Издание Selfmadetrip рассказало об условиях для бизнеса в Канаде и перечислило документы, которые потребуются стартаперу при переезде, а также основные бизнес-инкубаторы в стране.
Канада всегда была привлекательным для эмиграции направлением. Стабильно растущая экономика, низкий уровень инфляции и высокий уровень жизни, привычный континентальный климат, обширная и удивительно красивая территория - вот только часть факторов, которые уже несколько десятилетий способствуют переезду россиян в Канаду.
Сейчас эмигрировать в Канаду становится еще проще: правительство Канады в 2013 году ввело специальную стартап-визу для молодых предпринимателей. Первые пять лет программа работает в тестовом режиме, но и это немало: на этот период государство выделило квоту в 2750 виз в год. На начало 2016 года по стартап-визе в Канаду въехало 100 человек. При рассмотрении заявок отдают предпочтение проектам в следующих сферах:
Регистрация бизнеса в стране упрощена до крайности: для регистрации новой компании не требуется никаких разрешений, это можно сделать в онлайне. К услугам начинающих предпринимателей - огромное количество центров поддержки малого бизнеса, которые перечислены на сайте правительства Канады. Кроме того, правительство раздает молодым компаниям всяческие гранты: гарантии на закупку продукции, гранты на переселение, сельскохозяйственные гранты.
Налог на прибыль выплачивается только с учетом расходов на бизнес и составляет от 19,5% до 34% в зависимости от уровня дохода и провинции (законы 10 провинций Канады могут разниться). НДС обязателен к выплате только для компаний с годовым оборотом от 30 тысяч канадских долларов (примерно 23 тысячи долларов) и варьируется от 5% до 15%.
Уже несколько лет Канада находится на одной из лидирующих позиций в десятке стран, наиболее комфортных для создания нового бизнеса, по данным Forbes. Процент малых предприятий, преодолевших критический «рубеж первого года», достигает 78,6%.
Первым делом необходимо обратиться к инвесторам с грамотным и подробным бизнес-планом. На этом этапе личные данные авторов проекта - а их число может достигать пяти человек - не имеют значения. Все внимание уделяется потенциалу проекта.
Если проект кажется инвестору достойным внимания, он берет на себя обязательства по его спонсированию и в подтверждение высылает предпринимателю letter of support, с которым тот и отправляется в консульство, захватив остальные необходимые документы. Если заявка будет одобрена, соискатель получает бессрочный вид на жительство и право на работу.
Средства, которые инвестируются в развитие стартапа, автор проекта распределяет по своему усмотрению, но под отчетность. Собственные деньги ему вкладывать не обязательно. Если бизнес-проект провалится, то его создатель сохранит за собой вид на жительство в Канаде. При обращении за стартап-визой в консульство необходимо предоставить следующие документы:
По стартап-визе можно перевезти в Канаду и членов семьи: мужа или жену и несовершеннолетних детей (члены семьи включаются в заявление на визу). Если основной соискатель получает иммиграционную визу, то сопровождающим она выдается автоматически. Они также наделяются всеми правами постоянных резидентов, включая права на учебу и работу. Срок рассмотрения заявки по стартап-визе - не больше 6 месяцев.
Первыми, кто прибыл в Канаду по стартап-визе, оказались предприниматели из Украины - Станислав Корсей и Александр Задорожный. Они переехали жить в Ванкувер, где и зарегистрировали свою компанию Zeetl, которая разрабатывает технологию голосовой поддержки клиентов соцсетей. В 2014 году компанию выкупила ванкуверская корпорация Hootsuite Media. Условия сделки не разглашаются.
Сейчас молодые люди с семьями живут в Канаде и продолжают сотрудничество с Hootsuite по проекту Zeetl. Получить стартап-визу им помог акселератор GrowLab (после слияния с бизнес-инкубатором Extreme Startups он стал называться Highline).
Сразу после запуска программы по выдаче стартап-виз в нее внесли изменения: получить визу и, соответственно, вид на жительство можно, если присоединиться к одному из бизнес-инкубаторов и акселераторов Канады, аккредитованных Министерством гражданства и иммиграции.
Бизнес-инкубаторы обычно обеспечивают инновационным проектам финансирование на ранних стадиях развития проекта, а затем помогают привлекать поддержку со стороны. Кроме того, в большинстве случаев они предоставляют рабочие места в коворкинг-центрах и возможность обучаться или получать профессиональные консультации.
Пообщаться с представителями инкубаторов и подать заявку на рассмотрение проекта можно на портале F6S. Если стартапом заинтересовались, то предстоит пройти интервью по Skype, представить проект и ответить на несколько технических вопросов. Полный список аккредитованных инкубаторов можно посмотреть здесь. Расскажем подробнее о наиболее крупных.
Highline (результат слияния GrowLab и Extreme Startups) оказывает информационную и финансовую поддержку стартапам в области современных технологий на стадии pre-seed. Благодаря обширным связям с крупными венчурными фондами и бизнес-ангелами помогает в короткие сроки привлечь инвестиции на сумму до 200 тысяч канадских долларов.
Связаться с представителями инкубатора, у которого есть филиалы в Ванкувере и Торонто, можно по электронной почте. Второй способ - заполнить заявку на сайте F6S. Вероятность, что ее рассмотрят, повышается при наличии рекомендаций от инвесторов или предпринимателей, известных Highline.
Communitech - крупнейший бизнес-акселератор в Ватерлоо, выстроивший систему бесплатной информационной поддержки для высокотехнологичных стартапов - Startup Services Group. Участники группы могут прослушивать лекции от экспертов, получать скидки на участие в мероприятиях Communitech и помощь в поиске инвестиций.
Чтобы присоединиться к группе, нужно заполнить анкету на сайте. Чтобы связаться с инкубатором по вопросу участия в программе акселерации бизнеса, необходимо отправить письмо директору по работе со стартапами или заполнить заявку на сайте F6S.
Единственное ограничение для участия - у стартапа должно быть не меньше двух основателей. Программа инкубации составляет 24 месяца: это трехмесячный интенсив в офисе в Ватерлоо, девять месяцев для наращивания каналов продаж и год на то, чтобы увеличить объем бизнес-операций (два последних этапа можно проходить удаленно). В идеале за этот срок компания от посевной стадии приходит к раунду финансирования серии А.