Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Мир кокаиновых доставок
Илья Плеханов
Рост наркотрафика - одна из важнейших угроз для существующего миропорядка Потребление кокаина в развивающихся странах растет, подавляющая доля производимой продукции предназначается для двух основных зарубежных рынков - Северной Америки (6,2 млн. потребителей в 2008 году) и Европы (4-5 млн. потребителей, 4,1 млн. из которых являются жителями стран ЕС и ЕАСТ). Крупнейшим формирующимся рынком в развивающихся странах является регион Южной Америки, Центральной Америки и Карибского бассейна, где численность потребителей составляет около 2,7 млн. человек. Согласно текущим оценкам, в 2008 году для потребления было доступно около 500 т кокаина, и примерно 480 т из них были реально потреблены. Остальное либо находится на хранении, либо было утрачено при перевозке. Более 320 т или примерно две трети потребляются на уже сложившихся рынках кокаина в Северной Америке (41%) и Западной Европе (26%). Вследствие гораздо более высоких розничных цен, взвешенных по степени чистоты, оценочный оборот европейского рынка (34 млрд. долл. США) почти равен соответствующему показателю для Северной Америки (38 млрд. долл. США). Вызывает удивление тот факт, что третий по экономическим показателям рынок кокаина - это Тихоокеанский регион, где из-за очень высоких розничных цен оборот рынка оценивается в 6 млрд. долл. США. Африканский хаб Широкомасштабное использование Западной Африки как транзитного пути в Европу - довольно новое явление, возникшее в результате перевода потоков контрабанды из затухающего североамериканского рынка на растущий европейский рынок. Судя по изымаемым в портах и аэропортах партиям, можно предположить существование по крайней мере двух узловых пунктов для контрабанды кокаина в Западной Африке. Через южный узел проходит кокаин, контрабандно ввозимый в залив Бенин, а затем отправляемый в Того, Бенин и Нигерию. Пунктами ввоза на северном узле являются обе Гвинеи - Биссау и Конакри, а также, возможно, в него входят Сьерра-Леоне и Мавритания как пункты назначения воздушных перевозок. Поступающие туда наркотики могут быть отправлены в Сенегал, Мали и Гамбию для доставки по воздуху. В момент, когда контрабанда достигла пика, Бамако был ключевым узлом для доставки по воздуху несмотря на то, что этот город находится на расстоянии 1000 километров от прибрежных стран, в которые доставлялся кокаин. Причина подобного маршрута по внутренней территории могла носить коммерческий характер: в течение долгого времени конопля импортировалась из Мали, и покупавшие ее дельцы получали, наверное, хороший «обменный курс», расплачиваясь кокаином. Сегодня основной объем перевозок контролируется латиноамериканскими контрабандистами. В Колумбии производится более половины кокаина в мире, и колумбийские контрабандисты в течение долгого времени были основными игроками на мировом рынке наркотиков. В 2007 году 40% иностранных контрабандистов кокаина, задержанных в Испании - эта страна является основным пунктом ввоза на европейский рынок - были колумбийцами. Но западноафриканские контрабандисты явно играют важную роль в доставке наркотиков из региона в Европу и их распределении. Возможно, услуги местных контрабандистов, помогающих доставлять грузы по морю, оплачиваются натурой, а не наличными. Возможно, они доставляют наркотики в Европу способом, который западноафриканские преступники довели до совершенства во всем мире: доставку осуществляют курьеры на коммерческих авиарейсах. Из числа 1400 курьеров, перевозивших кокаин и вылетавших рейсами из Западной Африки в Европу, которые были выявлены с 2004 года, большинство были западноафриканцами. После того, как эти наркотики попадают в Европу, часто их распространяют выходцы из Западной Африки, проживающие в Европе, особенно нигерийцы. За исключением Швейцарии и Польши, в которых действуют уроженцы более широкого числа стран Западной Африки, от 10% до 31% иностранных контрабандистов кокаина, арестованных в последние годы на рынках назначения в Европе, были нигерийцами. Сложилось такое впечатление, что с 2008 года этот поток сужался, что приписывалось по крайней мере усилению международного внимания к региону. В 2007 году в Западной Африке или у ее берегов было конфисковано как минимум 11 очень крупных партий кокаина, однако в 2008 году - только