Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Проникающий взгляд
Учёные разработали методы дистанционного контроля пассажиров поездовДля обеспечения безопасности людей, путешествующих по российским железным дорогам, в последнее время всё шире используют современные методы видеоконтроля.
Видеокамеры позволяют обнаружить спрятанные предметы Такой подход вполне оправдан, ведь камеры последнего поколения позволяют на расстоянии даже в несколько метров обнаруживать оружие, боеприпасы и другие опасные предметы, спрятанные под одеждой или в багаже.
Однако пока камеры внедрили лишь на небольшом числе объектов инфраструктуры. Проблема в том, что технические возможности применяемого в отрасли оборудования не всегда обеспечивают необходимую чёткость получаемой операторами картинки. Помогли железнодорожникам учёные МГУ им. М.В. Ломоносова, разработавшие компьютерные методы обработки изображений пассажиров и других бывающих на вокзалах людей, которые формируют видеокамеры с целью обнаружения скрытых на теле человека предметов. Как рассказал профессор кафедры «Вычислительные методы» этого университета Вячеслав Трофимов, при этом используется естественное излучение тела человека в области миллиметровых и субмиллиметровых длин волн. Применённые сотрудниками вуза методы компьютерной обработки информации значительно улучшили качество получаемой на экране картинки, в частности повысили контрастность спрятанного под одеждой предмета и чёткость его границ. Также специалисты МГУ создали оригинальные частотные фильтры для пассивных видеокамер, работающих в частотном диапазоне 94, 220, 250 и 350 ГГц. Благодаря этому учёным вуза удалось значительно повысить их разрешающую способность. В результате применения компьютерных методов обработки изображений и новых частотных фильтров теперь оператор может увидеть спрятанные на теле человека предметы размером всего 2 см с расстояния в 10 м. Так что пронести на перрон или в поезд что-либо угрожающее здоровью людей злоумышленникам не удастся. Причём при такой организации видеоконтроля пассажиры не должны проходить через специальные рамки, установленные сейчас на входах в вокзалы, что позволяет избежать толчеи и сутолоки. По мнению Вячеслава Трофимова, внедрение новшества на российских железных дорогах позволит повысить уровень безопасности пассажиров и сэкономить их время при проходе к поезду. Ведь с помощью пассивных видеокамер можно обеспечить постоянный и, главное, эффективный контроль за регулярно меняющейся ситуацией на всей территории вокзалов, перронов и других мест массового скопления людей.
Андрей Стрельцо |