Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Фаерпасс против ЛОХов

Посвящается альтернативным… пожарным, способным предотвратить будущие трагедии.

Достигнув возраста, позволяющего делать то, что хочется и жить там, где нравится, Аркадий Прокопов обосновался и трудится на острове Майорка, Испания.

ЛОХ (Лодочная Обьемная Химическая) - Распространенная система пожаротушения, применяемая на подводных лодках, судах и подобных энергонасыщенных пожароопасных обьектах. Пламягасящий агент хлорфтороуглерод фреон 22 - токсичен при ингаляции, он же - губитель озонового слоя планеты. При срабатывании системы в помещении люди должны немедленно одеть изолирующие противогазы и покинуть загазованный обьем.

Именно это не успели сделать задохнувшиеся фреоном на АПЛ "Нерпа", когда в 20.45 по местному времени 8 ноября 2008 г. в носовом отсеке проходившей ходовые испытания субмарины внезапно сработала система пожаротушения. Ничего там не горело, но в помещения где находились люди, - кают-кампанию и каюты экипажа - начал поступать фреон.

При этом на лодке автоматически задраились люки, лишив людей возможности покинуть загазованные отсеки. У каждого находящегося на борту человека должен быть наготове портативный дыхательный аппарат (ПДА - небольшой баллон с кислородом крепящийся на поясе, с затычкой для носа и загубником), ресурса которого хватает примерно на 15 минут. Четверти часа обученному человеку вполне хватит чтобы добраться до шланговой дыхательной аппаратуры и переждать, пока заблокированный и наполненный фреоном обьем провентилируется. Однако, нелегко выполнить инструкции когда во сне на вас обрушивается водопад бесцветного газа, уже первый вдох которого может вызвать наркоз и острую кислородную недостаточность. Возможно, погибшие вообще не умели пользоваться ПДА. К тому же, их могло просто не хватить: вместо штатных 73 на субмарине находилось 208 человек (экипаж, представители изготовителя и приемная комиссия). Задохнулись 20 человек - трое военных и семнадцать гражданских лиц. Еще 21 человек отравился фреоном, но их удалось спасти.

Несанкционированно сработавшая противопожарная система типа ЛОХ (лодочная объемная химическая) устанавливается на подлодках; схожие системы применяются на морских, особенно военных судах. Пламягасящий агент фреон 22 (он же хладон 22), относится к классу хлорфторуглеродов. Хотя фреон - вещество малоопасное, при обильной ингаляции он обладает наркотическим действием, вызывая слабость, переходящую в возбуждение, спутанность сознания, сонливость, а при больших концентрациях - удушье. Монреальский протокол от 1987 г., ратифицированный 148 странами предусматривает резкое сокращение производства и использования френов, поскольку они катализируют разрушение озонового слоя, защищающего жизнь на планете от губительных жестких ультрафиолетовых лучей Солнца. Уже давно имеются менее опасные противопожарные химагенты, но военным фреон 22 разрешают использовать в виде исключения; дескать ни его, ни их пока нечем заменить.

Ясно что причиной трагедии стал человеческий фактор. "В момент испытаний на подводной лодке было около 270 человек плюс еще контрагенты", - сообщил один из подводников "Газете Ру."[1] на условиях анонимности. Как правило, это люди "…абсолютно не обученные нахождению на подводной лодке. Они знают только, как чинить прибор, который собрали на их заводе. На подлодках никто из них никогда не был, но они все туда рвутся, поскольку за это существенно доплачивают. Не исключено, что ЧП случилось из-за них", - предположил он. И добавил: "При ходовых испытаниях на подводных лодках творится полный бардак и находится очень много спирта для протирки оборудования. Контрагенты часто очень много пьют. Они всегда это делали. Вполне возможно, что кто-то из них взял и закурил прямо в отсеке, отчего и сработала система пожаротушения и в отсек пошел фреон. А кто-то, напившись, спал прямо в отсеке и не сообразил, что происходит"- считает эксперт.

Из своего опыта работы на водолазных судах Газпрома в конце 1980-х, могу это подтвердить. Гидролизный (на морском жаргоне "шило"), а еще лучше, медицинский спирт-ректификат, для протирки оборудования конечно тоже употребляется, но в первую очередь им "поправляют голову". Хотя сомнительно чтобы во время ходовых испытаний АПЛ именно это стало решающим компонентом катастрофы. Моряки предпочитают расслабляться на берегу, но с другой стороны - у гражданских дисциплина слабовата.

Но в принципе, почему бы не заменить неудержимо прельстительный   спирт-ректификат на вполне пригодную для технических целей смесь нескольких спиртов, включающую и метанол, пить которую станет разве что самоубийца? В шестидесятые годы такой приказ отдал новый главком военной авиации одного из округов. Через неделю после начала эксперимента почти треть личного состава вышла из строя. Не могли люди поверить что кончилась лафа и привычный дармовой спирт действительно заменили ядом; менталитет у них такой. Разжаловали главкома или нет, не знаю, но повторять эксперимент, насколько мне известно, никто не решился.

4 Декабря 2008 года появилась информация о том что, по предварительным данным, в систему пожаротушения Нерпы изготовителем был закачан фреон с большой примесью сильно ядовитого перхлорэтилена, который используется при производстве фреона. Эта бесцветная жидкость с резким запахом гораздо токсичнее фреона. И много дешевле. Возможно, производители фреона и поставщики ошиблись, или просто хотели сэкономить. Один из экспертов заметил: "Ошибкой подобную замену можно назвать только в том случае, если фреон не проверяли перед выходом в море. Перед выходом каждая подлодка обязана сдать несколько анализов. В советское время при плохом анализе весь фреон выгружали из блока". Закачать в систему пожаротушения перхлорэтилен, по его словам, могли, "если только фреон вообще не проверяли". В таком случае, считает подводник, людей погубил "полный, системный бардак на всех стадиях: проектирования, строительства и приемных испытаний".

