Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Кино. И география с политикой

Ольга ШЕРВУД
Сегодня в Канне открывается 58-й кинофестиваль

В основном конкурсе - 20 фильмов: «Мандалей» (вторая часть «американской трилогии») Ларса фон Триера, «Последние дни» Гаса Ван Сента и «Сломанные цветы» Джима Джармуша, «История насилия» Дэвида Кроненберга, «Где лежит истина» Атома Эгояна, «Не входи не постучав» Вима Вендерса, «Город греха» Роберта Родригеса, картины Михаэля Ханеке, братьев Люка и Жана-Пьера Дарденнов, Амоса Гитая. И уже хищно потирают руки и протирают клавиатуры своих ноутбуков все кинообозреватели мира в предвкушении того, как они станут описывать битву титанов, постепенно превращая их в мелких грызунов.

Вакханалия дешевой прессы при запахе больших денег, блеске больших бриллиантов и величии больших авторитетов очень понятна, но редко бывает воспринята публикой. Которая, по инерции, считает Каннский фестиваль, а за ним и все остальные чем-то вроде Олимпийских игр. Кино - вообще не спорт, но если и сравнивать, то лишь с завоеванием шахматной короны. Даже самый патриотически настроенный кинорежиссер представляет нам в творчестве себя, свой собственный мир, а вовсе не свою страну. Никто же не мыслит некую «команду итальянских мастеров» эпохи Возрождения. Или «сборную живописцев и графиков» середины XX века, допустим, Франции. Да, кино гораздо младше живописи, однако аналогия не хромает, поскольку общие законы искусства едины для всех.

Поэтому вопль: «России опять нет в конкурсе», - означает лишь одно: Герман еще работает над своим фильмом; Сокуров в этом году предпочел Берлин; Муратова только начинает снимать после «Настройщика». Несколько работ других постановщиков, предъявленных отборщикам, их не удовлетворили. Особый интерес, по моим сведениям, был проявлен ко второму фильму Алексея Германа-сына «Гарпастум», однако доделана картина будет, вероятно, лишь летом и, возможно, попадет в Венецию.

Вот четкое доказательство преобладания «авторства» над гражданством и/или национальностью: Отар Иоселиани, живущий во Франции грузин, окончивший ВГИК, приглашен нынче в Канн курировать 44-ю Неделю критики; покажут его первую большую картину «Листопад» (1966).

Еще одно свидетельство того же самого - впервые нынче организуемая секция «Все кинематографии мира»: в специальном зале будут идти фильмы из разных стран - тех, которые нельзя назвать кинематографическими державами. И Андрей Плахов, президент ФИПРЕССИ, цитирует президента Каннского фестиваля Жиля Жакоба - мол, это «шестой континент», имеющий не географическое, а артистическое выражение. Задача: найти и там талант.

Возможно, новым открытием в кино станет тридцатилетний москвич Николай Хомерика, представляющий 30-минутный игровой фильм «Вдвоем» в конкурсной программе Cinefoundation. Хомерика закончил экономический факультет МГУ (1996), Высшие режиссерские курсы в мастерской Владимира Хотиненко (2000), с 2000-го по 2005-й - стипендиат престижной Национальной киношколы Франции, автор четырех короткометражек. «Вдвоем» - копродукция Франции и России (La Femis и «Метроном фильм»). Это черно-белая новелла о матери и сыне, которые вот-вот должны расстаться навсегда. Снимались Наталья Коляканова, Артем Смола, Галина Бокашевская, Алиса Хазанова. Бокашевская, сыгравшая врача «скорой помощи», рассказывает о необычайной мягкости этого режиссера на съемках, о его «потрясающей скромности» и «самобытности». О том, что «этому человеку хочется подражать». Фильм же его основан как минимум на реальных фактах, а может быть, и автобиографичен... «Самое трудное было сыграть, как врач констатирует смерть. И атмосфера, которая возникла в тот момент на площадке, была подлинной, а не сымитированной...».

Успех Хомерики не случаен - он уже призер нескольких отечественных и международных киносмотров; сейчас он пишет сценарий для полнометражного дебюта.

Тем же, кто следит за достижениями кинематографистов из стран бывшего единого пространства, сообщу: знаменитый литовец Шарунас Бартас покажет свою новую работу «Семь невидимых» в «Двухнедельнике режиссеров», туда же отобрана картина «Тбилиси-Тбилиси» грузина Левана Закарейшвили. А неигровой фильм украинца Игоря Стрембицкого «Попутные» включена в короткометражный конкурс, где обладателя Золотой Пальмовой ветви среди восьми работ определит жюри под руководством тайваньского режиссера Эдварда Янга.

Ну а большое жюри возглавит Эмир Кустурица. В компании с ним - режиссеры Джон Ву (из Гонконга, давно работающий в США), французы Аньес Варда и Бенуа Жако, турок Фатих Акин из ФРГ; актеры Хавьер Бардем из Испании, Сальма Хайек из США, Нандита Дас из Индии, а также Нобелевский лауреат по литературе Тони Моррисон из США. Но мнение членов жюри, как ни странно, обычно мало интересует мировую кинопрессу. Всех волнуют личные предпочтения председателя жюри, художественные и политические. И на Каннском фестивале акт присуждения «Гран-при» просто обязан замучить аналитиков - чем на сей раз он будет продиктован?

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=1466