Везуха
С одной стороны, ходить пешком полезно, а загрязнять окружающую среду - безответственно. Поэтому может показаться, что автомобили - не наша тема. Но с другой стороны… Да ладно, о чем речь. Прожить жизнь и ни разу не утопить педаль в пол - такое даже представить себе жутковато. Поэтому срочно восполняем пробелы. Автомобильная секция!
Без геморроя
Иногда можно слышать, что автомобиля без этого не бывает. Как и в других банальностях, тут есть доля правды. Впрочем, при покупке можно оговорить уровень комплектации, например: «Мне, пожалуйста, чтобы был без головной боли». Или: «Без остеохондроза и конъюнктивита». Если боишься, что продавцы тебя не поймут - мы готовы прийти на помощь.
К сожалению, редко кто из дилеров может похвастаться медицинским дипломом. Этот народ оперирует другими категориями: подушки безопасности, подогрев сидений и титановые колесные диски, инкрустированные перламутром. Так что придется нам взять на себя обязанности переводчиков. То есть объяснить, что означают всяческие автомобильные опции на языке патологоана… то есть медицины и здравого смысла.
Аудиосистема с сабвуфером
У тебя не будет: недостатка во внимании. Для привлечения к своему Aston Martin взволнованных взглядов из-под длинных ресниц недостаточно врубить радио Ultra на максимальную громкость и раскрыть окна. Гораздо важнее частотная характеристика. Звуки высокой частоты слышны издалека. А низкие прекрасно проникают наружу даже через закрытые окна. К тому же эти граничащие с инфразвуком частоты пробуждают в девушках древнее беспокойство (по ним наши предки предсказывали цунами и землетрясения). Короче говоря - волнуют кровь.
Зато вполне может случиться: тиннит. Если после выключения музыки несколько секунд стоит легкий звон в ушах - ты на полпути к серьезным заболеваниям. Сперва разовьется тиннит (звон будет слышаться постоянно). Далее следует прогрессивная потеря слуха, головокружения, головные боли, полная глухота. Человеческое ухо наиболее болезненно реагирует как раз на крайние (высокие или низкие) частоты диапазона. Поэтому при длительных поездках с музыкой убирай эти частоты до минимума. Звучать будет так себе, зато останешься здоров.
Компромисс: в большинстве моделей представительского класса и даже у некоторых семейных седанов (Nissan Primera, Toyota Avensis) регулировки магнитолы вынесены на рулевое колесо. Настроить звучания ты сможешь не отрываясь от дороги.
Электростеклоподъемники
У тебя не будет: памятника на обочине шоссе с венком и обгоревшей покрышкой. Среди водителей-дальнобойщиков засыпание за рулем - главная причина аварий со смертельным исходом. У автолюбителей эта причина на втором месте после выезда на встречную полосу для обгона. Чтобы не заснуть, иногда достаточно обеспечить приток свежего и прохладного воздуха с отрицательными ионами. Значит, надо иметь возможность быстро открыть окно и хлебнуть кислорода, как только из вечерней мглы выступит голосующая у обочины Наоми Кэмпбелл с корзиной кокосовых орехов.
Зато вполне может случиться: воспаление среднего уха. Это профессиональное заболевание водителей заполучить проще простого, если открыть окна в машине по диагонали (например, переднее левое и правое заднее).
Компромисс: можно попробовать кондиционер. Современные кондиционеры обеспечивают не только прохладу, но даже отрицательные ионы.
Коробка-автомат
У тебя не будет: автоматическая коробка передач сильно облегчает перемещение сквозь городские пробки. У этих пробок есть два главных недостатка: во-первых, в машине с механической коробкой левая нога водителя постоянно балансирует на педали сцепления. Во-вторых, если захочется по малой нужде - придется терпеть. Оказывается, эти проблемы взаимосвязаны и решаются одним махом. С коробкой-автоматом левая нога бездельничает, да и у правой не слишком много работы. Это значит, что конечности и мышцы таза расслаблены, в них не развивается отек - и для мочевого пузыря в брюшной полости остается гораздо больше места. То есть терпеть можно дольше и это не так мучительно.