Другой эксперт сообщил, что в системах пожаротушения, используемых "Газпромом" применяется иной, безвредный для человека газ. "Непонятно, почему подводники до сих пор применяют токсичный фреон?" - сказал он "Газете Ру."[1]

Некоторые специалисты считают что истинных причин трагедии на "Нерпе" вообще может никто не узнать. "Истинные причины известны только тем, кто там был, но специальные комиссии, создаваемые после таких ЧП, как правило, принимают решение не рассказывать большую часть того, что было на самом деле, - все-таки это флот. Как правило, критику они разделяют между контрагентами, гражданским экипажем и военными", - рассказал один из источников, близких к ВМФ [1].Он добавил, что даже в ранее существовавших учебных центрах морякам никогда не рассказывали истинных причин аварий на АПЛ, хотя, согласно учебной программе, они должны были тщательно разбираться. "Нам просто сообщали версии, близкие к настоящим, в отличие от тех, которые предоставляются обывателям и прессе", - признался он.

Россия лидирует не только по числу атомных субмарин, но и по количеству пожаров на них. Понятно, сложная, энергонасыщенная, к тому-же стареющая техника. И люди какие-то неправильные - спирт не выдашь - водку на борт пронесут.

Перечислим некоторые пожары на российских подлодках.

8 августа 1967 года. На АПЛ К-3 в Норвежском море в подводном положении произошел пожар в 1-м и 2-м отсеках. Пожар был локализован и потушен способом герметизации аварийных отсеков. Погибло 39 членов экипажа.

В марте 1976 года на дизельной лодке Тихоокеанского флота К-77 (Джульетта-484) возник пожар. С помощью системы ЛОХ пожар был потушен. Однако из-за несанкционированной подачи фреона в незатронутый огнем отсек погибли стоящие на вахте люди. Оба были в изолирующих дыхательных аппаратах. При выяснении причины возгорания оказалось, что подача фреона в 7-й отсек вместо 5-го произошла по вине ремонтников. При сборке ЛОХ была перепутана маркировка клапанов, что и стало причиной трагедии. Проверка ЛОХ на всех подводных лодках соединения показала, что двух других подлодках, только что вернувшихся из ремонта, маркировка на клапанах ЛОХ была также перепутана.

18 июня 1984 года. На АПЛ К-131, находившейся в Средиземном море, произошел пожар в кормовых отсеках. Погибли 13 членов экипажа.

3 октября 1986 года. В Атлантическом океане потерпела катастрофу и затонула АПЛ К-219 от последствий пожара, вследствие неисправности ракетной шахты. Погибли 4 члена экипажа.

7 апреля 1989 года. В Норвежском море от последствий пожара высокой интенсивности подводная лодка "Комсомолец" затонула на глубине 1650 метров. При пожаре и от переохлаждения в морской воде погибло 42 подводника,

1 августа 2005 года - на верфи "Звездочка" в Северодвинске во время газосварочных работ на утилизируемой АПЛ произошел пожар. Погиб человек.

12 апреля 2006 года - в гарнизоне Вилючинск на Камчатке во время ремонтных работ загорелся отсек подводной лодки Тихоокеанского флота.

6 ноября 2006 года два человека погибли в результате пожара, вспыхнувшего на АПЛ "Святой Даниил Московский". Пожар произошел, когда она стояла на рейде полуострова Рыбачий в Баренцевом море. Пожар был потушен, с заглушеным реактором лодка отбуксирована в надводном положении на базу.

Что такое "Нерпа"

Многоцелевая АПЛ "Нерпа" была заложена на Амурском судостроительном заводе еще в 1993 году по проекту 971 ("Щука-Б" по российской классификации, Akula-II - по классификации НАТО). Подводное водоизмещение 12 770 т, скорость подводного хода - до 33 узлов, глубина погружения - до 600 м. Автономность - 100 суток, экипаж - 73 человека. "Нерпа" несет мощное вооружение, лучшее чем у всех отечественных и зарубежных подводных лодок аналогичного назначения.

Корпус субмарины сделан из высокопрочной стали, а все основное оборудование, боевые посты и рубки размещены в амортизированных блоках. Благодаря этому подлодка почти бесшумна. Высокая автоматизация позволила сократить экипаж до 73 человек в то время как на того же класса американских АПЛ типа "Лос-Анджелес" необходим 141 человек.

Итак, хотя проект староват, "Нерпа" от киля до ходового мостика начинена вроде бы ультрасовременной техникой. Старый проект вовсе не значит устаревший; древние, еще СССР-овские носители и Союзы исправно, дешевле и безопаснее чем американские Шаттлы доставляют людей и грузы на орбиту до сих пор.

Но, практически любой современной технике остро нехватает многоуровневой, надежной "защиты от дурака" - пользователя. Нашли и на Нерпе такого стрелочника, с символической фамилией - Гробов. Пишут: "Матрос, подозреваемый в несанкционированном включении системы пожаротушения на подводной лодке "Нерпа", сделал это для того, чтобы позвать боцмана из другого отсека. Контрактнику не хватило знаний и квалификации, чтобы осознать, что за сигналом ревуна в отсеки пойдет смертельно опасный фреон"[1].

Это какой же инженерный гений выдумал и утвердил пожарную защиту, не предупреждающую, а вызывающую катастрофу сигналом ревуна?

