Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) | |||||||||||||||||||||||||||||
МАРКЕТИНГ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ И ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГЕРИАТРИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Денисов И.Н. 1, Куницына Н.М. 2, Ильницкий А.Н. 3, Фесенко В.В. 2, Фесенко Э.В. 2, Люцко В.В. 4, Варавина Л.Ю. 5
1. ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздравсоцразвития России
2. Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород
3. АНО «НИМЦ «Геронтология» (г. Москва)
4. Медицинский центр «Ваша клиника», г. Москва
5. Городская поликлиника № 1 г. Белгорода, Белгород
Введение. В настоящее время состояние общественного здоровья в Российской Федерации и странах СНГ характеризуется отрицательным естественным приростом, высокими уровнями смертности и инвалидности. Отмечается снижение удельного веса острых и увеличение количества хронических неинфекционных заболеваний, С возрастом доля лиц, страдающих хроническими неинфекционными заболеваниями, значительно возрастает по сравнению с молодыми. Одновременно в обществе становится значительным удельный вес лиц пожилого и старческого возраста. В сложившихся условиях повышается значимость служб здравоохранения, имеющих не только лечебную, но и профилактическую, саногенную направленность и ориентированных на оказание помощи лицам старших возрастных групп [4,5,6,7]. К таковым относится гериатрическая служба. В условиях бурного развития новых экономических взаимоотношений большое значение приобретает изучение вопросов маркетинга и неразрывно связанного с ним менеджмента.
Цель исследования. Обосновать принципы маркетинга и менеджмента в деятельности государственных и частных лечебно-профилактических учреждений, работающих с пациентами старших возрастных групп. Материал и методы. Исследование выполнено на базе поликлиники для взрослых № 1 города Белгорода, медицинского центра «Поколение» г. Белгорода, медицинского центра «Ваша клиника» г. Москвы. Под государственными поликлиниками мы понимали амбулаторно-поликлинические учреждения, которые на момент исследования находились в государственной или муниципальной форме собственности. В рамках настоящего исследования мы не разделяли эти понятия, т.к. несмотря на то, что Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 8) и Гражданским кодексом РФ (п. 1 ст. 212) эти формы собственности выделяются отдельно, с точки зрения права собственности и права хозяйственного ведения они на сегодняшний день являются идентичными и упоминаются в связке-параллели (п. 3 ст. 213, п. 2 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации). Под частными поликлиниками мы понимали амбулаторно-поликлинические учреждения, находившиеся на момент проведения исследования в частной собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации). Изучено оказание медицинской помощи 1593 пациентам. Все пациенты были разделены на 4 группы. В группу пациентов 1А (первая контрольная группа) было включено 402 пациента среднего возраста, получивших амбулаторную помощь в государственных поликлиниках (из них - 131 терапевтического, 119 офтальмологического и 152 стоматологического профилей); возраст пациентов составил от 40 до 49 лет, средний возраст 44,2 + 2,2 года, мужчин - 196, женщин - 206 человек. В группу пациентов 1Б (первая исследуемая группа) было включено 404 пациента пожилого и старческого возраста, получивших амбулаторную помощь в государственных поликлиниках (из них - 147 терапевтического, 133 офтальмологического и 124 стоматологического профилей); возраст пациентов составил от 60 до 84 лет, средний возраст 72,1 + 5,8 лет, мужчин - 188, женщин - 216 человек. В группу пациентов 2А (вторая контрольная группа) было включено 359 пациентов среднего возраста, получивших амбулаторную помощь в частных поликлиниках (из них - 126 терапевтического, 111 офтальмологического и 122 стоматологического профилей); возраст пациентов составил от 40 до 49 лет, средний возраст 45,0 + 3,1 года, мужчин - 170, женщин - 189 человек. В группу пациентов 2Б (вторая исследуемая группа) было включено 428 пациентов пожилого и старческого возраста, получивших амбулаторную помощь в частных поликлиниках (из них - 144 терапевтического, 141 офтальмологического и 143 стоматологического профилей); возраст пациентов составил от 60 до 86 лет, средний возраст 71,9 + 5,4 года, мужчин - 201, женщин - 227 человек. Использовались методы непосредственного наблюдения за медицинскими технологиями, экспертных оценок, выкопировки данных из медицинской документации, организационного эксперимента. Статистическая обработка результатов исследования включала применение следующих методов: расчет средних абсолютных и относительных величин с расчетом ошибки