Зато вполне может случиться: финансовый кризис:
- При ничтожной поломке стартера завести машину с толкача не удастся - потребуется вызывать эвакуатор.
- Придется отказаться от идеи отбуксировать машину в автосервис с помощью соседской «Нивы».
- При увязании в грязи или в снегу не получится выбраться враскачку, быстро переключая с первой передачи на задний ход и обратно. От этого коробки ломаются. Значит, нужен трактор.
- У машин с «автоматом» (кроме последних моделей), как правило, значительно выше расход бензина.
- Автоматическая коробка - задумчивый прибор, и у тебя не получится ни мгновенного ускорения (чтобы удрать от надвигающейся сзади «газели» с заснувшим за рулем водителем), ни торможения двигателем (в случае неполадок с тормозами). Гражданская ответственность тоже стоит недешево.
Компромисс: современные коробки с особыми режимами для тяжелых дорожных условий, а также с возможностью ручного переключения («типтроник» или «стептроник»), решают не все, но многие из перечисленных проблем.
Персональный водитель
У тебя не будет: гипертонии. Многие водители-профессионалы страдают от повышенного давления. Быстрые смены ситуации на дороге, игра в догонялки между водителями встречных фур и задушевные беседы с гаишниками - идеальная питательная среда для гипертонии. Лучше уж сидеть на пассажирском сиденье.
Зато вполне может случиться: острый невроз. Недавние исследования врачей свидетельствуют, что у пассажира активность нервной системы даже выше, чем у водителя (поскольку тот часто ездит на автомате, не задумываясь, а пассажир переживает, что от него ничего не зависит). То есть пассажир свихнется первым.
Компромисс: в Японии разработан автомобиль, который следит за давлением и частотой пульса водителя. При первых признаках волнения машина сама включает тихую музыку. Все время одну и ту же. Озвереть можно - если ты, конечно, не японец.
Подогрев сидений
У тебя не будет: цистита и ишиаса. Оставленный на морозе автомобиль приобретает температуру окружающей среды, а среда у нас не слишком теплая, особенно зимой. Сиденье потихоньку согреется теплом твоей попы, но не сразу (особенно если оно кожаное). Запросто можно все себе простудить. Наиболее вероятные последствия - воспаление мочевого пузыря. Это лечат, хотя и не без усилий. Про ишиас даже и говорить не хочется, это еще хуже. Подогрев сидений решает проблему.
Зато вполне может случиться: бесплодие или пожар. Созревание сперматозоидов нарушается при повышенной температуре. Опасность, конечно, довольно надуманная: для серьезных последствий надо греться при температуре +45° около часа, а это не всякий выдержит. Но вот опрелости и кожные заболевания вполне возможны. А еще водители электроподогреваемых сидений (особенно на старых машинах) страдают от пожаров - любое замыкание проводки вызовет возгорание полимера. При благоприятных условиях сиденье может полностью сгореть за три минуты.
Компромисс: новый и надежный автомобиль, скорее всего, не загорится. Если кожаное сиденье имеет велюровые вставки, вентиляция причинных мест значительно улучшается.
Кондиционер
У тебя не будет: теплового удара. Температура в автомобиле, оставленном на солнцепеке, может превышать +80°. В таких условиях даже самый стойкий любитель сауны загнется минут через сорок. Кондиционер за пять минут снизит температуру до комнатной.
Зато вполне может случиться: конъюнктивит или болезнь легионеров. Когда воздух охлаждается, из него уходит влага. Сухой воздух раздражает носоглотку и вызывает пересыхание глазного яблока. В глазах появляется резь, попавшая пыль не успевает удаляться, и они воспаляются (это называется конъюнктивит). А влага остается в кондиционере и вызывает там размножение всяких пакостных микробов, которые охотно атакуют пересохшую носоглотку водителя. Впрочем, заражение болезнью легионеров от автомобиля в медицинской литературе не описано.