четыре, а в 2009-м - пока ни одной. Несмотря на прогресс, считается, что через регион по-прежнему провозится контрабандой кокаин на сумму не менее одного миллиарда долларов, а западноафриканская распределительная сеть в Европе исправно функционирует. Доставка Самое интересное во всех этих историях - это сама доставка. Примерно 70% кокаина вывозится из Колумбии по Тихому океану, 20% - по Атлантическому океану, а 10% - через Боливарианскую Республику Венесуэлу и страны Карибского бассейна. Доставка в Африку идет по воздуху и морем. Первый перехваченный трансатлантический рейс датируется 1-м мая 2007 года. Самолет с 630 кг кокаина летел из Венесуэлы в Мавританию. В июне того же года перехватывают самолет, следующий из Венесуэлы в Сьерра-Леоне. В августе 2007 года береговые батареи ПВО Гвинеи-Биссау были вынуждены открывать огонь по многочисленным неопознанным самолетам, которые входили в воздушное пространство страны и приземлялись в неизвестных районах. Небольшие самолеты на низкой высоте идут ниже радара и наркоперевозчики этим активно пользуются. Кстати, напомню, что суд в США по делу ростовчанина Константина Ярошенко - летчика, задержанного американскими спецслужбами в Либерии по подозрению в перевозке кокаина из Южной Америки в Африку - назначен на 28 февраля 2011 года. Кокаин идёт и морем. Как в тайниках или на днище кораблей, так и на частных яхтах. По оценкам международных экспертов, из морских перевозок под парусом везут до 40% кокаина. Причём разгрузка-погрузка происходит в море, вне берегов, после чего с «материнского корабля» кокаин уходит в нужные пункты на скоростных лодках или рыбацких шхунах. Но и это не всё. Партии кокаина, направляемые из Колумбии, перевозятся самыми разными морскими судами, в их число в последнее время вошли самоходные подводные лодки, на которых нередко перевозится по нескольку тонн кокаина (обычно от 2 до 9 т). Несколько подводных лодок в 2008 году были обнаружены в Атлантическом океане. Правительство Колумбии сообщило об изъятии на море в 2008 году 198 т кокаина - 58% в акватории Тихого и 31% - в акватории Атлантического океана. Такие вот трансатлантические логисты-отморозки: нарко-пилоты, нарко-подводники и нарко-моряки. Чем только люди в мире не занимаются. ** Хорошим примером того, во что в плане перевозки наркотиков могут превратиться в ближайшее время Ливия и другие страны Африки, может послужить печальная история Гвинеи-Бисау. В 1980 году к власти в Гвинее-Бисау в результате переворота приходит Жуан Бернарду Виейра. Он держится на посту почти 20 лет, вплоть до 1999-го года. С конца 90-х годов небольшую страну с завидным постоянством потрясают военные перевороты, в итоге в 2005 году упорный Виейра снова становится президентом. С 2004-2005 годов Гвинея-Бисау и другие страны Западной Африки начинают активно использоваться южноамериканскими наркоперевозчиками как транзитный хаб для поставок кокаина в Европу. Страна привлекала наркоперевозчиков многочисленностью (около 90) необитаемых прибрежных островов архипелага Бижагош, тотальной нищетой, слабостью властей, отсутствием реальных ВВС и ВМС. В 2008 году ВМС страны состояли из одного катера, а штат полиции по наркообороту включал 63 человека, из которых только половина имела оружие. В государстве была всего одна тюрьма на 40 человек с одним охранником, вооруженным пистолетом. Базы данных по преступлениям и преступникам отсутствовали как таковые, а компьютерные базы стали появляться лишь пару лет назад на деньги ООН. В 2006 году голландская полиция сняла с поличным только с одного рейса из Гвинеи-Бисау 32 (!) перевозчика кокаина. В Гвинею-Бисау шло столько наркотиков, что иногда сброшенные с самолетов или суден в море и не собранные брикеты с кокаином выносило на берег и местные жители пытались использовать кокаин как муку, удобрение для растений или пытались покрасить им стены хижин. На разбитых дорогах страны вдруг засверкали Porsche и BMW, ярко-желтые Хамммеры, мощные японские внедорожники, в столице открылись шикарные рестораны и ночные клубы, появились магазины элитного алкоголя, дорогие проститутки и охраняемые виллы пяти десятков поселившихся в стране колумбийских наркобаронов. В ночь с 1 на 2 марта 2009 года в результате взрыва в штаб-квартире армии погиб начальник штаба вооруженных сил страны. Военные, верные погибшему начальнику штаба, атаковали