Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Как заработать на фитнес-маньяках

В 2011 году маркетолог Артем Шипицын (на фото) купил у санкт-петербургского центра инновационного консалтинга «Алгоритм» технологию неинвазивного глюкометра и за два с половиной года привлек $3 млн, превратив «голую» идею в работающий продукт. Теперь фитнес-браслет GoBe знает о своем носителе все: сколько калорий тот съел и потратил, как быстро бьется его сердце, сколько воды ему надо выпить, хочет ли он спать, высок ли уровень стресса и, самое интересное, - чем он занимается прямо сейчас. Фитнес-браслеты, умеющие мерить потраченные калории, измерять количество шагов и фазы сна, на американском рынке уже давно не в новинку. В прошлом году только в офлайн-магазинах их было продано 30 млн штук. В гонку на создание самого функционального гаджета уже включились мировые гиганты: Sony, Samsung и Nike.

Российская компания Healbe (от английского heal - лечить и be - быть) обещает всем любителям фитнеса то, чего не предлагает ни один глобальный бренд: определение вида спорта, которым в данную минуту занимается владелец гаджета, водного баланса и количества поступивших в организм калорий с учетом углеводов и жиров. На свои разработки Healbe уже получила 14 мировых патентов, и в первую очередь планирует завоевать внимание тех, кто уже попробовал продукцию конкурентов, но остался ею недоволен.

От полупроводников до пирогов и обратно

По образованию 36-летний Артем Шипицын - инженер по полупроводникам. Правда, после окончания Московского института стали и сплавов работать по специальности ему так и не пришлось. В 2004 году вместе с сестрой Натальей Шипицын создал компанию Iridium, которая проводит маркетинговые исследования и занимается разработкой новых продуктов и услуг. За 10 лет существования компания успела поработать с такими гигантами как «Вимм Билль Данн», L’Oreal, «Фармстандарт», Mitsubishi, «Ростелеком». Прямые продажи, продвижение в специализированной прессе и «сарафанное радио» помогли Шипицыным сделать агентство, оборот которого в 2008 году превысил $1 млн. Впрочем, с того времени бизнес пошел на спад: повторить рекорд не удалось до сих пор.

В активе предпринимателя есть провальный проект по производству пирогов

В 2010 году Артем решил попробовать себя в реальном секторе. Арендовав цех в городе Александров, Шипицын решил возродить производство традиционных русских молочных продуктов и пирогов. Но бизнес не «взлетел»: предприятие-арендодатель обанкротилось, и цех вместе со всем остальным заводом пустили с молотка.

Опыт старта собственного производства помогло Шипицыну найти будущих партнеров по Healbe - петербургский центр инновационного консалтинга «Алгоритм», специализирующийся на решении изобретательских задач (ТРИЗ). О существовании «Алгоритма» в России мало кто знает, основной офис их продаж находится в Бостоне. А здесь российские ученые изобретают и прототипируют продукты для своих знаменитых заказчиков - Intel, Siemens, Motorola, Nestle, P&G и других.

 

ДОСЬЕ

Кто стоит за компанией «Хилби»

В 2011 году Артем Шипицын взялся за продвижение изобретенного в «Алгоритме» неинвазивного глюкометра - прибора для изменения уровня сахара в крови без иголок: технология позволяла не «пускать пациенту кровь». Но и точность показаний была существенно ниже. «Диабетикам важно не столько получить точную цифру, сколько проследить динамику и понять, когда надо колоть инсулин», - поясняет Шипицын.

Активно продвигаемый предпринимателем глюкометр медики и «Сколково» признали никуда не годным

Не сахаром единым

Однако медицинский рынок посчитал технологию не инновационной и не востребованной. Такое же мнение сложилось и в фонде «Сколково», на помощь которого так рассчитывал Шипицын. Идея была обречена на забвение.

Идея понравилась Starta Capital, и они «посеяли» 6 млн рублей на страшноватые устройства, которые плохо работали

В новую идею применения неточного глюкометра поверил и Алексей Гирин, управляющий партнер фонда Starta Capital. Он вложил в Healbe 6 млн рублей (и получил 20% в ООО «Хилби»), еще 3 млн добавили сами основатели. На эти деньги к маю 2013 года компания выпустила серию из 50 браслетов. «Это были страшноватые устройства с отдельной большой коробкой, где можно было смотреть результаты. Они умели измерять входящие калории и немножко - их расход», - вспоминает предприниматель.