Но наверное уж само-то противопожарное оснащение на Нерпе суперсовременное, наилучшее? Понятно что на боевых судах и подлодках применяют проверенное временем, надежное противопожарное оборудование. Однако, нужно знать, что наиболее эффективные стандартные средства пожаротушения и особенно, продукты их пиролиза непосредственно токсичны для человека (Freon 22, FM 2000, Novec 1230, etc.); либо, вытесняя воздух в замкнутом обьеме негорючим газом (углекислотой, азотом, аргоном) лишают кислорода не только огонь, но и находящихся там людей. А ведь есть много ситуаций, когда люди просто физически не могут покинуть помещение где начался пожар. Это как раз наиболее важные технические обьекты, насыщенные высокоэнергетическим оборудованием: подводные лодки, корабли, самолеты, боевая техника, командные пункты, орбитальные станции и тд. Там необходимы индивидуальные изолирующие противогазы для защиты от токсичных газов, выделяемых горящими пластиками и еще более токсичных продуктов пиролиза пламягасящих химагентов; в обоих случаях образуется фосген - боевое отравляющее вещество времен первой мировой войны.

-

У читателя этой статьи, надеюсь, сравнительно мало шансов оказаться в аварийной подлодке, на горящем судне или в подбитой боевой машине. Зато достаточно велик риск застрять в автомобильной пробке в пылающем туннеле. Хуже всего - если в автобусе. Особенности гашения пожаров в столь очевидно разных обьектах конечно весьма несхожи. Однако, описываемое ниже радикальное решение принципиально одинаково для всех этих случаев, поэтому давайте на время оставим подлодку и углубимся в туннели, где пожар не менее опасен, а гасить его столь же трудно.

Когда в достаточно длинном транспортном тунеле вспыхивает огонь (самая частая причина - столкновение автомобилей, хотя и в поездах пожары случаются), очаг пожара очень скоро превращается в нутро раскаленной печи для обжига кирпича. Топливом при такой температуре становится все: например груз маргарина и муки, как это было в пожаре 1999 г. в туннеле под Монбланом, унесшем 39 жизней. Сбить небольшое пламя в самом начале можно и простым огнетушителем; но независимо, удалось это или нет - лучше готовьтесь уносить ноги; ждать помощи снаружи нет смысла, а бензиновые пары могут воспламениться в любую секунду.

Пылающий туннель быстро заполняется токсичными продуктами горения и раскаленными газами в которых задыхаются и гибнут от термического шока люди. Водой гасить нельзя, туннели богаты электропроводкой (к тому-же, воды в транспортных туннелях вообще не должно быть; если она протекает снаружи, ее откачивают). Уже через час температура в очаге пожара такова, что вода на лету превращается в пар. Огонь от него не погаснет, а вот тяжелые ожоги у людей - гарантированы. Хотя крайне мала вероятность что они доживут до начала тушения пожара; по статистике те кто не успел сразу выбраться, гибнут уже через четверть часа. Для удаления удушающих раскаленных газов туннель необходимо вентилировать. Но приток свежего воздуха раздувает огонь - порочный круг замыкается - не успевшие выбраться люди обречены.

Особенно опасны туннели с уклоном, в них возникает "эффект камина" при котором горячие газы улетают вверх, увеличивая приток свежего, богатого кислородом воздуха. Так было при пожаре зимой 2000 г. в австрийском Капруне, где в застрявшем вагоне, в туннеле горного подьемника за четверть часа заживо сгорели 170 человек. Причиной катастрофического пожара стало протекшее смазочное масло, зажженное электродугой токосьемника.

Пожары в туннелях - явление столь же неизбежное и предсказуемое как автоаварии, налоги и смерть. Поэтому международная экспертная группа прицельно занимается анализом и предотвращением этой проблемы. Группа издает свой журнал [2]и проводит ежегодные конференции.

Тем не менее, последние десятилетия все технические решения проблем туннельных пожаров вынужденно топчутся по замкнутому кругу: "Вентилировать нельзя, но необходимо быстро удалять газы". Создаются все более сложные и громоздкие системы вентиляции, защищенные зоны повышенной безопасности, дублируются пути эвакуации. Это сильно удорожает строительство и эксплуатацию туннелей. Но отнюдь не повышает их пожаробезопасность и резко увеличивает стоимость и время необходимого после пожара ремонта. Опыт эксплуатации туннеля под Ла-Маншем это показывает. Туннель горел уже три раза, в 1996, 2006, 2008; ремонт в первом случае продолжался полгода.

"А что же спринклеры?" - спросит читатель. Да, самая распространенная противопожарная система в зданиях сегодня - спринклерная. Строительные коды большинства стран и все страховые компании требуют ее обязательной установки, иначе не разрешат эксплуатировать и не застрахуют. В туннелях спринклеры неприменимы по многим причинам; часть приведена выше, ниже еще поясню.

На первый взгляд, спринклеры - очень полезное, спасительное изобретение. Однако, дорогая спринклерная система (в зависимости от числа головок, стоимостью до десятков и сотен тысяч долларов) не предназначена ни для гашения, ни, тем более, для предотвращения пожара. Ведь термоплавкая вставка в водораспыляющей головке нагревается и механически разрушается когда пожар уже в разгаре. Единственное предназначение спринклеров - путем разбрызгивания воды  снизить скорость распространения пожара ; типа уменьшить ущерб и выиграть время до прибытия пожарных бригад. К тому-же, система полностью зависит от давления в магистрали, которое может во время большого пожара упасть по многим причинам.