Компромисс: хороший кондиционер сводит неприятности к минимуму. Если открывать окно хотя бы на короткие промежутки времени, влажность воздуха в салоне быстро восстанавливается.
Вентилируемые тормозные диски и АБС
У тебя не будет: необходимости искать в бардачке полис страхования гражданской ответственности. Если тебе кажется, что самое главное в автомобиле - время разгона от 0 до 100 км/ч - ты заблуждаешься. Гораздо важнее другое время - от 100 до 0 км/ч. Хорошо, если машина может полностью остановиться секунд за тридцать, хотя таким монстрам, как Mitsubishi Lancer Evolution, хватает и пяти. Подставлялы останутся с носом.
Зато вполне может случиться: болезнь Альцгеймера. Резкие торможения опасны: мозг слишком сильно давит на черепную коробку и получает микротравмы. Медики пришли к выводу, что это может привести к развитию предстарческого слабоумия, или болезни Альцгеймера.
Компромисс: иметь на всякий случай мощные тормоза, но стараться ездить плавно.
Спортивная жесткая подвеска
У тебя не будет: заносов и нервотрепки на скользкой дороге. Чтобы ездить, как пилот «Формулы-1», недостаточно учиться этому с семилетнего возраста. Нужен еще и соответствующий автомобиль. Если на серийный автомобиль установить «формульный» двигатель, машина, скорее всего, вообще никуда не поедет из-за пробуксовки колес, а если поедет - то до первого поворота, а оттуда прямиком в кювет. Для управляемости нужна жесткая спортивная подвеска, чтобы нагрузка идеально распределялась между всеми колесами.
Зато вполне может случиться: простатит, обострение желчно-каменной болезни и панкреатита. Чем жестче - чем сильнее трясет. Вибрация может стать причиной дюжины разных заболеваний, потому что наши дороги отличаются от трасс «Формулы» в худшую сторону.
Компромисс: «умные» подвески, в которых мягкость сочетается с электронными системами стабилизации. Проблемы управляемости берут на себя процессоры, по своему усмотрению перераспределяющие нагрузки между колесами.
Суперэффективная противоугонная система
У тебя не будет: инфаркта. Ничто так не способствует обострению сердечно-сосудистых заболеваний, как отсутствие перед домом автомобиля, который ты точно припарковал там вчера вечером.
Зато вполне может случиться: уик-энд дома перед телевизором. Ничто так не портит планы на уик-энд, как захлопнутые в машине ключи вместе с брелоком сигнализации. Еще печальнее, если сигнализация вдруг заверещит. У автомобилей до трехлетнего возраста неполадки с сигнализацией и иммобилайзером - самая частая причина вызова ремонтных служб.
Компромисс: сигнализация пусть и не слишком дорогая, но качественная и, главное, правильно установленная.
Встроенный гидромассажер
У тебя не будет: геморроя. Сиденье престижного автомобиля BMW седьмой серии само массирует водителю его элитную задницу, не допуская застоя крови. Геморрой не пройдет.
Зато вполне может случиться: приступ рефлексии. Проезжая через заброшенные деревни и полуразрушенные поселки городского типа, такой водитель, по нашему разумению, должен с особой остротой ощущать непрочность бытия и свою иноприродность по отношению к бренному миру. Массажер в такой ситуации способен вызвать нежелательное обострение, вплоть до решения пожертвовать крупную сумму денег на предвыборную кампанию левых партий.
Компромисс: пока не найден. Владельцы «семерок» от обсуждения темы отказались, предпочитая разговор о достоинствах системы спутниковой навигации.
Разнообразные регулировки сидений и рулевой колонки
У тебя не будет: остеохондроза. Езда на автомобиле - противоестественный для человека способ передвижения (так считают биологи). Нам полагалось бегать и лазить по деревьям, а не сидеть часами в одной позе, вцепившись в баранку. Может полететь позвоночник. Если уж пришлось ехать, важно занять правильную позу. Для этого необходимо отрегулировать минимум семь параметров (высота и угол наклона подушки сиденья, расстояние до руля, угол спинки, высота рулевого колеса и его наклон, положение подголовника). Не во всех автомобилях есть такая возможность.
