Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Метод «Ключ»

XАСАЙ АЛИЕВ - МЕТОД «КЛЮЧ»

Метод «Ключ»

Система «Ключ» - результат тридцатипятилетней работы Xасай Алиевас космонавтами, с сотрудниками силовых структур, спортсменами, руководителями госслужб, бизнесменами, менеджерами высшего звена, программистами, системотехниками, управляющими проектами. Xасай Алиево своем методе «Ключ» говорит так: «Физические упражнения - это «Запад», это внешняя деятельность.

Внутренняя саморегуляция - это «Восток». Изобретенные мноюи публикуемые с 1981 года идео-рефлекторные приемы - полу внешние - полу внутренние, сознательно-спонтанные, это - управляемые автоматизмы. Соединив через них в себе Запад и Восток, я и открыл в себе свою внутреннюю свободу».

Ключ успешно применяется для экстренной психологической помощи пострадавшим от терактов,чрезвычайных происшествий, для антистрессовой подготовки военных психологов и подразделенийспециального назначения к предстоящим стрессовым ситуациям. По простоте, доступностии эффективности в экстремальных условиях не имеет аналогов в мире. Метод максимально эффективенв условиях дефицита времени и жестких внешних ограничений, когда деятельность человека осуществляется на пределе его умственных и физических возможностей.

История создания метода «ключ»

Метод зародился в работах Хасай Алиева, связанных с адаптацией космонавтов к невесомости. На землеможно создать почти любые состояния, кроме невесомости. Однако, человечество очень хитрое, онои невесомость сумело эмулировать инструментально, путем выполнения на специально оборудованном самолёте-тренажере полётной фигуры - горка. Но это очень дорогая тренировка. Встал вопросо возможности продолжения тренинга на Земле психологическими методами, как у спортсменов.
Группе космонавтов предложили воспроизвести по памяти ощущения пережитого в космосе состояния невесомости. У них стали рефлекторно всплывать руки, и возникло состояние внутренней легкости. Контрольной группе испытуемых, не имевших опыта невесомости, предложили представить себе мысленно, что у них всплывают руки. Руки рефлекторно всплыли, при этом возникло аналогичное состояние, а в результате снялся стресс, исчезли головные боли, усталость.
Хасай Алиев начал искать механизмы, где есть аналоги. И оказалось, что аналог есть у йогов. Состояние Нирвана - это как раз состояние невесомости души и тела. В принципе ничего сложного в этом нет, было доказано, что любой человек, потренировавшийся по йоговской методике 20 лет, сможет так сделать. Но 20 незанятых лет у человека, как правило, нет. Поэтому, после нескольких лет изучения,он нашел в йоговской системе некую устойчивую моду, особую систему ритмов, которые, как оказались широко заложены также и в религиозных обрядах.
Когда вы читаете молитву - создаётся некая особая ритмика, поддерживаемая ритуальными поклонами. Хасай Алиев начал с лингвистического анализа и анализа движений. Во время молитвы верующий периодически должен припадать к алтарю или к земле. Это называется отбивать поклоны. Это оказалсяочень мудрый, мощный алгоритм, потому, что, отбивая поклоны, ты делаешь серию ритмично совершаемых движений, у вас «резонансно» запускается физиологическая обратная связь. И оказалось,что можно найти систему движений, например, типа качания, которые постепенно человека вводятв особое состояние - именуемое состояние нирвана.
Так были созданы «Ключевые» управляемые идео-рефлекторные приёмы с моторным компонентом, снимающие стресс автоматически, и повышающие способность человека управлять своим психофизиологическим состоянием. Для выработки этой способности в йоге, аутогенной тренировкеи других методах затрачиваются месяцы и годы тренировки. С помощью «Ключа» человек может обучиться навыкам саморегуляции буквально за несколько занятий.

Эффективность метода «Ключ»

Исследования проводились с 2002 по 2007 гг. ГНИИИ ВМ МО РФ

1) Психофизиологические показатели.

