Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Детский трансгуманизм

Turchin Alexei

Я как-то был в Севастополе и рассказывал друзьям-художникам про опыты по временной заморозке собак, которые проводились для подтверждения возможностей крионики. Собаку охладили до нуля градусов на четыре часа, постепенно о снижая температуру крови. При этом сердцебиение и мозговая деятельность собаки остановились. Она умерла. Затем сквозь нее запускали снова циркуляцию теплой крови и она возвращалась к жизни, более того, сохраняла приобретенные ранее привычки, то есть ее мозг и память не повреждались.
И тут сидевшая напротив девочка десяти лет сказала: "да, а еще у нее потом у нее щенки родились - я об этом в журнале Всезнайка читала". 
Исследования примитивных сообществ людей показало, что дети гораздо трезвее воспринимают мир. Например, если человек в результате магического ритуала "стал " волком, то взрослые готовы утверждать, что он стал волком на самом деле, тогда как дети видят, что он как был волком, так и остался.
Мой сын шести лет вчера плакал в кровати, потому что хочет жить вечно - я надо отметить, я с ним никаких разговоров на эту тему не вел. Я сам помню как мне в том же возрасте объяснили, что смерть неизбежна и после нее ничего не будет. Абсолютно естественно испытывать протест при таком сообщении. 
Большинство детей в возрасте от шести до 12 лет не хотят умирать. Они полагают, что наука скоро что-то изобретут. Дети младше не имеют ясных представлений о смерти, а дети старше превращаются в подростков, для которых смерть обретает некое романтическое очарование. Для взрослых характерна диссоциация - они могут рассуждать о смерти, так как если бы она к ним не относилась. И только на пороге смерти, параллизованные, смертельно больные, они начинают думать, что физически бессмертны. Об этом мне говорил смертельно больной художник Белых, когда саркома раздула его ногу до размера арбуза и стала проникать в спину.
И при этом удивительно, что для борьбы со смертью было сделано гораздо меньше, чем могло бы быть. Возьмем, например, роман Беляева "Голова профессора Доуля", написанный еще в тридцатые годы 20 века. Думаете, много ли было сделано экспериментов по поддержанию головы человека вне тела? Их можно пересчитать по пальцам одной руки, даже считая опыты на мышах. Профессор Брюхоненков пересаживал голову одной собаки к другой. В 80-е годы удалось поддерживать жизнь мозга морских свинок в физ. растворе. 
Конечно, жизнь головы вне тела не была бы настоящим бессмертием, я думаю в лучшем случае это выигрыш в плюс 10 лет , поскольку и у головы могут быть свои болезни- инфекции, рак, инсульты. Кстати, одна из интересных возможностей здесь - это вырастить генетически модифицированное животное, которое бы не отторгало иммунологически ткани человека - то есть сделать нечто противоположное тому, что пытаются сделать сейчас, а именно, создать животных, ткани которых бы не отторгал человек и чьи органы можно использовать для пересадки. Например, это могла быть свинья- и над этой идеей смеялись в фильме "счастливчик". А что смеяться - с этим же телом не на дискотеку ходить, а поддерживать жизнь головы человека - может быть до того момента, когда удпстся вырастить или напечатать на 3d принтере новое тело - вот ведь печень уже напечатали и кости и сосуды, следите за новостями науки! 
Главная же причина, почему жизнь умирающих людей не поддерживается за счет отделения головы и подкючения ее к внешним источникам крови ( это может быть даже донорская кровь), в том, что "это уже ужасно". Дело не в инфекциях и не в технических трудностях - коллайдер адронный тоже трудно построить - а том, что трудности эти никто не исследует. Потому что на это никто не просит и не дает грантов, так как боится обвинений в аморальности и прочей бездуховности. Как же можно то голову отрезать или тело умершего замораживать - некошерно это как-то. Уж лучше все умрем, в мучениях, степень которых определяется своеобразной лотереей, и в неизвестном порядке.