Зато вполне может случиться: головная боль. При долгой езде усталость мышц спины в любом случае накапливается и водитель наклоняет спинку сиденья назад все сильнее, занимая лежачую позу и опираясь в грудь подбородком. Напряжение мышц в основании черепа приводит к головной боли.
Компромисс: не доверяй чувству комфорта. Как бы удобно тебе ни было, останавливайся и выходи из машины минимум каждые два часа. И растяжки, растяжки!
Здесь твоя тачка, чувак
Выбор автомобиля - дело непростое. Все мы в глубине души знаем, что лучшая машина - красная, желательно с хорошей музыкой. Но практичный читатель иногда вынужден использовать автомобиль для скучных бытовых дел: от охоты на сайгаков до доставки на дачу трех персональных ассистенток, чтобы всем вместе спокойно поработать над бизнес-планом. Поэтому при выборе читателю приходится учитывать особенности темперамента, мировоззрения и образа жизни. Наше дело - помочь ему в этом.
Универсал Даже те, кто ездят в представительских автомобилях, иногда вынуждены делать ремонт в квартире или перевозить на дачу тещин холодильник. Автомобиль с кузовом "универсал" предоставит им эту возможность без урона для престижа. Наш выбор: Audi Avant.
"Паркетный" джип Вопреки названию, отлично чувствует себя не только на паркете, но и на городском асфальте. И даже на скверных проселочных дорогах, хотя длительные поездки по бездорожью могут повредить этому шедевру инженерной мысли. Зато в городе такая машина обеспечивает владельцу уровень комфорта не хуже, чем в обычном седане. Плюс высокая посадка и дальний обзор. Примеры - Toyota RAV4, Nissan X-Trail, Honda CRV. Более изысканные варианты - Lexus RX 300.
Большой внедорожник Настоящая мужская машина, пригодная для форсирования амазонских болот и поездок на строительство загородной резиденции. Лучшие образцы обеспечивают неплохой уровень комфорта, но главное во внедорожнике - брутальная мощь и надежность. Испытанные варианты: Hummer 2, Range Rover, Chevrolet Tahoe, Ford Expedition.
Мини-вэн Сюда влезет не только пресловутая золовка, но и остальная родня, вплоть до тети Тони из Саратова. Если родственников возить неохота, загрузи тонну спортинвентаря и пару сексапильных приятельниц. Всем будет просторно. Варианты: Volkswagen Touran, Opel Meriva.
Маленький городской автомобиль Отлично выполняет маневр "парковка у супермаркета". Не загрязняет окружающую среду, посмотреть на которую при желании можно из окна пригородной электрички. Лучшие образцы по стоимости приближаются к представительским седанам и могут, если захотят, ездить очень-очень быстро. Один из самых быстрых - Mini Cooper S.
Спортивное купе Милицейская машина с мигалкой уступает тебе дорогу. Гаишники знают, что отстали на два круга. Чтобы это испытать, потребуется Ferrari 550 GTC или Lamborghini Gallardo.
Мощный спортивный седан Только слабонервные хлюпики переживают из-за таких мелочей, как спад на рынке алюминиевых фьючерсов. Настоящие мужчины получают адреналин из других источников. Скорость и риск. Плюс немного комфорта. Пример - BMW M3.
Представительский седан Деньги нужны для того, чтобы о них не думать. Проезжая на подогреваемом сиденье мимо отдающих честь гаишников под тихое воркование DVD-плейера, думать о деньгах можно только в философском или глобально-геополитическом ключе. Выбор велик, но имеет смысл взглянуть на Maserati Quattroporte.
Стильное купе с претензией на спортивность Английское слово sport в первоначальном значении переводится как "выставлять напоказ". Добившись в жизни успеха, глупо рисковать здоровьем на крутых виражах. Тебя и так все заметят. Особенно если ездишь на Audi TT.