•    Индекс физического состояния, характеризующий готовность к выполнению физической нагрузки, повысился в среднем на 53%.
•    Индивидуальная производительность труда у обученных курсу «Ключ» повысилась в среднем на 20-25%.
•    Продолжительность непрерывной напряженной монотонной деятельности увеличилась в среднем в 2,5-3 раза на фоне снижения показателей утомляемости.
•    Показатели утомляемости: до обучения навыкам психофизиологической саморегуляции признаки утомления и потери способности работать без ошибок появлялись через 8-13 минут, а после обучения - до 40-45 минут непрерывной деятельности.
•    Скорость правильных сложных реакций увеличилась примерно на 7 реакций в минуту (прирост около 10%).
•    Интегральный показатель функционального состояния сердечно-сосудистой системы, характеризующий состояние сердечно-сосудистой системы в целом и уровень её регуляции, улучшилсяв среднем на 12%.
•    Показатель напряженности адаптации системы кровообращения, как индикатора адаптационных возможностей целостного организма, снизился в среднем на 9%.
•    Уменьшение ЧД (частота дыхания) и ЧСС (частота сердечных сокращений) на 4-17% при выполнении физической ра6оты с использованием метода.
•    Сокращение времени процессов реабилитации в среднем в 2,5-3 раза.
Вместе с этим все испытуемые отметили в самоотчетах улучшение физической работоспособности, понижение утомляемости и более легкое выполнение физических действий, без обычного напряжения, снижение отвлекаемости.
Эти данные подтверждаются данными, полученными при помощи методики САН по всем трем показателям (самочувствие, активность, настроение) - увеличением интегральной оценки САН на 24%. Улучшение по шкалам составило соответственно:
- по шкале «самочувствие» (в интегративной форме отражает функциональное состояние организма) - 18%;
- по шкале «активность» (отражает актуальный энергетический потенциал) - 18%;
- по шкале «настроение» (отражает эмоциональное отношение к внутренним и внешним условиям жизнедеятельности)  - 20%.

2) Психологические показатели.

Уровень ситуационной тревоги достоверно снижался в течение курса, улучшение относительно нормативного показателя по шкале составило 55%. Наблюдалась устойчивая редукция тревожной симптоматики от сеанса к сеансу.
Средние показатели по шкалам «Тревога» и «Депрессия» до курса «Ключ» выходили за рамкинормальных значений, а после курса они были в пределах нормы: улучшение по шкале «Тревога» составило 28%, улучшение по шкале «Депрессия» - 20%.
В динамике состояний, возникающих после прохождения курса антистрессовой подготовки, выявлено:
•    нормализация настроения;
•    снижение тревоги;
•    отсутствие выраженной эмоциональной реакции на ситуации, волновавшие  ранее, («ощущение защищенности», «ощущение «защитной стены», отделяющей от травмирующей ситуации);
•    повышение активности и работоспособности;
•    нормализация сна («легкое засыпание», «ровный глубокий сон», ощущение удовлетворенности качеством и продолжительностью сна по утрам);
•    стабилизация самооценки, повышение уверенности в себе;
•    уравновешенность, (уменьшение раздражительности, выраженное состояние «спокойствия»).
Особенно существенна динамика показателей в случаях с острым стрессом!

Метод ключ

1. Подбор Ключа - 10 минут.
2. Саморегуляция - 10 минут.
3. Завершение. «Момент истины» - 10 минут.

Время дано ориентировочное, регулируется индивидуально. Перебирая приемы из «Звезды саморегуляции» - подбираете «Ключ к себе». Первые пять дней можно тренироваться каждый день или через день. Потом эти приемы уже не нужны; вырабатываются навыки саморегуляции. А добавлениеколичества компонентов или полную тренировку можно делать по желанию или по необходимости, если вдруг, например, вас ждет ответственная ситуация и напряжение повысилось, когда ваших обычных сил для решения этой задачи не хватает.