И я не говорю о клонировании. Каким-то непонятным образом темой клонирования завладели сектанты-раэлиты.( а клонирование могло быть полезно для бессмертия - всякие там запасные органы выращивать и даже тело запасное) Программа которых почти не отличается от трансгуманистической, кроме того, что к ней добавлен один иррациональный элемент. Что стремится к развитию сверхтехнологий и бессмертию Раэлю завещало зависшее в горах Франции НЛО. Не потому что это разумно и возможно, а потому что инопланетяне этоого хотят и скоро прилетят и всех уцелевших спасут. Но может и правду и вдруг - вот и к сентатору Иллюмжинову прилетали пришельцы и похищали? Ан нет- быть рациональным , значит недоверять собственному опыту, критически его воспринимать.
Человек вообще глючное существо, вечно ему что- то мерещится. Каждую ночь видит несколько цветных снов со сложным сюжетом, днем или травит байки, или придается фантазиям, или кино, или телик. То есть ему постоянно нужна вторая иллюзорная реальность, где смерти нет - всегда можно просто выйти из картинки, проснуться, поставить на паузу. Я даже осмелюсь сказать, что компьютерные игры и религии выполняют ту же функцию.
А вот у неандертальцев искусства не было, пришел сапиенс и сразу начались рисуночки на стенках пещер, а неандерталов переубивали. Я думаю, определенная шизнушность - это залог успеха человека современного типа. С одной стороны, потоянное создание иллюзорных миров стимулирует творческое начало, делает более изобртетательным. С другой стороны - это идеальный механизм психологической компенсации вообще чего угодно, но главное - страха смерти. Об этом была заметка в Nature несколько лет назад. Один профессор предположил, что склонность к религии, невозможная без религиозных переживаний, предсмертных видений, ощущения бессмертия и присутствия духов умерших, эволюционно закрепилась за счет того, что первым разумным людям было очень трудно выносить осознание неизбежности смерти. Звери не знают о смерти как о неизбежности, они могут боятся, но в следующий момент забыть о ней. Но как только человек достигает определенного уровня абстрактного мышления, он понимает, что наверняка умрет. И что смерть неизбежна, а жизнь, следовательно, бессмысленна. И это резко снижает адаптивность - зачем бежать от льва, если все равно рано или поздно умрешь. Нордические неандертальцы, возможно, понимали это, и потому были обречены, европейцы же впитали часть неандертальских генов, и поэтому среди них чаще встречаются атеисты, пессимисты и рационалисты - это уже шутка моя, но а вдруг?
Ребенок на пути взросления проходит этапы превращения из животного в человека - и в какой-то момент ясно осознает неизбежность собственной смерти. Сломанная игрушка, умерший дедушка дают достаточно материала для простого логического умозаключения. Люди смертны, я человек , и тоже умру. Это утверждение содержит, на самом деле, несколько логических ошибок, но их без высшего образования не объяснишь - и неполнота индукции, и учетверение терминов, но у нас логику в школе не проходят со времен октябрьской революции, да и в институтах ее почти нет. Короче, ребенок этих ошибок не видит, да и взрослому их надо показывать. 
Итак, ребенок осознает неизбежность собственной смерти, и тут же старается как-то сразу эту мысль закрыть. Некоторые сразу совершают скачок к идее жизни после смерти в виде духа. Но дети смотрят мультики, читают фантастику - и там сплошной трансгуманизм - роботы, компьютеры, космос. И они думают: Наука развивается, и скоро все болезни можно будет лечить, смерть победима, я буду жить вечно и получу к границам вселенной и узнаю, что там. (Это реальные слова девочки Вари, которая теперь выросла и давно так не думает.)
Детям легче понять идею возможности достижения бессмертия научными методами, потому что у них еще не запустились механизмы психологической компенсации мыслей о смерти. Спросите у своих детей, сколько они хотят жить - узнаете много интересного

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=14241