Школа долгожителей
Как аюрведа, одна из самых древних и авторитетных систем врачевания, отразилась на развитии медицинской науки в целом? Почему настольной книгой знаменитых эскулапов Гиппократа, Галена и Авиценны была «Аштанга-хридая-самхита»? И как выстроить режим так, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы? Ответы на вопросы искали авторы Yoga Journal Карина Куранова и Оксана Савкова.
В древние времена искусство врачевания было неразрывно связано с философией и естествознанием. В представлении эскулапов человеческий организм был целостным и неделимым, а тело и душа изучались как две составляющие единого существа - одно воспринималось в обязательной взаимосвязи с другим. Человек рассматривался как часть природы, и в том, что его существование подчинялось закону, общему для всей Вселенной, не было никакого сомнения. Врачеватели древности занимались не столько лечением болезней, сколько поддержанием хорошего самочувствия. Древнеегипетские жрецы-целители, чьи имена не дошли до наших дней; китайские и индийские лекари Бянь Цао, Чарака и Сушрута; античные эскулапы Эмпедокл, Пифагор, Гиппократ, Гален - каждый из них подчеркивал важность распорядка дня, правильной диеты, физических упражнений, гигиены, закаливания. А если недуг возникал, настаивали на лечении больного, а не болезни.
С течением времени западная медицина стала отклоняться от холистического подхода. И хотя в эпоху Ренессанса была предпринята попытка восстановить древние знания (связанная с именами Хильдегарды Бингенской и Парацельса), с наступлением Нового времени врачевание приобрело механистические черты. Человеческий организм стал восприниматься не как живое целое, а как статичная совокупность отдельных частей. Лечение стало симптоматическим, и в диагностике перестали учитывать внешние факторы, в том числе и обстановку, в которой существует больной. Безусловно, достижения научной медицины нельзя недооценивать, однако, утратив философско-этическую базу, она «лишила» человека души и причастности к тому, что происходит в окружающем мире. В наши дни научно-практический подход преобладает. Возможно, именно этим объясняется повышенный интерес последнего десятилетия к древнеиндийской медицине - аюрведе, науке о жизни.
Отцы-основатели Своими корнями аюрведа уходит в эпоху Вед. Медицинские знания, которыми владели древние арии, закрепились в Атхарваведе - сборнике заклинаний, с помощью которых врачевали болящих. В гимнах Веды разъясняется, что такое болезнь и каковы ее причины, перечисляются лечебные растения и минералы, которые до сих пор используются аюрведическими врачами. В трактате приводится концепция праны (всепроникающей энергии) и описывается метод пранического лечения через наложение рук. Основополагающими трудами по аюрведе считаются поистине монументальные «Чарака-самхита», «Сушрута-самхита» и «Аштанга-хридая-самхита» («самхита» - «сборник»). Авторство первого трактата (окончательный вариант - примерно I в. н. э.) приписывается странствующему лекарю Чараке, которого многие отождествляют с Патанджали, полулегендарным автором «Йога-сутр». «Чарака-самхита» - это базовое учение об аюрведе, соответствовать которому в своей практике должен любой аюрведический доктор. В нем заложены философско-этические принципы аюрведы, являющиеся фундаментальными для этой науки. Кроме того, в трактате излагаются основы анатомии, физиологии, описываются методы диагностики и лечения различных патологий, в том числе с помощью трав и очистительных процедур. «Сушрута-самхита» (приблизительно середина IV в.) посвящена главным образом хирургии. В сборнике описываются сложные хирургические операции: кесарево сечение, удаление катаракты и даже пересадка органов, а также перечисляется свыше ста хирургических инструментов, которые использовались во врачебной практике еще в те далекие времена. «Аштанга-хридая-самхита» (приблизительно VI в.) вобрала в себя всю мудрость аюрведической науки, раскрытой в предыдущих двух трактатах. Труд был переведен на фарси, китайский, тибетский и арабский языки. Знаменитый арабский врач и философ Авиценна опирался на этот сборник, составляя «Канон врачебной науки», благодаря которому принципы аюрведы распространились на довольно обширный в те времена арабский мир.