Но вот героические пожарники примчались и взялись за работу. Мощными брандспойтами они льют в пламя воду и пену, крушат топорами и растаскивают баграми все что может гореть. Что и представляло собой бывшие материальные ценности, уничтожение которых начал огонь, продолжила вода, а завершили топоры, багры и химические пламягасящие агенты.

А если это серверы, где хранится ценная информация? Например, банковская. Здесь уже первый дым может безнадежно повредить уязвимую электронику, не говоря уже об огне и последующем спринклерном душе. Поэтому солидные серверы сообщают, что у них информация дублируется и сохраняется в удаленном, защищенном от пожаров и землетрясений здании.

Погорелец, частное лицо или фирма, несет убытки. Страховка их оплачивает. Кстати, о пользе профилактики: до 80% малых и средних фирм оказываются неспособны вернуться к своей деятельности после среднего пожара.

Ладно, пожарные за дело получают зарплату и премиальные за героизм; они сами часто гибнут в огне. Ремонтные организации, изготовители мебели и оборудования, а также спринклеров и других подобных систем, отодвигающих и преобразующих, а то и усугубляющих, но отнюдь не решающих проблему - радуются новым заказам. Только США терпят от 100 до 200 млрд. долларов ежегодного прямого и косвенного ущерба от пожаров, плюс тысячи человеческих жертв.

Кому ущерб - кому выгода.

Здесь автор, врач по образованию и основной деятельности, ранее опубликовавший в альманахе Лебедь серию статей по проблемам лечения рака [3], переживает дежавю… Ведь аналогично спринклерному методу организовано "лечение" многих хронических заболеваний, особенно рака, официальными "конвенционными, научными, статистически обоснованными" методами.

Ладно, здание и оборудование можно восстановить. Выходит что пожары даже полезны для поддержания занятости. Но как быть если в помещении хранятся невосполнимые ценности, если там информация которую в принципе нельзя терять, скажем банковские или архивные данные, музейные реликвии, бесценные инкунабулы и тд? Что делать, когда людей невозможно эвакуировать из зоны возгорания? Ведь в этом случае даже простое задымление в туннеле, в герметичном обьеме субмарины, орбитальной станции, и тп.- может привести к катастрофе.

Виден ли свет в конце туннеля?

Здесь просто обязан появиться Изобретатель и выдать идеальное решение неразрешимой специалистами проблемы, выглядящее примерно так:

"Идеальная система предотвращения и гашения пожаров в особо важных обьектах, откуда невозможно эвакуировать людей, будет полностью безвредной для человека и защищаемых ценностей, но в то же время сможет эффективно предотвращать возгорание и мгновенно гасить огонь, если таковое произошло".

"Это невозможно!"- возмутится любой эксперт пожарных дел.

"Решение есть, и оно уже применяется на практике"- сказал Инженер (именно так, с заглавной буквы…), далекий и от противопожарной техники, и от медико-физиологических аспектов пожарных проблем.

Мое личное участие в этой истории началось в сентябре 2000 года, когда этот Инженер, изобретатель и предприниматель сообщил мне, что он может так изменить, модифицировать воздух, которым все мы дышим, что это:

-  Поможет спортсменам ставить новые рекорды,

-  Повысит умственную и физическую работоспособность и выносливость здоровых людей,

-  Поможет предотвращению и лечению множества распространенных хронических заболеваний,

-  Снизит скорость старения и даже будет способствовать омоложению организма,

-  И тд…

Я радостно соглашался, поскольку в этом направлении работаю давно и небезуспешно.

Но затем он выдал нечто для меня неожиданное, если не сказать, ошеломляющее:

-  Кроме того, этот обедненный кислородом (нормобарический гипоксический), но полностью пригодный для дыхания воздух надежно предотвратит возгорание любых горючих материалов (за исключением имеющих в своем составе химически связанный кислород, например - пороха или спичек),

-  Уже начавшийся пожар практически мгновенно погаснет, если обьем горящего помещения быстро заполнить такой газовой смесью.

Именно это рассказал мне Гари (Игорь) Котляр при нашей первой встрече в Нью-Йоркском Манхеттене, в жарком сентябре 2000 года. Уже тогда концепт нового метода активного   предотвращения и гашения пожаров у него был готов. Дело было за малым: оформить патентную заявку.

Котляр - выдающийся изобретатель и одаренный инженер, опытный предприниматель, уехавший в США еще из СССР. Первым его успехом было изобретение, патентование и доведение до американского рынка (альпинистов, спортсменов и фитнесс-энтузиастов) комплекса для нормобарической гипоксической тренировки [4].

Его система поддерживает низкое содержание кислорода в дыхательном воздухе при нормальном атмосферном давлении и имитируя пребывание в средне - и высокогорье позволяет на уровне моря воссоздавать тренирующие и лечебные эффекты высотной атмосферы. О пользе такой тренировки для здоровья сегодня хорошо известно [5], а тренирующиеся на выносливость спортсмены: марафонцы, велогонщики, многоборцы и тд., уже давно знают что это единственная эффективная альтернатива допингу.

В стандартной конфигурации система представляет собой небольшого обьема комнату, или просто палатку, вентилируемую гипоксическим воздухом который в изобилии производит особый генератор. В комнате можно тренироваться на велоэргометре или беговой дорожке, в палатке - просто спать. Или разместить домашний офис. Генератор работает от обычной электросети; он физически, с помощью особого молекулярного сепаратора разделяет атмосферный воздух на две части: обедненную кислородом фракцию, которая подается в вентилируемый обьем, и фракцию обогащенную кислородом; последняя просто выбрасывается в окружающую амосферу. Парциальное давление кислорода в получаемой "на месте" гипоксической смеси точно контролируется и легко регулируется. В зависимости от потребностей, оно соответствует таковому на высоте от 1700 м и выше, вплоть до 8000 м. Миллионы людей живут в городах и поселках, расположенных на высотах до 4000 м. Люди вполне здоровы и не страдают оттого что содержание кислорода там гораздо ниже нормального.

