Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
ИЗУЧЕНИЕ ТЕЛЕСНЫХ ВЫРАЖЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АССОЦИАТИВНОГО ТЕСТА АВИТАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Ю.Р. Вагин, С.В. Мирошниченко Кафедра психиатрии и медицинской психологии Под авитальной активностью мы понимаем психическую и поведенческую активность, направленную на снижение и (или) прекращение собственного социального или биологического функционирования. Авитальная активность включает в себя пресуицидальную, суицидальную, парасуицидальную и десоциальную активность, различающиеся между собой степенью осознанности и направленности деструктивных тенденций преимущественно на социальное или биологическое функционирование личности. В 2001-2002 г. Ю.Р.Вагиным и Н.А.Стрелковым был разработан вариант ассоциативного теста для изучения времени-реакции на слова-стимулы, имеющие отношение к теме смерти, с целью ранней диагностики авитальной активности. Тест состоит из 80 слов, относящихся к 4-м различным тематическим группам: 20- к теме смерти (бездна, яд, гибель...), 20- к теме жизни (тепло, рассвет, цветение, рождение...), 20 нейтральных (диван, воротник, паркет, мачта), 20 амбивалентных (время, сон, ночь, переход...). Целью настоящего исследования является изучение телесных выражений эмоционального напряжения на слова-стимулы, имеющие отношение к теме смерти для более полной и объективной оценки результатов тестирования, а также для понимания механизмов, лежащих в основе вытеснения ассоциированных со смертью представлений. По стандартной методике проведения ассоциативного теста нами было обследовано 32 человека в возрасте от 18 до 25 лет. Из них 12- мужчин и 20- женщин. В двух группах были изучены пантомимические реакции (17 человек) и мимические реакции с глазными паттернами (15 человек) (Таблица 1.). Выявлено, что на слова-стимулы, имеющие отношение к теме смерти, достоверно чаще, чем на нейтральные слова стимулы (р< 0,05) возникают (Таблица 2):
Впервые для изучения бессознательного психического содержания ассоциативный тест был использован К.Г.Юнгом. Он выделил около 12 типов нарушения реакции. Кроме увеличения времени на слова-стимулы, имеющие отношение к комплексу эмоционально-значимых представлений, он выделил характерные нарушения, среди которых отметил выражение реакции гримасой, смехом, движениями ног, рук или всего тела, кашлем, заиканием и т.п. Поскольку в основе этих реакций лежат подкорковые и спинальные анатомо-физиологические механизмы, они не подлежат контролю со стороны воли и наиболее достоверно характеризуют динамику подсознательных процессов. Так, например, моторные эмоциональные реакции обусловлены включением двигательных нейронов спинного мозга в ответ на пришедший через средний мозг импульс от гипоталамуса. Одновременно импульс от гипоталамуса передается на передне-вентральное ядро таламуса, а оттуда на поясную извилину и к мозжечку. Кроме этого, через прилегающее ядро (n. аccumbus) импульс проходит на базальные ганглии, чем обеспечивает растормаживание командных нейронов и актуализацию врожденных поведенческих программ. Внешне мы видим различные двигательные акты, которые в совокупности можно оценить как реакции избегания (отодвигания, повороты головы, руки в "замок", прятание рук, царапание). Реакции такого характера наиболее выражены у животных в случае опасности, угрожающей их жизни. Наибольшая амплитуда этих движений у людей во время проведения ассоциативного теста обусловлена тормозными корковыми влияниями на гипоталамус и другие структуры, но наличие двигательных изменений на слова стимулы даже в безопасности, свидетельствует о сильной эмоциональной заряженности слов, относящихся к теме смерти. Воспоминание зрительных, аудиальных образов, их конструирование, кинестетические переживания и внутренний диалог сопровождаются движением глаз. По данным Бендлера и Гриндера (основателей классического нейро-лингвистического программирования) движение глаз при этих процессах не беспорядочны, а зависят от характера воспроизводимой информации. Ими описана схема глазных сигналов доступа или "глазные паттерны" (Таблица 1), т.е. движения глазных яблок, сформировавшихся в результате сложных анатомо-физиологических механизмов, находящихся вне осознавания человека. Специфические движения глазных яблок связаны с латеральной асимметрией мозга и наличием перекреста зрительного тракта. Например, в нашем эксперименте установлено достоверно большая частота движений глазных яблок при ответе ассоциаций на слова стимулы, связанные со смертью вправо-вверх и вправо . Проецирование образа в правую сторону соответствует зрительному полю, которое образует зритеьный нерв идущий из левого полушария. Левое полушарие отвечает за произвольные компоненты мнестической деятельности, за анализ, синтез и конструирование образов. Конструирование сопровождается поворотом глаз вправо. Таким образом поворот глаз вправо-вверх или вправо у правшей при ответе свидетельствует о конструировании, а не о поиске информации в прошлом опыте. ВЫВОДЫ: 1. Полученные нами результаты подтверждают вывод о наличии у психически здоровых людей комплекса смерти - аффективно заряженной группы представлений, имеющих отношение к теме смерти. 2. Эмоциональная окраска страха смерти - это реальный продукт научения в процессе общественной жизни людей. Она связана с конструированием образов, представлений о смерти, взятых из рассказов или воображаемых. 3. Ассоциативный тест авитальной активности в целом может служить надежным критерием диагностики ее выраженности и дифференциальной диагностики её истинности-демонстративности 4. Предположение о том, что комплекс смерти имеет отношение к глубинным проявлениям, нуждается в дальнейшем исследовании. |