Пять причин Невозможно постичь глубину аюрведической науки в отрыве от философии, на которой зиждится все ее основание. Согласно древнему учению, все сущее подчиняется двум принципам: пуруше (духу, сознанию) и пракрити (силе жизни, творению). Соединяясь, они дают начало космическому разуму, махату, из которого рождается физический мир со всеми присущими ему законами. Все в нашем мире - будь то гигантские планеты, вращающиеся на далеких орбитах, или мельчайшие клетки внутри живого организма - соткано из пяти элементов: эфира, воздуха, огня, воды и земли. В человеческом теле эти элементы образуют определенные сочетания-константы, именуемые дошами. Так, эфир и воздух образуют вата-дошу (воздушное начало), вода и огонь - питта-дошу (желчь), вода и земля - капха-дошу (слизь). Доши определяют конституцию человека - от физического строения и особенностей протекания внутренних процессов до психологических характеристик. Каждый человек рождается с определенным соотношением дош, пракрити, которое совсем не обязательно должно быть идеальным: количество людей, у которых доши находятся в равных пропорциях, довольно незначительно. Как правило, соотношение дош неравно - на три части капхи может приходиться две ваты и одна питта. Подобные сочетания бывают самыми разнообразными. Пракрити - это идеальная пропорция дош для отдельного человека, его врожденная конституция. В процессе жизнедеятельности человека изначальная пропорция элементов нарушается. Это происходит под воздействием таких факторов, как времена года, режим питания, сон, окружение. Таким образом пракрити преобразуется в викрити - текущее состояние, соотношение дош на данный момент времени. Согласно аюрведе, болезнь возникает на уровне ума. Это так называемая манаса-викрити, рождающаяся вследствие неправильных помыслов и поступков, вызываемых эгоизмом, жадностью, похотью, ленью, апатией и нежеланием приобретать новые знания. Учение о манаса-викрити перекликается с христианской концепцией семи смертных грехов, к которым относят гордыню, алчность, зависть, похоть, чревоугодие, уныние и гнев. Каждое из этих психологических состояний нарушает энергетическое равновесие в организме, неизбежно приводя к болезни. Если не устранить ее на ранних стадиях развития, она неизбежно приведет к летальному исходу. Манаса-викрити не проявляется на грубом физическом уровне, скорее ее можно уподобить семени, которое необходимо извлечь из почвы, пока оно не успело прорасти. В этом случае болезни в общепринятом смысле удается избежать. С этой целью прибегают к йогическим техникам - соблюдению ям и ниям, выполнению асан и пранаям, занятию концентрацией и медитацией.
Зеркальное отражение Если не избавиться от манаса-викрити, болезнь перейдет на вторую стадию, прана-викрити, при которой нарушается нормальное движение энергии по каналам. Вслед за этим начинается разбалансирование дош.
Западная медицина не занимается определением болезни на ранних этапах третьей стадии, зато с этой задачей прекрасно справляется аюрведическая наука, используя довольно разнообразный диагностический инструментарий. Так, индийские врачеватели издревле применяют «метод пяти зеркал», который включает диагностику по глазам, ушам, языку, пульсу и кожным покровам. Исследуя эти показатели, доктор может с высокой степенью точности определить патологию внутренних органов задолго до обострения заболевания. Если диагностировать болезнь на этом этапе, то для восстановления здоровья потребуется немного усилий: нужно будет лишь сбалансировать диету и образ жизни. На более поздних стадиях, связанных с накоплением и распространением по всему организму амы (токсинов), болезнь становится мучительной, лечение затрудняется, восстановление состояния требует времени и комплексных усилий.
Вкусные лекарства При лечении аюрведа опирается на концепцию шести вкусов, к которым относят сладкий, соленый, кислый, острый, горький и вяжущий. Каждый вкус обладает определенными свойствами и эффектом. Сладкий вкус утоляет голод, укрепляет ткани организма, оказывает положительное психоэмоциональное воздействие. Он содержится в зерновых, особенно рисе, в сахаре, меде и фруктах.