Самые-самые
Если верить квантовой механике, даже примитивные протоны и электроны ненавидят быть абсолютно одинаковыми. Что уж говорить о людях. Выделиться из шести миллиардов современников можно разными способами. Некоторые считают, что для этого незаменима четырехцветная татуировка на наружных мочеполовых органах, но многие предпочитают выпендриваться с помощью автомобилей.
Автомобиль предоставляет для этого неограниченные возможности. Каждый из них в чем-то самый-самый. Самый ржавый, самый убитый, с самым изношенным подшипником главной передачи и самым криминальным прошлым - это все для читателей интереса не представляет. Займемся самыми лучшими. Даже в этой группе каждый из них лучший по-своему.
Самый разгонно-тормозной - caterham seven superlight R500 Главное в любом деле - вовремя остановиться. Если ты едешь на машине Caterham, задача упрощается. Финт «0-160-0 км/ч» (то есть разгон с нуля до сотни миль в час и торможение до полной остановки) автомобиль выполняет за 11,44 секунды. Повторить этот цирковой номер пока не может никто.
Самый крутой из пафосных - bentley continental GT Разогнать машину до скорости 323 км/ч (и обеспечить разгон до сотни за 4,6 секунды) сейчас не проблема, такое умеют многие. А вот сделать то же самое с большим, тяжелым, люксовым автомобилем, имеющим четыре полноценных посадочных места - это серьезно. Пока такое удалось только фирме Bentley.
Самый демократичный - volkswagen kaefer (beetle) «Народный автомобиль» был создан Фердинандом Порше по личному указанию Адольфа Гитлера. С тех пор выпущено более 22 млн смешных глазастых машин. Постепенно «жук» стал символом противостояния истеблишменту, то есть всяческих рок-н-ролла, свободы, движения хиппи и запрещенных психоделиков. За что и поплатился: производитель не заинтересован в потребителях, покрытых дредами и беззаботно радующихся жизни в ее малобюджетном варианте. Не надо путать демократию со вседозволенностью. Старый «жук» окончательно снят с производства (в последние годы их делали в Мексике), а новый стоит более чем нормальных денег и ни с чем левым и антиглобалистским не ассоциируется.
Самый пафосный - maybach Немцы из DaimlerChrysler отгрохали этот умопомрачительный лимузин полтора года назад и умыли всех, кто когда-либо претендовал на пафос. Две из этих машин ездят по Москве. Их владельцам не завидуют только ленивые нестяжатели и маргиналы. И еще тот единственный парень, который барражирует по столице в антикварном Maybach - легендарном автомобиле, который вдохновил мерседесовцев на возрождение бренда.
Самый душевный - toyota pod При приближении хозяина машина улыбается (U-образные канавки на капоте освещаются оранжевым светом, означающим полное счастье). Затем автомобиль сам распахивает дверь, разворачивает ко входу водительское сиденье и виляет хвостиком-антенной. При грубом маневре улыбка из счастливо-оранжевой превратится в сердито-красную, а если вдруг спустит колесо или кончится бензин - в печально-голубую. Когда ты выйдешь из машины, она грустно вздохнет вслед и даже пустит слезу - в смысле прокатит «кусочек» голубого света по неоновой трубке на двери. Именно в такие эмоционально-окрашенные отношения вступает с владельцем концептуальная модель Тoyota pod - совместная разработка Toyota и Sony.
Самый великий - land rover defender Это не мы так решили, это результаты всемирного опроса, проведенного телепрограммой BBC Top Gear. Грубый и брутальный армейский ящик выпускается с 1948 года. Из двух миллионов этих машин две трети еще на ходу. И не просто на ходу, а в хорошем состоянии. При том что жалеть их не принято.