«Звезда саморегуляции»

1. Расхождение рук.
2. Схождение рук.
3. Левитация рук.
4. Полет.
5. Автоколебания тела.
6. Движения головой.

Напоминание! С каждым разом продолжительность тренировки может сокращаться, а после примерно пяти тренировок с Ключом формируются уже навыки саморегуляции. Уже во время подбора Ключа ив самом режиме саморегуляции вы можете осуществлять вторую СТАДИЮ - САМОРЕГУЛЯЦИЮ. На этойстадии вы можете решать свои психологические проблемы и применять различные оздоровительные или иные методики.

Приемы можно выполнять стоя, или сидя, или лежа, как удобнее. Стоя - интереснее, и сразу видно, чтои как получается. Когда это делается стоя, сразу убеждаетесь в их высокой эффективности, потому что они позволяют получить комфортное состояние (и при желании - даже очень глубоко расслабиться) без необходимости в удобной позе.

1. «Расхождение рук»

Расхождение рук
Управляемое идеомоторное движение. Держите руки свободными перед собой. Голову держите удобно и дайте мысленную команду рукам, чтобы они начали расходиться в стороны как бы автоматически, без мышечных усилий. Подберите себе для этого удобный образ, помогающий добиться этого движения. Представьте себе, например, что они отталкиваются друг от друга,как отталкиваются друг от друга однополярные магниты, или подберитекакой-либо другой образ. Как удобнее. Можете начать с разведения рук обычным механическим движением, а потом - идеомоторно. Для того чтобы ваша воля «сработала» и руки начали расходиться, нужно снять препятствия между волей и организмом (создать связь между сознанием и организмом),т. е. найти в себе состояние внутреннего равновесия. Для этого нужно внутренне расслабиться, ощутить в себе комфорт. Стараясь найти в себе состояние внутреннего расслабления, при котором получается желаемое идеомоторное движение, мы учимся этим самым управлять своим состоянием. Делайте как приятнее, перебирайте варианты (отклоните или склоните голову, сделайте глубокий вдох или выдох, задержите на мгновение дыхание и т. д.), главное - найти это чувство внутреннего комфорта, при котором ваша воля начнет влиять на автоматику движения. Реализация желаемого идеомоторного движения будет свидетельствовать о том, что искомое состояние найдено. Иначе это движение не получится. Можно это делать с открытыми или закрытыми глазами. Выбирайте, как легче.
Это очень простой способ для проверки себя на «зажатость»: если руки остаются неподвижными, значит, следует сделать несколько обычных физических упражнений, чтобы снять нервные «зажимы»,а затем еще раз попробовать этот идеомоторный прием. Если руки устают, опустите их, встряхните. Затем попробуйте снова. Если не получается, не усердствуйте, а перейдите к другому приему.

2. Схождение рук

Схождение рук
Управляемое идеомоторное движение. Разведите руки в стороны обычным способом, а теперь настройтесь на их обратное автоматическое движение другк другу.
Может быть, этот прием вам удается легче. Если прием получается, повторите его несколько раз. Это развивает желаемое искомое состояние «внутренней связи».
После этого, независимо от того, получился прием или нет, снова попробуйте сделать первый прием - руки в стороны. Иногда при выполнении этих движений возникает чувство, что руки тянет какая-то сила. Подключение физических телесных ощущений свидетельствует о глубине наступающей психической релаксациии развитии связи ума и тела. Расхождение и схождение рук надо повторить несколько раз, добиваясь как бы непрерывности движения. В моменты, когда руки как бы застревают, можно слегка подтолкнуть их. Или - улыбнуться. Или вздохнуть. Улыбка снимает напряжение. Помните:с помощью идеомоторного движения вы ищете чувство внутренней легкости. Занимайтесь этим как танцем, как песней. Это охота за легкостью. Может быть, у вас наступило желаемое состояние внутреннего расслабления, но руки устали и не хочется делать движения, тогда опустите рукии побудьте в этом состоянии, чтобы его запомнить.