средней; определение характера распределения с применением метода χ2; измерение силы влияния различных факторов на вариабельность явлений, признаков посредством факторного и дисперсионного анализа; оценка значимости различий двух совокупностей с применением критерия t Стьюдента (разность показателей считалась достоверной при t ³ 2, р<0,05). Материалы, содержащиеся в формализованных программах исследования, были внесены в электронные таблицы «Excel», математико-статистическая обработка данных выполнена с использованием программы «Statgraphics plus for Windows», версия 7.0. Результаты исследования Особенности постановки целей и задач в учреждениях разных форм собственности Полученные нами данные свидетельствуют, что во всех исследуемых группах цель оказания медицинской помощи лицам как среднего, так и пожилого и старческого возраста совпадала - улучшение медико-социальных показателей здоровья людей и обеспечение качества помощи: для группы 1Б - χ 2 = 8,9, p<0,05; для группы 1А - χ 2 = 7,9, p<0,05; для группы 2Б - χ 2 = 8,6, p<0,05; для группы 2А - χ 2 = 8,2, p<0,05. В то же время для достижения это цели в отношении разных групп пациентов в учреждениях различной принадлежности ставились различные задачи. Так, в государственных медицинских учреждениях в отношении пациентов пожилого и старческого возраста были поставлены следующие задачи (группа 1Б):
В государственных медицинских учреждениях в отношении пациентов среднего возраста (группа 1А) были поставлены следующие задачи:
В частных медицинских учреждениях в отношении пациентов пожилого и старческого возраста были поставлены следующие задачи (группа 2Б):
В частных медицинских учреждениях в отношении пациентов среднего возраста были поставлены следующие задачи (группа 2А):
Таким образом, несмотря на постановку общей цели и совпадение большинства задач для достижения цели, существуют различия в способах (задачах) достижения поставленной цели в зависимости от возраста пациентов и формы собственности ЛПУ, что обуславливает различность результата. Особенности планирования в учреждениях разных форм собственности Нами выявлены различия в планировании деятельности государственных и частных учреждений. Так, в отношении групп испытуемых 1Б, 1А, 2Б, 2А значимость в планировании лечебно-диагностической деятельности имела факторную нагрузку соответственно 0,772, 0,651, 0,959, 0,913, а профилактической деятельности - 0,228, 0,349, 0,041, 0,087. Анализ данных показывает, что в отношении всех групп лечебно-диагностическая деятельность достоверно преобладала над профилактической (p<0,05). В то же время факторная нагрузка профилактической деятельности в государственной деятельности была выше, чем в частных, как при работе с людьми среднего, так и пожилого и старческого возраста (p<0,05). При этом в государственных учреждениях профилактическая работа имела большую факторную нагрузку при работе с пациентами среднего возраста, чем старческого и пожилого возраста (p<0,05). Организация управления гериатрической помощью в учреждениях разных форм собственности Для правильной организации работы важно выявить ее масштабность и сложность. Эффективное функционирование системы в случае адекватного соотношения централизации управления службой и осуществления департаментализации. Централизация позволяет добиться увеличения синергии, улучшения координации между этапами, предотвращения ошибок стратегического планирования на нижних уровнях управления. Департаментализация представляет собой процесс организационного обособления, что позволяет увеличить эффективность в данном конкретном направлении деятельности. Изучение централизации и департаментализации позволяет определить масштаб управляемости. При наличии четкой централизации как в государственных, так и в частных учреждениях процесс департаментализации выглядел по-разному. Если в частных учреждениях процесс департаментализации начинал реализовываться только на уровне специализированных служб, то в государственных учреждениях этот процесс начинался уже с уровня управления, что приводило к увеличению в системе не только горизонтальных, но и, в первую очередь, вертикальных связей. В итоге, при наличии одинакового количества горизонтальных связей (государственное учреждение / частное учреждение = 1,1), количество вертикальных связей больше в государственном учреждении (государственное учреждение / частное учреждение = 3,8). Соответственно, соотношение вертикальных и горизонтальных связей было больше в государственных учреждениях, чем в частных: 0,3 и 2,0 соответственно. В связи с этим, если в отношении частных учреждений вычислить показатель масштаба управляемости - величины, которая определяет количество сотрудников или работ, объединенных под единым руководством - не представляло