Самый крутой - bugatti veyron В нашей стране крутизну автомобиля принято измерять временем разгона от 0 до 100 км/ч и ценой. Разгон до сотни у Bugatti EB 16.4 Veyron засекать даже неинтересно, а вот до 300 км/ч машина разбегается за 14 секунд. Максимальная скорость - 406 км/ч. Мощность - 1001 л.с. Цена - ровно один миллион евро плюс налоги. Этих машин будет выпущено 300 штук, в продаже они появятся в апреле 2004 года. Копим деньги.
Самый прожорливый и самый запасливый - hummer h1 Сколько топлива жрет этот трехтонный монстр, в точности никому не известно - фирма скрывает аппетит своего питомца. Владельцы называют цифры от 30 до 50 литров на 100 км. Но и запас топлива рекордный - 160 литров в основном и запасном баках. Зато эта машина шириной два с половиной метра вылезает из любой грязи и легко преодолевает брод глубиной 76 см. Что заодно делает ее еще и самой проходимой. Так и хотелось сказать, но побоялись перехвалить.
Самый домашний - hymer Любой автомобиль, имеющий крышу, в принципе можно считать домом на колесах. Но если кроме крыши в нем предусмотрена полноценная спальня, бар, мягкая мебель, телевизор, кухня с плитой, холодильником и посудомоечной машиной, склад для припасов и спутниковая антенна… То это уже не просто автомобиль, а немецкий дом на колесах от фирмы Hymer. Гарантирована полная автономия от отелей типа «все включено» и фирм-застройщиков с оплатой в евро с сентября 2003 года. Лучше кататься самому, чем ждать, пока тебя прокатят другие.
Готовим сани
Буржуазные фальсификаторы истории до сих пор утверждают, что фашистов под Москвой сгубила неподготовленная к зиме техника. Фашизм не пройдет.
Приверженность к либеральным ценностям плюс правильная подготовка автомобиля к кошмарному времени года - и до самого праздника Первомая тебе будет удаваться то, что не удалось фельдмаршалу Гудериану. То есть:
СОГРЕТЬСЯ Каждый запуск холодного двигателя на 20-градусном морозе изнашивает его так же, как 800-километровый пробег. Да и неприятно поутру садиться в холодную машину. А кто мешает садиться в теплую? Оснасти ее предпусковым подогревателем - и все проблемы уйдут. Автономный подогреватель Webasto или Eberspacher просыпается по будильнику и гоняет антифриз по контуру. Затем включает вентилятор печки и обдувает салон теплым воздухом. За полчаса на 40-градусном морозе система успевает прогреть мотор до рабочей температуры, а салон до +15-20°. Если подогреватель устанавливать тебе пока неохота, не поленись хотя бы прочистить радиатор печки и прогревай двигатель перед поездкой не менее пяти минут.
ЗАЖЕЧЬ Если возраст твоего аккумулятора перевалил за пару-тройку лет - смени его, так оно будет спокойнее. В аккумуляторе главное не емкость, а стартерный ток, который он способен выдать. Есть батареи емкие, но бестолковые (жрут много энергии для подзарядки самих себя, а ток дают неохотно). Есть маленькие, но хваткие. И еще нужны высоковольтные провода с силиконовой оболочкой и новые свечи зажигания.
СЛИТЬ В топливном баке машины скапливается водяной конденсат. Зимой он замерзает и забивает систему питания. Воду можно вытеснить так называемым вытеснителем влаги. Это такая спецжижа в маленьком флакончике, которую заливают в бак, - она вместе с топливом бежит по внутренностям и постепенно выводит воду из организма машины. Кстати, конденсат усиленно образуется в пустом или полупустом баке. Поэтому зимой возьми за правило ставить машину на ночевку заправленной.
УМАСЛИТЬ Имеется в виду масло для двигателя. Масло маркируется двумя цифрами, например, 15W-40. Если из числа 35 вычесть первую цифру - получится примерная температура, при которой данное масло теряет текучесть. То есть 15W годится до -20°, а 5W - до -30°. Впрочем, на синтетические масла это правило не распространяется, так что проконсультируйся в автосервисе. В любом случае сменить на зиму масло - хорошая, даже очень хорошая идея.