Кстати, в целом уровень здоровья у жителей среднегорья выше среднего, хотя у более высокогорных обитателей имеются некоторые проблемы при слишком длительном там пребывании. Раньше думали что лучшее здоровье у жителей среднегорья есть результат чистоты воздуха и меньшего уровня социального стресса, но теперь доказано, что основную роль играет именно фактор умеренной гипоксии - сниженного парциального давления кислорода.

Нормобарическая гипоксическая система для джимов и продвинутых спортсменов хорошо продавалась и получила большое освещение в медиа. И вот, однажды, когда изобретатель Гари пребывал в созданной им гипоксической среде, на его светловолосую творческую голову упало соответствующее "яблоко". Хотя курить он давно бросил, тем не менее решил посмотреть: а что будет, если…

Результат восхитил. Внесенная в атмосферу, где энтузиасты финтеса оздоравливались на беговой дорожке, горящая свеча, сигарета или сигара быстро гасли. Зажигалка давала искру, но не пламя. Спичка вспыхивала и тотчас гасла.

"Да ведь это идеальная искусственная атмосфера! Не только лечебно-тренировочная, но и защищающая от возникновения пожара! Это же дыхательная среда будущего!" - взвился от восторга Инженер-Изобретатель.

Тогда почему же свеча горит и на вершине Эвереста?

Хотя там кислород "жиже", но и азота пропорционально меньше. Когда же на уровне моря уменьшено содержание лишь кислорода, то избыточные молекулы азота слишком быстро уносят тепло из очага зажигания, и "толпясь вокруг…", кинематически препятствуют доступу в него молекул кислорода. Для гемоглобина крови такое снижение парциального давления кислорода практически незначительно, поскольку транспорт газов крови - активный, управляемый нашей биохимией процесс селективного их связывания. Но для гораздо более простой химии горения, для зажигания и поддержания огня - соотношение количества молекул обоих газов - фактор решающий.

Однако, наш герой хорошо знал что от рождения идеи до ее практического использования - долгий и тернистый путь. В частности, необходимо медико-биологическое сопровождение, медицинская поддержка многообещающего проекта.

В должный момент в поле зрения изобретателя появился автор этой статьи - врач, имеющий несколько специальностей. Одна из них прежде именовалась "Спецфизиология", потом ее переименовали в "Авиационная, космическая, морская и водолазная медицина".

Почему так причудливо смешано? Во всех этих областях условия труда и отдыха человека схожи: длительное пребывание в необычных, техногенных средах и условиях, в ограниченных и замкнутых обьемах, дыхание искусственной (например, на основе аргона, гелия с добавлением азота и кислорода) газовой смесью, с повышенным или пониженным барометрическим давлением, увеличенным или уменьшенным содержанием кислорода. Поскольку я давно применяю нормобарическую гипоксическую тренировку в лечебных целях, имею патенты и статьи в этой области, то интересы наши вполне резонно и плодотворно пересеклись. Котляр пригласил меня помочь ему в подготовке патентования и публикаций.

Идея создания новой, "улучшенной" газовой среды для обитания человека меня сразу захватила. Искусственная среда уже давно существует на космических кораблях, в подводных лодках, частично даже в рейсовых самолетах. Словом, везде где люди находятся в изолированном обьеме - состав дыхательного воздуха там поддерживается автономной системой жизнеобеспечения. Но жесткая привязка к догмам и стереотипы мышления заставляют специалистов поддерживать в искусственной атмосфере стандартный уровень кислорода, далеко не оптимальный и для здоровья, и, как оказалось, для предотвращения пожара. Еретический вопрос "А можно ли создать искусственную дыхательную среду которая будет лучше естественной?" пока еще мало кто задавал всерьез. Между тем, потребность в такой среде диктует вполне близкое будущее: орбитальные станции уже давно реальность, а в ближайшие десятилетия начнется колонизация Луны, потом и Марса.

И вот, для начала мы провели ориентировочные эксперименты в нормобарической гипоксической среде серийной палатки, предназначенной для сна на симулированной "высоте". Медленное понижение концентрации кислорода от нормальных 20,9% выявило гипоксический  порог подавления горения , лежащий в границах 16 - 17% для свечи и сухого дерева. При этом мы впервые наблюдали и описали феномен флуктуации пламени свечи при достижении этого порога. Пламя периодически уменьшалось до крошечного язычка, возвращаясь затем к исходной величине. Как будто бы огонь трогательно "умирал, но боролся за жизнь", хотя по молекулярному механизму это лишь аналог затухающих колебаний маятника. Наконец, при 16,6% О2 пламя окончательно погасло. Для бензина и других легковоспламеняющихся жидкостей соответствующий порог выявился в районе 13-14% О2. Сильно зависящий от прилагаемой энергии гипоксический  порог предотвращения зажигания  обнаружился при еще более низких уровнях нормобарического О2.

Простые, но захватывающие были эксперименты! [6]

По материалам этого предварительного исследования мы написали статью и отправили ее в специальный научный журнал (Combustion and Flame) издаваемый в Стэнфордском университете. После долгого изучения (peer review) анонимные эксперты по горению статью отвергли, единодушно заключив что она недостаточно обоснована и вообще малоинформативна для публикации в их теоретическом журнале. Предложений по разработке темы и доработке статьи от них не было.

Позже мы убедились что оные ученые мужи обильно кормятся грантами от производителей химических противопожарных агентов и изготовителей негорючих материалов.