3. «Левитация» руки

Левитация рук
Руки опущены. Можно смотреть на руку, тогда это нужно делать неотрывно, или жезакрыть глаза. Ищите как легче. Но не бегайте глазами по сторонам, иначевы теряете наступающее гармонизирующее состояние, внутренний контакт с самимсобой. Настройтесь, чтобы рука стала подниматься, «всплывать».
Управляемое идеомоторное движение. Помните, как у космонавтов в невесомости«всплывают» руки, ноги? Этот прием «левитации руки» может получиться либо сразу, либо непосредственно после предыдущих. Или после разминки. Если онне получается, снова разведите и сведите руки, а затем попробуйте поднять руку еще раз. После знакомства с этим приемом вам будет интересно время от временипроверять себя: поднимется рука или нет. Это как новая увлекательная игра, снижающая стресс. Потом вы сможете контролировать стресс уже без помощи этих приемов. Когда рука начинает всплывать, возникает масса новых и приятных ощущений. В первый раз это ощущение настолько неожиданное, что невольно вызывает улыбку. Если прием не получился,нужно искать другое движение. А если прием получается после других приемов, те приемы следует повторить еще раз. И тогда, когда вы будете делать то, что получается, начнет получаться и то, что раньше не получалось.

4. «Полет»

Полет
Управляемое идеомоторное движение. Если рука начала «всплывать», то через несколько секунд дайте возможность такого же «всплывания»и для второй руки. Пусть руки «всплывают». Пусть поднимаются как крылья. Помогите себе приятными образными представлениями. Представьте себе, например, что руки - это крылья! Крылья несут вас!Вы - высоко-высоко над землей! Чистое небо! Навстречу теплому Солнцу! Позвольте открыться дыханию. Позвольте себе дышать свободно. Позвольте себе ощутить состояние полета. Это чудесноечувство, которого нам так часто не хватает на земле. Это состояниевнутренней свободы! Вы можете вспомнить чувство полетов во сне или другие приятные ощущения, связанные с радостью раскрепощения. Упражнение «Полет» - центральное упражнение Ключа. В немразвивается опыт внутренней свободы. Настройтесь на прилив свежих сил и здоровья, мечтая об этом. В первый раз это чувство свободы может захлестнуть вас, вызвать эйфорию, но затем это чувство радостного окрыления становится привычным, умеренным,а уверенность в своих возможностях становится с каждой тренировкой естественной частью вашей сущности.