ЛЮДЕЙ ПОСМОТРЕТЬ Людей видно через лобовое стекло, если оно не запотело и не загажено грязью. Не разбавляй водой жидкость для омывания стекол, даже если она рассчитана на -40°. Иначе жижа, размазанная тонким слоем по стеклу, застынет уже при -5-10°. Еще помогают дворники с электроподогревом. Вози с собой баллончики размораживателя стекол и антизапотевателя. Первый - на стекло снаружи, второй - изнутри. В крайнем случае протри запотевшее стекло женскими прокладками (опытные драйверши очень хвалят это средство). Только заранее объясни своей подруге, зачем у тебя в машине эти предметы женской гигиены.
СЕБЯ ПОКАЗАТЬ Чтобы машина казалась прекрасной и сияющей, а не ржавой и больной, зимой ее надо мыть. Летом тоже надо, но лишь для красоты, а зимой грязный автомобиль быстрее ржавеет. Если же помыть не успел - не ставь машину в гараж. Грязная машина в гараже гниет быстрее, чем на улице, - соленая грязь с тающим снегом в тепле работают весьма эффективно. Чтобы не портилась краска, хотя бы раз-два за зиму обработай кузов спецсоставом - каким-нибудь Color Magic или Plus Teflon.
ВОТ-ВОТ ДОКАТИМСЯ Сочинять футурологические прогнозы - работа неблагодарная. Например, в свое время ученые предсказали, что к концу ХХ века в Лондоне будет столько лошадей, что город исчезнет под слоем навоза. К счастью, все обошлось.
Вполне возможно, что с автомобилями выйдет та же история. Через сотню лет потомки, двигаясь по городу в переносимых невольниками паланкинах, посмеются над наивными пророками из журнала МН. Но все равно нам интересно пофантазировать про автомобиль будущего. Ну пусть не через сто лет - но хоть на пару десятилетий-то можно кое-что предугадать. К 2023 году почти наверняка автомобиль будет…
КОЛЕСНЫЙ Колесо люди изобрели всерьез и надолго. Правда, в автомобиле будущего они будут не только поворачиваться, но еще и наклоняться в сторону поворота, что позволит проходить виражи быстрее и безопаснее. Это уже сделано, например, на концепт-каре Mercedes F-400 Carving (карвингом у горнолыжников называется выполнение лихих виражей на кантах лыж). При экстренном торможении все четыре колеса «растопыриваются», то есть наклоняются одновременно. А еще они будут поворачиваться на прямой угол, то есть на 90°, чтобы машина могла боком влезать на тесную парковку и соответственно боком же вылезать из нее. Это было придумано еще в начале прошлого века, однако потом почему-то забыто.
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ Представим себе эдакий скейтборд автомобильных габаритов. Доска и четыре колеса. Это платформа автомобиля будущего. Внутрь платформы упрятано все, что заведует движением, управлением и торможением. А наверху - только стыковочные узлы крепления сменного кузова. Сменные кузова хранятся в разобранном виде в гараже и используются по мере надобности. Хочешь с ветерком прокатить девушку - ставь кабриолет. Надо съездить на деловую встречу - сваргань седан бизнес-класса. Такую универсальную штуку придумала General Motors, назвала ее концептуальной моделью Autonomy и даже получила за нее первый приз прошлогоднего Детройтского автосалона.
ЭКОЛОГИЧНЫЙ Абсолютно экологичный (то есть безвыхлопной) электромобиль с подзарядкой от сети построить очень хочется, но пока не получается. Большинство автомобильных футурологов перешли в своих мечтах к двигателям на основе «топливного элемента». В этой штуке водород соединяется с кислородом, в результате чего образуются электрический ток, который крутит в автомобиле все, что должно крутиться. Выхлоп - чистая вода, что подчеркнуто в названии концепт-кара Peugeot H2O. Такие моторы вполне могли бы вытеснить традиционные двигатели, но их распространению мешают некоторые круги человечества. Если все откажутся от бензина, страны, живущие экспортом нефти (не будем тыкать пальцем), попросту разорятся.