президентский дворец. Президент Жуан Бернарду Виейра был убит. Всего за несколько дней до убийства президента Виейры в соседней Гвинее-Конакри военными был арестован Усмане Конте, старший сын скончавшегося в 2008 году диктатора Лансана Конте. Усмане схватили по обвинениям, связанным с наркотиками. В столице обнаружили нарколаборатории и химикаты для производства экстази на сумму в 154 миллиона долларов. В эфире национального телевидения Усмане сделал признание о своем участии в наркотрафике и подтвердил информацию о своих связях с колумбийскими картелями. Однако, по мнению некоторых экспертов, это была попытка вывести из игры ряд уже сложившихся сетей наркоторговцев, в том числе южноафриканцев (складирование кокаина для чемпионата мира по футболу в Южной Африке в 2010 году), ливанцев (сбыт и финансы) и аргентинцев (поставки химикатов и оборудования и отмывание денег), которым покровительствовал Виейра. Наркотрафиком, по некоторым данным, после переворота стали заведовать сами гвинейцы, ганийцы и нигерийцы с помощью военных Гвинеи-Бисау и Гвинеи-Конакри. Уже в 2010 году США выдвигали обвинения высокопоставленным военным Гвинеи-Бисау, включая главкомов ВВС и ВМС, чьи матросы собирали кокаиновые посылки в море, в участии в наркотрафике. Все счета главкомов в США были заморожены. Наркотики находили на военных базах, а арестованные полицией замешанные в наркотрафике военные благополучно освобождались. Журналисты Гвинеи-Бисау, бежавшие в итоге из страны, также сообщали, что имели доказательства и лично наблюдали участие моряков и военных в разгрузке и погрузке кокаина. 13 апреля 2012 года в Гвинее-Бисау произошел очередной военный переворот. К власти пришла хунта, которую ЕС считает нелегитимной, а в мае 2012 года ООН сделала лидеров хунты персонами нон грата. И вот тогда, весной 2012 года, наступил уже настоящий рай для наркоперевозчиков. Только по приблизительным подсчетам ООН с апреля по июль 2012 года в Гвинее-Бисау совершили посадку 20 самолетов из Южной Америки с грузом кокаина на борту. Как минимум, каждый самолет привозит полторы тонны кокаина. То есть лишь за несколько месяцев в Гвинею-Бисау поставили примерно 30 тонн, а всего до последнего времени из всей Западной Африки в Европу шло 50 тонн ежегодно. Несомненно, Гвинея-Бисау поможет исправить эту цифру в сторону увеличения. Если в других странах Западной Африки наркотрафик является частью проблем существующих правительств, то в Гвинее-Бисау само правительство является главной проблемой. По оценкам Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК) и американского Управления по борьбе с наркотиками, наркотрафик в стране находится под контролем хунты и испытывает небывалый рост перебрасываемых объемов кокаина. Ежегодный доход от наркотрафика в Гвинее-Бисау предположительно составляет 2 миллиарда долларов (в два раза больше ВВП страны). На границе с Сенегалом при помощи военных расчищаются площадки и строятся новые взлетно-посадочные полосы, а в стране вдруг резко стала ощущаться нехватка авиационного топлива. Хунта отвергает все обвинения в участии в наркотрафике, требует доказательств увеличения объемов наркопотока, предлагает приехать специальной международной миссии для изучения вопроса и называет представителей ООН «бандитами», связанными с устраненным от власти экс-премьером. В стране с весны произошел ряд политических убийств, а начальник генштаба генерал Антониу Инджаи пригрозил арестами и смертью тем журналистам, кто будет задавать слишком много вопросов о гибели предыдущих президентов. В Гвинее-Бисау существует бюро по борьбе с наркотиками, но у него нет финансов, чтобы заправить бензином даже пару своих машин, а агенты уходят с работы, потому что им банально нечего есть. Агентству от Министерства юстиции на содержание выделяется 85 долларов в неделю. В конце октября этого года была совершена еще одна попытка военного переворота. Власти Гвинеи-Бисау заявили о подавлении в столице страны Бисау мятежа, инспирированного спецслужбами Португалии, Сообществом португалоязычных стран (SPLP) и экс-премьером. На днях, 13 декабря, Совет Безопасности ООН выразил озабоченность ситуаций в Гвинее-Бисау и готовность «рассмотреть возможные варианты сбора информации на высокопоставленных участников наркотрафика». Что-то подсказывает, что мы увидим еще не один переворот в этой маленькой стране. |