Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Почему бизнес-ангелы теряют деньги и при этом их становится все больше и больше

Павел Черкашин. Выпускник МГУ

 

У нас в России сложился определенный стереотип бизнес-ангела (инвестора начальной стадии бизнес-проекта) как полноценного участника венчурного рынка ранних стадий. В США же большинства ангелов - непрофессионалы, они не зарабатывают деньги на перепродаже долей в компаниях. Для них - это хобби или отдельный вид социальной ответственности.

Мотивация 1: Возврат долга обществу

Предприниматель сделал бизнес, получил деньги и теперь помогает другим начать свой путь. Он еще помнит, как тяжело ему дались первые $10 000 на бизнес, поэтому, когда встречает людей, близких по идеологии, легко расстается с деньгами. Многие ангелы говорят об этом как о «возврате долга» обществу: такой инвестор смотрит в глаза начинающему предпринимателю, вспоминает себя молодым и соглашается поддержать самую безумную идею. При этом он морально с этими деньгами расстается, поскольку шанс «сорвать куш» здесь ничтожный.

Мотивация 2: А что если?

Вторая распространенная мотивация в среде ангелов - хобби. Кто-то коллекционирует картины, кто-то винные пробки, а есть люди, собирающие интересные технологические идеи, на реализацию которых у них самих когда-то не хватило сил и времени. Этим отчасти и объясняется феномен краудфандинговых площадок, например, Kickstarter. Там миллионы людей дают деньги на совершенно невероятные начинания, не рассчитывая на определенный экономический возврат. Большинство людей хочет быть бизнес-ангелами. Люди любознательны, и им интересно быть причастными к реализации новых концепций, просто кто-то может легко расстаться с $50, а у кого-то чек на $50 000. Мотивация у них не финансовая, а скорее хулиганская: «А что будет, если?»

А что будет, если построить лифт от земли до МКС? Я уверен, что найдутся миллионы людей, которых порадует сам факт наличия такого лифта, даже если он не принесет им прямой финансовой выгоды. Если ко мне придет человек, который докажет физическую возможность такого проекта, я не удержусь и дам ему денег (правда, доказать реализуемость такой идеи будет очень сложно!).  

Мотивация 3: Где деньги?

Финансовая мотивация для бизнес-ангелов стоит точно не на первом месте. Предприниматель как никто другой понимает, что а) в таком бизнесе, в принципе, низки шансы на успех и б) даже если портфельный стартап достигнет успеха, крупные инвесторы, скорее всего, «снимут все сливки» в процессе последующих раундов и не дадут ангелу сказочно разбогатеть.

Но на рынке есть и другая каста инвесторов ранней стадии - людей, которые занимаются инвестициями профессионально. Чтобы состояться на этой поляне надо, во-первых, построить большой портфель (более 10 компаний), а, во-вторых, обеспечивать себе постоянную ликвидность, то есть найти модель, позволяющую быстро продавать стартапы. Традиционный цикл «созревания» бизнеса - 5-7 лет, но если ангел будет ждать 7 лет, у него не хватит денег на новые вложения и его экономика рухнет. Частному инвестору надо учиться продавать быстрее, надо иметь персонал, связи на рынке, поддерживать отношения с фондами следующих стадий - это большая работа. К тому же ангелу постоянно нужен капитал. Я берусь утверждать, что любой бизнес-ангел, который серьезно пытается заработать на инвестициях в стартапы, рано или поздно открывает венчурный фонд - или разочаровывается и уходит из бизнеса. После 7 лет инвестиций в качестве частного бизнес-ангела, я стал партнером венчурного фонда Vestor.In Partners.

Стартовый капитал

В России есть смысл выходить на рынок с капиталом хотя бы в $1 млн. В США средний чек меньше, потому что существует эффективная инфраструктура для синдицирования. Там можно выходить на рынок с капиталом и в $100 000, вкладывая по $10 000 в различные проекты в рамках организованных инвестиционных групп или синдикатов. Но на развивающемся рынке такая стратегия не работает - инвестору нужно обеспечить себе достаточный вес, чтобы инвесторы следующих раундов не вытеснили его из компании.

В России площадки для синдикации также начали появляться, но большинство из них до сих пор вызывает вопросы в плане доверия инвесторов, прозрачности работы и юридических схем. Часто на таких площадках болтаются «висяки», которые месяцами не могут привлечь финансирование. Хорошие проекты привлекают инвестиции за считанные дни и не связываются с мелкими инвесторами.

Время - деньги

Для бизнес-ангела большое значение имеет фактор времени. Если ты вкладываешь в проект $10 000 и рассчитываешь на доходность в 10% годовых, то за 8 лет ты должен удвоить эту сумму, иначе проиграешь рынку. Но инвестиции в стартап гораздо рискованнее, чем облигации или банковский депозит, поэтому инвесторы обычно рассчитывают не меньше, чем на 30%, т.е. за 7 лет $10 000 должны превратиться в $50000. А если у тебя 3 инвестиции и лишь одна из них стала успешной, то вернуть с проекта надо уже $200 000, только чтобы конкурировать с альтернативными направлениями инвестиций! Тут уже вопросы появляются у основателей: мол, вложил всего $10 000, ничего не делал, пока мы вкалывали, а теперь хочешь в 20 раз больше денег обратно? Еще и жалуешься?! «Почему мы должны платить за тех неудачников, которые потеряли твои деньги?» - резонно спрашивают они.

Профессионал рынка: быть или не быть?

У профессиональных ангелов вероятность успеха по статистике выше в 10 раз. Если ангел-любитель проинвестировал в стартап, то его шансы на успех 1 к 100, у профессионала - 1 к 10. Но вот дальше улучшить эту цифру уже очень сложно, потому что на венчурном рынке действует масса случайных факторов, которые нельзя предвидеть.

В свете всего вышесказанного выглядят смешными попытки систематизировать или даже лицензировать работу бизнес-ангелов, организовать их в структурированные сообщества, пересчитать и классифицировать. Ведь большинство настоящих бизнес-ангелов даже не осознают, что они таковыми являются.

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=15367