ЭЛЕКТРОННЫЙ Вместо громоздких, тяжелых и натужно гудящих механических систем вполне можно использовать электрические цепи. То есть руль, тормоза, газ и сцепление будут связаны только с компьютером, а уж он по проводам передаст сигнал в соответствующие узлы машины. Кстати, о руле: привычную «баранку», скорее всего, вытеснит нечто похожее на компьютерный джойстик или авиационный штурвал. Вариантов масса, один из самых перспективных - тот, что стоит на концепт-каре Mercedes F-200.
Не поскользнуться
От того, насколько прочно ты стоишь на своих четырех, в конечном итоге зависит твоя жизнь. А также жизнь незнакомых симпатичных людей. Поэтому - резина. Есть летняя, а есть зимняя. И есть разница.
- Нам нужна: зимняя резина. У нее много разных глубоких канавок (продольных, поперечных, косых, елочкой), сильно развиты выступы протектора. На боковине зимней шины обязательно должен быть индекс M+S. Это означает Mud+Snow («грязь+снег»).
- Нам не нужна: всесезонная резина. Маркируется индексами AS и AW либо их развернутыми вариантами All Seasons («все сезоны») и Any Weather («любая погода»). Или другими намеками на всеядную универсальность - например, такими пиктограммами, где одновременно есть и солнце, и туча, и снежинки, и капли. Эти приемлемы на малоснежном и ухоженном Западе.
- Нам не слишком нужна: шипованная резина. Шипы очень хороши на льду, а вот на асфальте они увеличивают тормозной путь, а также вероятность блокировки колес и заноса, поскольку металл по асфальту скользит.
- Нам желательна: узкая резина, то есть шины чуть поуже, чем те, на которых привык ездить летом. Узкие лучше продавливают снежно-грязевую кашу до твердого покрытия и соответственно лучше цепляются за него.
С пробегом - по россии
Некоторые наши соотечественники охотно покупают иномарки возрастом за тридцать, чтобы возить с дачи картошку. Естественно, им жалко использовать для такого бездарного дела новенькие «десятки», а то ведь можно поцарапать лак, а флагман отечественного автостроя и без этого через полтора года сгниет. Но в Европе к старинным автомобилям подходят по-другому.
«Царское ралли-2003» было организовано компанией Volkswagen Grup Finanz. 17 старинных лимузинов взяли курс из Берлина на Москву и к 11 сентября доехали до Воробьевых гор. Из бесед с владельцами удалось выяснить, каково это - добровольно подвергнуть своих любимцев такому жуткому испытанию.
- По единодушному мнению участников пробега, главное - не бояться поломок. Все, что сделано человеком, может сломаться, но все, что сломалось, может быть починено человеком. Из 17 машин за время пробега необратимо сломалась лишь одна (у автомобиля Austin Healey 1958 года выпуска, похоже, полетел бензонасос). Из водителей (а их средний возраст лет на двадцать больше, чем у машин) не сломался никто. Даже тот печальный владелец бензонасоса, которого всю дорогу от Санкт-Петербурга тащили на веревке.
- Иметь антикварный автомобиль - дорогое удовольствие. Но есть и плюсы. Во-первых, такие машины с каждым годом повышаются в цене (например, Audi Coupe 1971 года за 10 лет союза с нынешним хозяином подорожала почти в два раза). Во-вторых, в Германии владельцы автомобилей старше 30 лет платят налог раз в десять ниже обычного. Впрочем, покупка неимоверно дорогих запчастей съедает всю выгоду. Так что обзаводиться автоклассикой имеет смысл по зову сердца, а не ради прибыли.
- Никто из опрошенных автовладельцев не использует винтажные машины для перевозки дачных корнеплодов. Для скучных повседневных дел у них есть другие средства. Обладатель Rolls Royce Silver Cloud III (1963), например, признался, что ненавидит тяжелые представительские седаны и ездит на работу исключительно в двухместных спорткупе.
|