Тем не менее, по первой патентной заявке положительное решение пришло очень быстро, через два месяца после ее подачи. К этому времени новая технология уже получила маркетинговое имя ФАЕРПАСС (дальше в тексте - ФП).

ФАЕРПАСС (FIREPASSTM - FIRE Prevention And Suppression System) - Революционная система активного предотвращения и гашения пожаров, использующая дыхательный нормобарический гипоксический воздух, содержащий 12 - 16% кислорода вместо обычных 20,9%, содержащихся в обычном воздухе. Эта газовая смесь, получаемая контролируемым разбавлением воздуха азотом (или удалением части кислорода из атмосферного воздуха), эффективно предотвращает возгорание и практически мгновенно гасит уже начавшийся пожар в закрытых, даже негерметичных помещениях. Смесь не только полностью пригодна для дыхания, но и обладает уникальными лечебно-оздоровительными свойствами.

Вперед, на Марс!

Вдохновленный изобретатель и счастливый обладатель патента решил как можно скорее показать новорожденного понимающей публике. Подвернулся случай: в августе 2001 года в Пало Альто, Калифорния, проходила международная конференция необычной организации: Марсианского Общества [7], существующего с 1997 года. Основал его доктор Роберт Зубрин (Robert Zubrin), инженер, изобретатель и автор нескольких книг по вопросам освоения Красной Планеты. Зубрин раньше работал в НАСА, но со временем перерос "альма матер", убедившись что разрабатываются там не самые рациональные, но наиболее раскрученные технические решения. Зубрин предложил детально просчитанный план освоения Марса, основанный на производстве топлива для ракетных и прочих двигателей из марсианских же ресурсов. Процесс этот хорошо известен химикам, он несложен. Множество специалистов и просто сочувствующих и энтузиастов откликнулись на книгу Зубрина предложением: а почему бы не создать коммерческое, частное, негосударственное движение по освоению Марса?

Звучит утопично. Но любое успешное освоение новых рубежей и новых областей обитания нуждается именно в энтузиастах, способных рисковать не только и не столько ради получения прибыли, но из спортивного азарта и для возвращения смысла жизни, найти который все труднее в суете и псевдокомфорте городской цивилизации. Ведь реальную колонизацию Североамериканского континента начали не шустрые купцы и алчные конкистадоры, но религиозные утописты - мечтатели; они же оказались и очень практичными людьми, не так ли?

Самых разных специалистов из всех областей человеческой деятельности собирает под своей крышей ежегодно проводимая конференция Марсианского Общества. Среди докладчиков есть и профессора университетов, и инженеры НАСА, бизнесмены и экономисты, филантропы и просто независимые, подобно нам, исследователи.

Хотя наши два доклада [8] поставили в самый конец заключительного дня конференции, послушать и посмотреть пришли многие. Бурные аплодисменты стали хорошим поощрением первой презентации, которая затем постоянно усовершенствовалась и дополнялась для других конференций.

Что случилось вскоре, в сентябре 2001, все знают. Скажу лишь что сразу после гибели "близнецов" Котляр разработал и запатентовал радикальное и элегантное, экономичное решение проблемы пожаров в небоскребах [9] любой высоты. Конечно, при условии что их предварительно не начинят взрывчаткой сверху донизу…

Первая выставка

В мае 2002 новоиспеченная компания FIREPASS CORP. [10] уже участвовала в ежегодной выставке новинок пожаротушения и противопожарного оборудования в Миннеаполисе, Мичиган. Огромный выставочный зал, сотни стендов, десятки тысяч образцов и экспонатов, бесконечный поток посетителей - все это подогревало надежду на скорое признание. Ведь, несмотря на то, что теоретики пожаротушения, содержимые корпорациями - производителями химических средств, новую технологию наглядно проигнорировали, зато у практиков - надеялись мы - есть прямая в ней нужда.

Стенд ФП небольшой, но привлекает внимание броским транспарантом: "Система противопожарной безопасности следующего поколения". Вообще-то термин уже оприходован, но пока не монополизирован наследниками фреона-22. Транснациональная корпорация Дюпон предлагает слегка видоизмененные заменители запрещенных фтороуглеродов, их много представлено на выставке. Единственное преимущество перед фреоном 22, - они менее опасны для озонового слоя. Все остальные "побочные эффекты", в том числе и выделение фосгена при пиролизе - остались.

На нашем стенде красуется большая коробка из плексигласа, модель защищенного ФП помещения. В углу ее - небольшое беличье колесо, в нем бегают две белые мыши. Это - аналог велоэргометра, спортивного тренажера. В коробку постоянно подается нормобарический гипоксический воздух, вырабатываемый малозаметным, стоящим на полу генератором; примерно 100 л. в мин. Этого вполне достаточно для поддержания 14% О2 в негерметичной, обильно вентилируемой гипоксическим агентом коробке. Мы нарочно оставили довольно большое отверстие в передней ее стенке, через него свободно выходят в окружающий воздух излишки агента. В отверстие, как в ворота железнодорожного депо, ведет линия игрушечной железной дороги. По рельсам в гипоксический обьем вьезжает мини-локомотив, несущий горящую бензиновую зажигалку. Зажигаем ее снаружи, ставим на платформу, и как только зажигалка вьезжает в коробку, пламя гаснет. Мышей вся эта суета не волнует; с неистощимой энергией подлинно американских воркоголиков они крутят колесо.

Посетители ошеломленно смотрят на диковину, спрашивают:

- Это что, ваши мыши гасят огонь?

