Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Ошибка программиста
Опыт стартапа на чужих "проколах" и личном брендеТекст Юлия Жеглова. Фото Shutterstock.
Рустэм Хайретдинов в свое время окончил мехмат МГУ им. М.В. Ломоносова и аспирантуру Института механики многофазных систем РАН, защитил кандидатскую диссертацию по методике оптимизации расходов на корпоративную информационную безопасность и в этом же сегменте - информбезопасности - проработал свыше двадцати лет. Он возглавлял коммерческие блоки в российских IT-бизнесах Steepler, Dell Systems, "Город-Инфо", "Лаборатория Касперского", Netwell, InfoWatch. И похоже, все то, что Рустэм Хайретдинов узнал об IT-рынке, сподвигло его на то, чтобы сознательно пойти на отказ от типовой схемы, когда в 2010 г. он затеял создание Appercut Security. Скажем, он не привлекал никакого внешнего финансирования. Не было ни "посевных" инвестиций, ни первого раунда, ни второго, вообще никакого. Он пытался, конечно, привлечь чужие средства и, по его словам, "ногами прошел все фонды", потратив на это год жизни, но пришлось в итоге задействовать личные деньги. А от того периода остались комплект материалов для презентаций разной продолжительности, убежденность в том, что это было просто выброшенное время, и равнодушие к инвесторам: "Я читаю иногда лекции по технологическому предпринимательству и говорю слушателям: "Ребята, у нас очень непрофессиональные инвесторы. При этом они сами решений не принимают и боятся ответственности. Время, которое вы собираетесь потратить на инвесторов, потратьте на клиентов, клиент - более благодарный инвестор. Во-первых, он вам расскажет, что надо сделать, во-вторых, профинансирует разработку, в-третьих, он на себе ее оттестирует и, в-четвертых, он лучше инвестора разбирается в технологиях и не будет выносить вам мозг". Про "вынос мозга" стоит объяснить подробнее. Дело в том, что ниша Appercut Security узка и специфична. Это решения, предназначенные для автоматического контроля над программистами, а точнее, для мониторинга качества самописных кодов и выявления в них ошибок - намеренных или нет. Сам Рустэм Хайретдинов приводит в качестве иллюстрации ставшие уже классикой примеры: "Косяки" бывают разные - от смешных до очень смешных. Скажем, в одном банке во время исследования системы интернет-банкинга была найдена возможность изменения валюты счета без изменения суммы, то есть клиент мог положить 1000 рублей и щелчком мыши превратить их в 1000 долларов. Или программист не закрыл скобку в коде для контрольно-кассовых машин, и 50-процентная скидка распространилась при продажах во всех торговых точках этой сети не только на залежалые модели телефонов, но и на все новые аппараты, так что всероссийская сеть торговала новинками с 50-процентной скидкой. Четыре часа работы - миллион долларов убытков. Или обиженный программист сделал так, что вся зарплата компании ушла на другие счета. Да, никто не мог ничего снять и обналичить, но зарплату задержали впервые за всю историю холдинга". Бизнес-ниша, профиль клиентов Appercut нащупаны во многом интуитивно, на уровне личных наблюдений плюс встретились-поговорили: "У меня есть знакомые, в Gartner например, и я их спросил: можете нишу посмотреть? Они говорят: да, ниша такая есть, это банки уровня штатов, то есть муниципальные". Это уже о работе на американском рынке. Еще Рустэм Хайретдинов смотрит в направлении арабского рынка. Среди своих потенциальных клиентов он видит банки, предприятия электронной торговли, энергетики и вообще все бизнесы и учреждения, где имеется некий массив компьютеров и необходимость контролировать качество работы собственных программистов, например в рамках доработок ERP или CRM.
В нарушение законов бизнеса Рустэм Хайретдинов не занимался исследованиями рынка. Просто, судя по его словам, у него в какой-то момент возникло ощущение, что бесконтрольность в этом сегменте - проблема для многих. А возникло это ощущение из разговоров с представителями компаний. Оказалось, что они пытаются решить проблему, но получается дорого и временами слишком сложно, требуется очень квалифицированный персонал. Это подтверждает и, например, бизнес-архитектор из дивизиона инфраструктуры компании IBS Александр Касенков, отмечающий, что "для работы с подобными системами требуются узкие специалисты, обладающие специфическими знаниями". То есть, как понял Рустэм Хайретдинов, есть люди, глубоко в программировании не разбирающиеся, но нуждающиеся в том, чтобы каким-то образом контролировать результаты работы программистов. В таком виде задача, что было очевидно, не имела решения, и ее предстояло упростить: "Знаете, есть такие упрощающие инновации, при которых, грубо говоря, сохраняется 80% функций за 20% цены". Получалось, что нужен не профессиональный, а своего рода любительский инструмент. Конечно, отметим в скобках, что согласиться финансировать выход на рынок продукта, заведомо менее качественного, не мог ни один инвестор. И "коленочность" накладывает некоторые ограничения на клиентов. Скажем, для крупного американского банка, тем более ведущего операции на бирже, продукт Рустэма Хайретдинова - результат инноваций в сторону упрощения - не подходит, поскольку их операции слишком динамичны, а программисты слишком хороши.
У компании нет штаб-квартиры, нет даже просто офиса и, строго говоря, нет сотрудников, во всяком случае, full-time. 16 человек все, что нужно, делают по принципу фриланса на основе трудовых соглашений. Тем более что канадская "прописка" бизнеса и работа в России через партнеров сводит к нулю отчетность здесь. Сам же Рустэм Хайретдинов в качестве генерального директора занят, кажется, не столько операционной деятельностью, сколько, образно говоря, демонстрацией флага: выступлениями на отраслевых мероприятиях, чтением лекций и общением в кулуарах, то есть прощупыванием почвы, а равно налаживанием и поддержанием контактов с полезными и потенциально полезными для дела людьми. По существу, весь бизнес Appercut - суть монетизация личных связей и опыта его создателя. Хайретдинов много куда вхож и на дружеской ноге со значительными фигурами отрасли, которая его хорошо знает и столь же хорошо знакома ему изнутри. Предприниматель даже с досадой говорит о том, что его личный бренд на российском рынке затмевает бренд Appercut. Опыт работы Appercut Security вроде бы позволяет говорить о том, что пока рассуждения Рустэма Хайретдинова оправдываются, и он и в самом деле нащупал нишу, причем не просто по большому счету пустующую, но и сравнительно перспективную. Впрочем, индикаторы здесь опять-таки косвенные. Например, стали появляться конкуренты. Или количество проектов стартапа выросло с четырех в прошлом году до примерно четырех десятков (но поменьше масштабами) ныне. Опрошенные "Ко" специалисты, многие из которых не сразу даже понимали, о каком именно не сегменте даже, а сегментике рынка идет речь, тоже признавали за ним потенциал дальнейшего роста, хотя и не взрывного, а постепенного. Но, как ни странно, именно с ростом связаны проблемы наработанной модели стартапа, у которой все более очевиден принципиальный недостаток - в существующем виде она практически не масштабируется. Ради дальнейшего роста придется, возможно, уходить "под крышу" более крупного игрока. Так что долго играть против законов рынка может не получиться. |