5. Автоколебания тела

Автоколебания тела
При выполнении Ключевых приемов вместе с расслаблением обычно возникает явление автоколебания тела. Это естественно - при расслабленном состоянии человек покачивается.При автоколебаниях тела руки можно опустить и просто покачаться на волнах этого гармонизирующего биоритма, как покачивается ребенок на качелях. Когда вы находите свой ритм, покачивание тела становится красивым, гармоничным. Глаза можно закрыть или оставить открытыми: как приятнее. Этот прием с автоколебаниями тела тренируети координацию. Человек с хорошей внутренней координацией более устойчив к стрессам,меньше других поддается внешним влияниям, обладает большей самостоятельностью мышления, быстрее находит выход в самых сложных ситуациях. Поэтому упражнения, направленные на развитие координации, формируют и устойчивость к стрессу.
Управляемое идеомоторное движение. Если в результате идеомоторных приемов явление автоколебания тела не наступило, можно инициировать эти покачивания тела намеренно механически, слегка подталкивая корпус, как приятнее, например, вперед-назад или круговыми движениями.Руки при этом можно опустить, сложить на груди или держать, как удобнее. После нескольких повторов это упражнение начинает легко получаться. Главное - найти приятный ритм колебаний. Это такой ритм,из которого как бы не хочется выходить. Потому что при этом происходит снятие нервных «зажимов».При этом снимается нервное напряжение и возникает чувство глубокого душевного и физическогопокоя, внутреннего равновесия, мысли начинают течь ровно и спокойно, не «задевая» нас. На этомфоне легко и спокойно думается даже о самых сложных вещах, естественным путем разрешаются наболевшие психологические проблемы.
Вспомним, например: такими покачиваниями убаюкивает мать ребенка, такие ритмичные покачивания возникают нередко у людей во время молитвы, так нас покачивает в вагоне, в автомобиле. Никто никогда при этом не падает. Но если вы боитесь упасть, можете поставить ноги шире или встать спинойк стене, дивану. Если при покачивании проявляется потеря координации, то путем тренировкис помощью этого же приема происходит улучшение координации. Для этого в моменты, когда вас, возможно, заносит в сторону, придайте этим толчкам красивую форму. Это легко сделать маленькими волевыми усилиями. Так тренируется и способность управлять своим состоянием маленькими волевыми усилиями. Можете вспомнить танец. Переведите свои движения в любую приятную для вас гармоничную форму. Очень скоро исчезнет и страх упасть. Этот страх упасть при расслаблении всегда есть внутри нас и так же подспудно руководит нашей жизнью, а с помощью такой тренировки вы вдругзамечаете, что можете глубоко расслабиться и никуда не падаете! И страх упасть исчезает. А человек,который боится упасть, и человек, который уже не боится упасть,- это уже совсем разные люди,в лучшую сторону меняется линия судьбы.

6. Движения головой

6 image Dvizheniya golovoi
Стоя или сидя опускаем голову, расслабив шею, или откидываем голову, как приятнее, и, вспомнив опыт с идеомоторными движениями рук, вызываем идеомоторные повороты головой в удобном направлении. Если это не получается,механически вращаем головой в приятном ритме по линии приятных точек поворота.Это такой ритм, при котором движение хочется продолжать, и напряжение шеи ослабевает.
Управляемое идеомоторное движение. Можно найти момент, когда голову можнокак бы отпустить, и дальше она пойдет идеомоторно-автоматически. Надо обходить болевые или напряженные точки, а если они активно проявляются, эти болевые участки следует слегка помассировать. Когда вы находите при движениях головой приятную точку поворота, на которой иногда хочется голову так и оставить, следует голову так и оставить. Приятная точка поворота - это точка расслабления. Это вам знакомо из повседневной жизни: в моменты, например, усталости или глубокой задумчивости вы также откидываете голову назад или склоняете вперед или в сторону, как удобнее,и сидите так неподвижно, расслабленно, пусто глядя перед собой как в невидимую точку. Можно помочь себе в поиске расслабления и с помощью движений глазных яблок, горизонтальных или вертикальных, ищите, как приятнее.
Можно подойти к производству идеомоторного движения путем и обычных механических движений, которые получаются с минимальным усилием и которые можно повторять без усталости, как быбесконечно. Поделайте несколько любых произвольных движений или физкультурных упражнений. Прислушайтесь к себе, какое из них вам было бы легко повторять без усталости. Попробуйте теперь его автоматизировать. Или просто расслабьтесь. Постойте так несколько секунд. Прислушайтесь к телу.Откройте или закройте глаза, как приятнее. А теперь подтолкните руки к привычному движению, вспомните, например, как вы плаваете… Или, может быть, вам приятнее вспомнить игру на скрипке…Или - теннис… Или - лыжную прогулку… Или - греблю на байдарке… А потом переходитек идеомоторным приемам.