Обьясняем суть дела, и даем попробовать внести в обьем пламя зажженной снаружи газовой зажигалки. Некоторые восторгаются, радуются как дети. Но большинство проходит мимо, бросив равнодушный взгляд на действующую модель изобретения, которое в 2005 г. будет признано группой университетских экспертов одним из пяти самых выдающихся изобретений прошедшего года в США.

Безымянные мыши могут бегать в колесе неизвестно сколько, но мы соблюдаем условия труда и отдыха. Регулярно их сменяет золотистый хомяк, у которого даже имя есть, Хэм. Этот крутит колесо еще быстрее, доказывая мельканием маленьких лапок: физическая работоспособность в гипоксической атмосфере не страдает. Зато огонь гарантированно гаснет. Хэм - звезда нашей программы, у него симпатичная мордашка и неистощимая энергия. По окончании выставки звезду забирает для своих детей сотрудница соседнего стенда.

Уже к концу первого выставочного дня появляется пара специалистов, проявляющих активный интерес: инженер из Бельгии и предприниматель из Гонконга. Деловые переговоры плавно переходят в застолье в японском ресторане, где фокусники - виртуозы - повара прямо перед вашими глазами готовят вкусные блюда.

Хотя ничего путного из этого контакта, да и всей выставки, не получилось, но и отрицательный опыт приносит пользу. Вопросы специалистов стимулировали прикладные технические решения по применению принципа для разных типовых задач и новое патентование. За два года Гари Котляр подготовил и получил семь патентов! [11] Подумывали, не подать ли на рекорд Гиннеса, но так и не нашлось времени на такого рода пиар…

На фоне несомненных достоинств, со временем выяснились и относительные недостатки системы. Так, в превентивном режиме она потребляет относительно много энергии для поддержания необходимой гипоксии в защищаемом обьеме. В зависимости от обьема и потребности вентиляция помещения - но в любом случае больше, чем кондиционер. В режиме гашения уже возникшего пожара - требуется предустановленная обьемная система доставки и хранения газового агента. Тем не менее, для важных обьектов все это несравнимо дешевле ущерба от возможных потерь и стоимости необходимого после пожара ремонта.

Ныряем в туннели

Осенью 2002 г. в швейцарском Базеле проходила очередная международная конференция по пожарной безопасности туннелей. По ряду обстоятельств Котляр не смог туда поехать, поэтому ассистирующему врачу, а не изобретателю - инженеру пришлось делать доклад лидерам прикладной туннельной противопожарной науки.

Презентация ФП была предпоследней в программе, когда уже отзвучали десятки докладов, освещающих многочисленные аспекты проблемы.

Отметим что Швейцария занимает первое место в мире по километражу туннелей, приходящихся на душу населения. В ближайшем будущем там завершается строительство пронизывающего Альпы пятидесятисемикилометрового Годдарда, [12] крупнейшего и самого дорогостоящего транспортного туннеля мира. В нем предусмотрены сложнейшая система вентиляции и многочисленные пути эвакуации, дублированная автоматика и постоянный мониторинг; все самое наисовременное. Но никак не гарантирующее полной пожарной безопасности, особенно в случае хорошо подготовленной террористической атаки.

Это я и осветил в презентации, после чего показал слайды и анимацию, иллюстрирующие радикальное решение проблемы [6] .

В полуосвещенном зале лица слушателей были хорошо видны. Впервые в жизни я наблюдал на человеческих лицах такой калейдоскоп драматических эмоций и переживаний. На них чередовались ошеломление, недоверие, восторг, ужас, восхищение, ненависть, зависть… и еще уж не знаю что.

Особый вес презентации придало то, что докладывает врач, профессионально использующий нормобарическую гипоксию для лечения. Приведенные факты, свидетельствующие что при необходимых для предотвращение и гашения пожара уровнях кислорода люди тренируются часами, улучшая свое здоровье и спортивные результаты, напрочь отметали вопросы безопасности человека в этой среде. Окончательно добило экспертов по головоломной вентиляции и дымоэвакуации сообщение о том, что используя концепт ФП уже на стадии проектирования туннелей, можно значительно уменьшить их диаметр, отказаться от сложной вентиляции и путей эвакуации, что резко сократит стоимость строительства и эксплуатации туннелей, и сроки строительства. Одновременно радикально решив проблему противопожарной безопасности, поскольку даже старые туннели несложно оснастить ФП.

Когда я закончил и поблагодарил аудиторию за внимание, раздались… жидкие и непродолжительные аплодисменты. Ни единого вопроса никто не задал.

Конференция закончилась. Председатель, английский инженер Джон Лаундс, один из авторов туннеля под Ла-Маншем, выступил с заключительным словом. От подробно прокомментировал большинство прозвучавших докладов, оценив их новизну и вклад, отметил значительное продвижение вперед за истекший год. А в самом конце сказал буквально так:

"Конечно, нельзя оставить без комментария презентацию ФАЕРПАСС. Здесь предельно ясно было все изложено. Очевидно, господа, и я думаю что это все поняли и осознали (здесь он сделал паузу),…. похоже что ФАЕРПАСС (еще пауза) решает ВСЕ НАШИ ПРОБЛЕМЫ".

Молчание зала, буквально гробовое, было ему ответом.

Вечером состоялся банкет в ресторане отеля. Как водится, на входе участникам предлагались бокалы шампанского. От появившегося меня, как от прокаженного, дружно отшатывались и отворачивались почтенные эксперты. Образовался знаменитый "круг безопасности", радиусом метра три. Только юрист из Австралии и организатор конференции, издатель журнала подошли поздравить с успехом. Юрист заметил:

"Забавная картина. Как будто на бал пришла красавица, но никто не дерзает пригласить ее вальсировать. Все делают вид что очень заняты, наперебой приглашая давно знакомых дурнушек."