Прототип работал плохо: был очень хрупким и неудобным в носке. Но для инвесторов следующего уровня этого оказалось достаточно. В декабре 2012 года Healbe получил еще 3 млн рублей от Starta Capital и 7 млн от нового инвестора - Дмитрия Чалого, основателя компании «Мультисистема».

Всего Healbe удалось привлечь уже $3 млн, из них более $800 000 - на краудфандинговой платформе

С будущим инвестором предпринимателя познакомили приятели. Совокупно проект сейчас привлек порядка $3 млн, из них более $800 000 - на краудфандинговой платформе indiegogo, где пожертвовать Healbe деньги согласились более 3500 человек. «В России никто не делает «железок» такого уровня: это не просто сборка готовых плат, здесь плотность компонентов как в мобильном телефоне. Мы приходим в венчурные фонды и понимаем, что никто с этим не умеет работать, - комментирует сложности в привлечении финансирования Артем. - У них не хватает технической и маркетинговой экспертизы, и их сложно убедить в том, что у нас она есть».

Приключения итальянцев в Корее

Дополнительные вливания позволили команде Healbe доработать продукт и получить 14 международных патентов. Браслет теперь умеет не только считать калории, но и мерить пульс, давление, водный баланс, уровень стресса и сонливость и даже определять вероятность инфаркта. Чем дольше клиент носит браслет, тем точнее он получает информацию. Все данные автоматически загружаются в мобильное приложение, где можно мониторить не только собственное состояние, но и самочувствие пожилых родственников или детей.

Дизайн для нового российского браслета разработали в Италии, сами браслеты производились в Корее

Рабочий прототип с новым, итальянским дизайном сделали в Корее, и 6 января 2014 года презентовали на Consumer Retail Show, где Шипицыну удалось познакомиться с 70 потенциально заинтересованными дистрибуторами. Основной рынок для Healbe - США и Европа, где у компании уже есть один заключенный дилерский контракт. Еще один - эксклюзивные права на распространение 40 000 устройств в России. Названия компаний-дистрибуторов предприниматель не раскрывает.

Цена браслета - $299, 299 евро или 15 000 рублей

Стартовая цена браслета - $299 или 299 евро, россияне смогут купить устройство Healbe за 12 000-15 000 рублей. «Мы искусственно завышаем цену, чтобы ограничить спрос и не захлебнуться на начальных этапах производства», - подчеркивает Шипицын. В будущем его компания планирует выпустить еще несколько подобных устройств, а через какое-то время переключиться на сервисную бизнес-модель: брать деньги за дополнительные сервисы - диетолог, спортивный тренер, подбор музыки под показатели организма.

Пока вопрос запуска серийного производства для Healbe остается открытым, компании требуется $6 млн - на запуск производства в Китае. Эти деньги Шипицын планирует привлечь у внешнего инвестора в течение двух - двух с половиной месяцев. Инвестиции Healbe обещает окупить через три квартала после старта производства, а выйти на прибыль - примерно через год.

Непаханый браслетный рынок

Кроме планов предпринимателя инвесторы могут опираться и на реальные цифры по рынку. Около 30% людей в США уже имели опыт использования подобных фитнес-браслетов. В 2013 году их было продано порядка 30 млн. И это только офлайн-продажи.

Рынок финтес-браслетов оценивается в $8 млрд и за два-три года может вырасти более чем втрое

«В основном устройства продаются в интернет-магазинах, поэтому весь американский рынок я оцениваю примерно в 100 млн штук», - говорит Артем. В денежном выражении CreditSuisse оценил нишу в $8 млрд с потенциалом роста до $30 млрд за два-три года.

Кроме того, заработать Healbe рассчитывает не только на фитнес-рынке, но и в медицине, а именно на ранней диагностике заболеваний. Неточные данные могут пригодиться также для «выздоравливающих» пациентов: врачи смогут мониторить состояние больного удаленно, сокращая расходы больницы. В России интерес к браслету проявили в авиации: там браслет поможет контролировать состояние пилота во время полета.

«Неинвазивная технология всегда будет менее точна, чем инвазивная. Но у людей нашего поколения есть психологическая проблема: мне не хотелось бы, чтобы в меня вживляли какой-нибудь чип. Возможно, те, кто посмотрел «Аватар» в 10 лет, в 40 смогут нормально отнестись к этому, - говорит Артем. - Я понимаю, что до прихода следующей технологии есть 10-15 лет, и за это время мы хотим занять рынок и заработать на нем».

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=14928