Выход из состояния саморегуляции

ЗАПОМНИТЕ! Выходить из состояния саморегуляции очень легко: достаточно этого пожелать. Но есливам хочется побыть в этом состоянии еще несколько минут, побудьте. Значит, это требуется организму.А выходить из этого отдыха нужно, настроившись на то, что голова - ясная, а в теле полнота свежих сили бодрости. Можно вспомнить, например, то, что обычно вас бодрит. Чашка кофе, контрастный душ, лыжная прогулка. Потянитесь, сделайте несколько бодрящих движений. И вы будете чувствовать себя свежим и бодрым, как утром после сна, даже если за спиной был целый день напряженного труда. Такой выход с освежением следует делать тогда, когда требуется бодрое настроение, и не делайте так непосредственно перед сном, иначе снова уже сможете работать как «во вторую смену».
Для тех, кто хочет избавиться от бессонницы, вовсе не обязательно практиковать Ключ именно перед сном. Его регулирующее оздоровительное влияние во время учебно-реабилитационных тренировок улучшит и ночной сон. Но если вы делаете это перед сном, то при выходе из состояния саморегуляции настройтесь на приятный сон, выходите из процедуры с расслабленным чувством, с дремотой,с желанием сна.

Заключение. «Момент истины».

В первые два-три дня тренировок после выполнения идеомоторных приемов нужно сесть и простопосидеть несколько минут пассивно, как бы нейтрально (секрет технологии - глаза закрывать следуетне сразу, а только если они сами закрываются). При этом возникает чувство пустоты в голове.Это реабилитационное состояние (как режим перезагрузки в компьютере), в котором происходит психологическая разгрузка и накопление новых сил.

Дополнительные упражнения

Общие:

Если идеомоторные приемы не получаются, то до них или между ними нужно еще раз добавить:

1. Любые физические упражнения.

2. Упражнение «Сканирование» для раскрепощения:

1) 30 секунд - любые повторяемые повороты головой в приятном ритме.
2) 30 секунд - любые повторяемые движения на уровне плеч в приятном ритме.
3) 30 секунд - любые повторяемые движения «от бедра» в приятном ритме.
4) 30 секунд - любые повторяемые движения на уровне ног в приятном ритме.
5) Повторить найденное раскрепощающее движение еще раз.

А теперь снова - идеомоторные приемы.

Специальные:

Если идеомоторные приемы все равно не получаются, значит, возможно, нужны:

1. Психологическая консультация, в частности, коррекция «моделей ожидания», выявление подсознательных блокирующих установок.
2. Медицинская диагностика с выявлением, в частности, признаков внутричерепного давления, остеохондроза.
3. Психотерапевтическая коррекция, регулирующая, в частности, чувство тревожности, элементов депрессии.
4. Мануальная коррекция.
5. Массаж или самомассаж точек «фэн-чи» в области затылка, снимающий спазмы сосудов мозгаи улучшающий венозный отток, (специальная методика за 10 минут до процедуры учебно-реабилитационной тренировки.
6. Релаксирующий массаж или самомассаж шеи в наиболее напряженных участках (специальная методика за 10 минут до процедуры учебно-реабилитационной тренировки).

Заключение

Описанную учебно-реабилитационную тренировку с Ключом желательно производить в течение пяти дней по 30 минут в удобное время. При этом вырабатываются навыки саморегуляции и повышаетсяустойчивость к стрессу. После пяти дней уже можно пользоваться по желанию либо полной тренировкой, либо отдельными компонентами (идеомоторными приемами, или только памятью обих эффекте) в нужный для себя момент. Количество привлекаемых компонентов регулируетсяв зависимости от сложности решаемой задачи и исходного самочувствия. Так, например, если у васзавтра ответственный день, встреча, экзамен и вы очень взволнованы, а применение одного или двух идеомоторных ключевых приема не дают сразу эффекта раскрепощения и уверенности в себе, следует вспомнить более полную тренировку: сделать разминочные упражнения, повторить идеомоторные приемы и т. д.
Для тех, кто занимается физкультурными упражнениями, полезно включить идеомоторные приемы между упражнениями. Ключевые приемы полезно сочетать с массажем, рефлексотерапией, физиопроцедурами. Это придает этим и другим подобным процедурам и занятиям дополнительную привлекательность и качественно повышает их эффективность. Ключ резко повышает доступностьи эффективность любой программы обучения, тренировки, реабилитации.

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=14626