. В комплект приставки входили: джойстик, карта с 4 играми и талон на каталог новых игр. Дополнительно начали продаваться световые пистолеты (помните игру Утки?).

Торговый дом Стиплер обязал оптовых покупателей держать в розничной торговле единую цену на игровые приставки (39 000 рублей - $94) в течение двух месяцев.

Бизнесмены ограничили не только минимальную, но и максимальную розничную цену. "Это говорит о том, что "Стиплер" собирается захватить максимальный сектор рынка телевизионных компьютерных игр", - сделали тогда вывод журналисты Коммерсанта.

«Слоники бегали по телеэкранам, кричали: "Денди, Денди", но в первые несколько месяцев приставки продавались плохо и в Стиплере зрело раздражение", - вспоминает Савюк.

Надурили китайцы, поставив устаревшую версию более дорогой консоли. В то время как на постсоветский рынок челноки уже начали привозить более дешевые и современные модели восьмибиток.

Но Виктор Савюк не растерялся. Выпустил новую бюджетную версию Dendy Junior и усовершенствовал схему опта.
Годы триумфа и признание

Почему все-таки продавали клоны, а не оригинал? Создатель Dendy вспоминает, что никто на его фирме даже и не рассматривал вариант распространения оригинальных консолей.

"Во-первых, они были в четыре-пять раз дороже... Во-вторых, ни Nintendo, ни Sega не стали даже разговаривать с нами", - подчеркивает он.

В конце 1993 года у фирмы было более 350 дилеров Dendy по всему СНГ. В 1994 году Стиплер продала тайваньских клонов приставки Nintendo на $75 млн, в 1995-м - на $100 млн. Тут даже Nintendo соизволила поговорить с Стиплер, а позже было наконец заключено соглашение о сотрудничестве.

В 1996 году Стиплер закрылась. Но продажи приставок Dendy продолжались через другие компании вплоть до 1998 года. Дети, выросшие в 90-ых, привыкли называть все восьмибитные приставки Dendy, даже если на них был нарисован другой бренд."

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=16390