Посмеялись, и я предложил свою интерпретацию: "Никто не хочет чокаться со своим могильщиком."

Да уж. Ситуация мучительная и болезненная. Представьте себе тесный круг хорошо друг-друга знающих людей, признанных специалистов, и в некотором смысле даже сообщников, собирается раз в год за праздничным столом где красуется большой пирог, заранее всеми согласованный, совместными усилиями выпеченный и справедливо поделенный. Каждый знает что получит свой честно заработанный кусок. И вдруг появляется никому не известный выскочка, самозванец, дилетант, и нагло заявляет что весь пирог принадлежит ему!

Хотели бы вы оказаться на их месте? Какой профессионал, в какой области техники, науки, включая и медицину, да и в искусстве - мог бы спокойно, без эмоций это вынести?

Но разве предпочтительнее задохнуться и сгореть в туннеле, оснащенном "по последнему слову техники"?

Как бы то ни было, относительно свободный (в силу своего пенсионного возраста) от корпоративных интересов Лаундс пригласил меня за свой стол, где сидели организаторы конференции и эксперты высшей иерархии. Ито, если врага невозможно уничтожить, нужно его обнять. Ведь остается шанс задушить его в обьятиях.

Впрочем, Лаундса и его коллег интересовали детали лечебного применения гипоксии, в чем я их и просветил. Позже, во время своего визита в Нью-Йорк Лаундс получил развернутую консультацию и индивидуальный лечебный протокол. Здоровье - всегда приоритет у разумного человека.

Вернемся на подлодку

Как говорят в Одессе, вы наверное будете смеяться (или плакать…), но для создания абсолютно пожаробезопасной, более того, оздоравливающей нормобарической гипоксической среды на подлодках, боевых судах, орбитальных станциях, а в будущем - на лунных и марсианских базах, почти никакие специальные агрегаты и затраты НЕ НУЖНЫ. Многие читатели уже сами догадались что там все есть; разве что иногда понадобится дополнительный азот для разбавления воздуха. На субмарине нужно лишь настроить систему жизнеобеспечения на нормобарическое поддержание О2 не на 20,9% (уровень моря), а на "среднегорный" уровень в 14 - 16%, соответствущий высоте 3310 - 2250 м. В особо пожароопасных помещениях, где люди бывают лишь кратковременно, можно понижать и до 10% О2 (при этом даже зажигательные пули не способны воспламенить бензин). Уменьшение процента кислорода наполовину от привычного соответствует высоте 5720 м, и хотя осложняет работу, при короткой экспозиции ни в коей мере не угрожает жизни и здоровью человека, тем более в изолирующем респираторе, когда он нужен. В прочих отсеках, в зависимости от конкретных особенностей можно вариировать кислород в пределах вполне комфортных и пожаробезопасных 14 - 16%. Разве что в курилке, если таковая предусмотрена, оставить 20,9% О2.

Товарищи военные, доценты с кандидатами, генералы и адмиралы! Не пора ли прекратить вынужденно травить подчиненный вам личный состав, попутно уничтожая наш общий озоновый слой? Он ведь и вас тоже от катаракты и рака кожи защищает.

Пожалуйста, будьте добры, когда завершите необходимый ритуал наказания невиновных и награждения непричастных, придете в себя и вернетесь к делам, - Бога ради, берите ФАЕРПАСС, используйте; отдаем безвозмездно во славу Российского Оружия! А также ради здоровья нынешнего и будущих поколений.

Хотя от лицензионных отчислений по другим патентам не откажемся.

Самая убийственная, эдакая метафизическая ирония обнаруживается вот где: практические исследования нормобарической гипоксической противопожарной атмосферы именно для применения на подводных лодках были проведены еще в 1995 г. в Норвегии (Gustafsson C, Gennser M, Ornhagen H, et al. (1997). После успешных испытаний [16] они были свернуты по причине: "Неприоритетности и неактуальности данной темы в настоящее время…"!!!

Жаль, ведь люди-то продолжают, да и дальше будут гибнуть именно в настоящее, текущее время.

А может быть просто норвежцы такие везучие, раз на ихних двух подводных лодках пожары бывают реже, чем на многочисленных российских?

Интернет - линки и литература:

  1.  http://www.gazeta.ru/subjects/2878797.shtml
  2. Tunnel Management International 2003. Volume 6. Nr. 3 pp. 44-50
  3.  http://www.lebed.com/2006/art4502.htm
  4.  www.hypoxico.com
  5.  www.hypoxia.ru
  6.  http://video.google.de/videoplay?docid=-5747711961724416705&hl=de
  7.  http://www.marssociety.org/portal
  8. http://www.marssociety.org/portal/TMS_Library/Kotliar_2001_1
  9.  US 6,502,421B2
  10.  http://www.firepass.com
  11.  US 6,314,754B1; US 6,334,315B1; US 6,401,487B1; US 6,418,752B2; US 6,502,421B2; US 6,557,374B2; US 6,560,991B1
  12.  http://www.gotthardtunnel.eu/deutsch/baustelle.htm
  13.  http://www.youtube.com/watch?v=R9AMq9_alTk
  14. http://www.wagner.de/brandvermeidung/funktionsprinzip/index.html?L=0&no_cache=1&sword_list[]=oxyreduct
  15.  http://www4ru.dr-rath- foundation.org/PHARMACEUTICAL_BUSINESS/laws_of_the_pharmaceutical_industry.htm
  16.  http://www.springerlink.com/content/7nmr4qdqnux3gtwe/
Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=15267