Кислый вкус участвует в работе пищеварительной и выделительной систем. Он присутствует в некоторых фруктах (лимонах, грейпфрутах, сливах, кислых яблоках), в кисломолочных продуктах и маринадах. Острый вкус участвует в процессах метаболизма и поддержании гормонального баланса. Он содержится в эфирных маслах, а также в редисе, луке, чесноке, имбире, асафетиде. Соленый вкус стимулирует слюноотделение, пищеварение и усиливает остальные вкусы. Он присутствует в соли и морских водорослях. Горький вкус нормализует функцию внутренних органов, очищает печень и «разгоняет» желчь. Он содержится в алоэ, куркуме, цикории, шпинате. Вяжущий вкус удерживает в организме различные полезные вещества, особенно минералы. Он преобладает в продуктах, богатых танинами, например в чае, а также в бобовых и различных видах капусты. Каждый вкус образован сочетанием двух первичных элементов. Сладкий = земля + вода Соленый = вода + огонь Кислый = земля + огонь Острый = огонь + воздух Горький = воздух + эфир Вяжущий = земля + воздух Вкусы характеризуются по следующим параметрам: согревающий - охлаждающий, тяжелый - легкий, влажный - сухой. Вкус, схожий по свой- ствам с дошей, стимулирует ее, а отличный - успокаивает. Вату усиливают горький, вяжущий и острый вкусы, а успокаивают сладкий, кислый и соленый. Питту повышают острый, кислый, соленый, а снижают сладкий, вяжущий и горький. Капху стимулирует сладкий, соленый и кислый, а успокаивают вяжущий, горький и острый. Чтобы питание было сбалансированным и не нарушало равновесия в организме, в нем должны присутствовать все шесть вкусов. При определении их пропорций необходимо обязательно учитывать пракрити. Например, при преобладании питта-доши потребность в остром вкусе незначительна, а в горьком, наоборот, сильна. Поэтому при приготовлении блюда его можно щедро сдабривать горькими приправами (в индийской кухне широко используется куркума), а вот острыми лучше не злоупотреблять.
С умом В аюрведической литературе упоминаются травы и специи, обладающие мощным воздействием на организм, но не выращиваемые в наших широтах. Их аналогами могут служить произрастающие на территории России растения, которые широко используются в отечественном траволечении. Сладким вкусом обладают анис, изюм, семена кунжута. Острый вкус присутствует в луке, чесноке, чабреце, гвоздике. К растениям, обладающим горьким вкусом, относятся алоэ, горечавка, барбарис, ревень, лавровый лист, мята, кора дуба, цикорий. Вяжущий вкус присутствует в гранате, подорожнике, коре белого дуба. Принципы аюрведы универсальны, поэтому их можно применять и европейцам, однако важно помнить, что индийская наука о жизни - это не просто фитотерапия и уж тем более не симптоматическая медицина. Как отмечалось выше, болезнь возникает на уровне ума. Чтобы аюрведа работала на 100%, к ней следует обращаться задолго до проявления недуга на физическом уровне. Необходимо в первую очередь изменить образ мышления, приводя его в соответствие с основополагающими законами природы. Для этого нужно соблюсти ряд рекомендаций.
Во-первых, вставать с рассветом и обязательно выполнять дыхательную гимнастику, обеспечивая нормальную циркуляцию праны по энергетическим каналам в течение дня. Во-вторых, с утра полезно заниматься медитацией, настраиваясь на спокойную волну, - так можно прожить день без агрессии, досады и раздражения. Кроме того, необходимо сбалансировать диету: завтракать, обедать и ужинать вовремя, употребляя в пищу продукты, гармонизирующие преобладающую дошу. Не нужно наедаться на ночь: вместо того чтобы предоставить организму заслуженный отдых, вы заставите его работать сверхурочно. Перед сном также рекомендуются дыхательная гимнастика и медитация, которые освобождают ум от мыслей и эмоций, касающихся уходящего дня. Таким образом, отход ко сну будет спокойным, без мыслительной «жвачки». Организм во время сна будет отдыхать и восстанавливаться, готовясь к новому дню. При выборе диеты следует учитывать сезонные изменения. Каждое время года обладает определенными свойствами, схожими со свойствами дош или отличными от них. Аюрведа выделяет шесть сезонов: весну (апрель - май), лето (июнь - июль), дожди (август - сентябрь), осень (октябрь - ноябрь), зиму (декабрь - январь), позднюю зиму (февраль - март). Разумеется, для северных широт аюрведическая схема сезонности требует коррекции, однако общую закономерность все же можно выявить. Так, свойства поздней весны - теплая, гладкая, цветущая, мягкая, а соответствующий ей вкус - кислый. В этот период усиливается капха и в еще большей степени питта. Поэтому не следует злоупотреблять острой, кислой и сладкой пищей. В летние месяцы также возбуждается питта-доша, поскольку преобладающими становятся свойства огня: жар, сухость и яркость. В этот период не следует употреблять в пищу маринады и жгучие перцы. В дождливую осеннюю пору преобладают свойства ваты и капхи - прохлада, влага, подвижность. Включайте в рацион в основном теплые вкусы - острый, кислый, соленый. Основные свойства зимы - холод, сухость и ветер. Следовательно, нужно исключить из рациона охлаждающие, иссушающие и ветростимулирующие продукты, а именно продукты, только что извлеченные из холодильника, холодный творог, мороженое, сметану, молоко, холодные фрукты и овощи. Не стоит употреблять также вяжущий вкус: гранаты, недозрелые фрукты и сырые овощи. Цитрусовые также обладают охлаждающим эффектом, поэтому, каким бы непривычным это ни казалось, традиционный чай с лимоном лучше пить жарким летним днем, когда необходимо освежиться.