сложностей, то в отношении государственных учреждений стало для ряда уровней иерархии управления невозможным. В нашем исследовании в частных учреждениях масштаб управляемости в иерархии «главный врач / заместители» составлял 1,0, в государственных - 3,2 (p<0,05), в иерархии «заведующий отделением (кабинетом) / врач» в частных учреждениях показатель составлял 5,2, в государственных - 5,3 (p>0,05), в иерархии «заместитель главного врача / заведующий отделением (кабинетом) показатель составлял в частных учреждениях 5,6, в отношении государственных учреждений этот показатель высчитать было проблематично. Такая ситуация повлияла и на экспертную оценку эффективности структуры ЛПУ в отношении основных групп пациентов (таблица 8). Таблица 8 Экспертная оценка эффективности структуры лечебно-профилактических учреждений разной формы собственности
* - p <0,05 между группами 2А и 1А, 2Б и 1Б ** - p <0,05 между группами 1Б и 1А Место гериатрической помощи в современных условиях развития рынка медицинских услуг Мы разделили пациентов по основным потребностям на так называемом верхнем уровне сегментирования рынка, разбив все мероприятия на 3 группы: 1. Медицинские услуги по сохранению жизни ("маркетинговый сегмент жизни") - анестезиолого-реанимационная помощь, χ2 = 3,7, p<0,05. 2. Медицинские услуги, направленные на восстановление здоровья, сохранение и поддержание определенного уровня здоровья, жизнедеятельности и социальных функций, χ 2 = 8,0, p<0,05. 2.1. Лечение острых или обострения хронических заболеваний. 2.2. Профилактика инвалидности и медицинская реабилитация больных. 2.3. Медицинская реабилитация инвалидов. 3. Медицинские услуги, направленные на сохранение и поддержание состояния здоровья, например, иммунопрофилактика, первичная профилактика заболеваний и пр., χ 2 = 5,1, p<0,05. Таким образом, на рынке медицинских услуг значимое место занимают медицинские услуги, направленные на восстановление здоровья, сохранение и поддержание определенного уровня здоровья, жизнедеятельности и социальных функций. При этом, лечебные, профилактические и реабилитационные мероприятия как услуга могут оказываться на всех этапах организации медицинской помощи, что не характерно для других видов услуг. Это подчеркивает значимость этих вариантов гериатрической помощи. Особенности сегмента рынка гериатрических услуг Сегмент рынка медицинских услуг «гериатрия», согласно полученным данным, имеет следующие характерные особенности.
Подходы к регулированию спроса и предложений на рынке гериатрических услуг При проведении исследования нами сформулированы следующие подходы к регулированию спроса и предложений на рынке медицинских услуг, которые предлагаются людям пожилого возраста. Формирование потребности в гериатрических услугах. Активное формирование потребности пациентов может быть достигнуто посредством:
Формирование предложений на рынке медицинских услуг предусматривает выполнение следующих позиций:
Регулирование спроса . Этот раздел наиболее близко подходит к финансовым взаимоотношениям пациента и ЛПУ. Регулирование спроса включает в себя:
Выводы
Рецензенты:
Пристатейные списки литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (http://www.gzkodeks.ru/ дата обращения 27.07.2012). 2. Иванец Г. И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Г. И. Иванец, И. В. Калинский, В. И. Червонюк / Под общей ред. В.И.Червонюка.- М.: Юрид. лит., 2002.- 432 с. 3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (http://constitution.kremlin.ru/ дата обращения 27.07.2012). 4. Лазебник Л. Б. Полиморбидность у пожилых // Сердце. - 2007. - № 7. - С. 25-27. 5. Мареев В. Ю. Проспективное, многоцентровое, открытое исследование эффективности и переносимости квадроприла у больных с недостаточностью кровообращения, обусловленной ишемической болезнью сердца и дилатационной кардиомиопатией (Исследование КВАНК) / В. Ю.Мареев, Л. И.Ольбинская, А. И.Мартынов // Сердечная недостаточность. - 2007. - №8(1). - С. 43-47. 6. Пузанова О. Г. Доказательная профилактика в здравоохранении: акцент на здоровье пожилых // Геронтологический журнал им. В. Ф. Купревича, 2012. - № 1-2. - С. 88-89. 7. Шабалин, В. Н. Основные закономерности старения организма человека // Здравоохранение Российской Федерации. - 2009. - № 2. - С. 13-18. 8. Donabedian A. The quality of medical care: Methods for assessing and monitoring the quality of care for research and for quality assurance programs / А. Donabedian// Science. - 1978. - Vol. 200, N 4344. - P. 856-864. 9. Borak J. Five Classic Articles in Public Health // J Biol Med. - 2010. - № 83(1). - Р. 43-45. 10. Longo D. Measuring the quality of care: reforming the health care system / D. Longo, A.Daugird // Am. J. Med. dual. - 2004. - Vol. 9, N 3. - P. 104-115. |