Ударная волна Одним из наиболее точных аюрведических методов определения состояния считается диагностика по пульсу. Пульс - это толчкообразные колебания стенок артерий, связанные с сокращением и расслаблением сердечной мышцы. Интересно, что в санскрите существует несколько слов, обозначающих это понятие. Одно из них - танту, которое буквально переводится как «струна»: считается, что через пульс можно услышать потаенную мелодию внутренних органов. Пульс обладает определенными характеристиками, среди которых частота, ритм, сила и напряжение. Опираясь на них, можно определить пракрити и викрити, диагностировать то или иное заболевание, дать прогноз относительно развития болезни. Чтобы определить пракрити, необходимо «услышать» пульсовую волну, которая при доминировании той или иной доши колеблется по-разному. Такие колебания называются гати и уподобляются движениям животных. Так, вата-пульс напоминает движение кобры (сарпа-гати), питта-пульс - прыжки лягушки (мандука-гати), а капха-пульс - передвижения лебедя (хамса-гати). По своим характеристикам вата-пульс частый (80-95 ударов в минуту), слабый, легкий, исчезающий при надавливании на сосуд. Питта-пульс умеренный по частоте (70-80 ударов в минуту), сильный, поднимающий пальпирующие пальцы. Капха-пульс медленный (50-60 ударов), глубокий, полный, ритмичный. Заболевание диагностируется в соответствии с нарушением той или иной характеристики.
С помощью пульса диагностируют беременность спустя 15-30 дней после зачатия, определяют срок беременности и вероятность выкидыша. При высоком уровне диагностического мастерства можно «прощупать» пол ребенка и его пракрити, узнать, нормально или с осложнениями будут протекать роды, и даже определить, одного или нескольких малышей носит в своем чреве будущая мать.
Родственные узы «Аюрведа и современная медицина говорят на разных языках, но в действительности две эти науки не так уж далеки друг от друга. Сравнения ради можно сказать, например, что кислород и другие газы, которыми мы дышим, - это «молекулы» ваты. Ферменты, гормоны и энергия, высвобождаемая в результате химических реакций в организме, - это молекулы питты. А телесные жидкости, белки, липиды, сахара и углеводы - это молекулы капхи. Состояние, которое одна наука описывает как недостаток ваты, питты или капхи, другая может обозначить как «пониженный уровень газа в крови», «пониженный уровень эстрогена» или «пониженный уровень сахара». Языки различны, но смысл один и тот же: чтобы сохранять здоровье и молодость, необходимо поддерживать естественное равновесие биологических элементов» (из книги Пратимы Райчур и Мэрион Кон «Абсолютная красота», М., «Саттва», 2003).
В XXI веке аюрведа вошла в ежедневную жизнь сотен миллионов людей во всем мире. Ее принципы используются не только для лечения людей, но также при разработке различных оздоровительных методик холистического типа, в числе которых системы правильного сбалансированного питания и создания гармоничного окружения, курсы детоксикации, оздоровительные программы и т. д. Подобно тому как сотни лет назад аюрведа вдохновляла древних греков, римлян и арабов, способствуя созданию философских и научных трудов, на которых базируются научные знания современности, аюрведа сегодняшняя продолжает питать ищущие умы здесь и сейчас.
|