Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Техника массажных манипуляций
Аркадьев Геннадий Викторович, "Лаборатория массажа" Описываемая техника массажа включает в себя пять основных приёмов - это поглаживание, растирание, разминание, выжимание, вибрации и ударные приемы. Каждый технический приём имеет свои индивидуальные особенности исполнения и воздействия на определённые слои тканей, оказывает своё основное для данного приёма специфическое физиологическое действие, а также попутные физиологические влияния, как на отдельные системы, так и на организм в целом. Описываемая техника массажа, не законченный вариант - это анализ и синтез тех массажных маниипуляций, общая база которых применялась и применяется в других школах массажа, но в отличие от них, прошедшая 14 - летний отбор и адаптацию в жизни, с повышенным радиоактивным фоном, а также, имеющая успех и результат в руках автора. Естественно, что у других сформировавшихся исполнителей технические варианты приёмов могут и должны быть индивидуализированы в соответствии с сенсорно-двигательными особенностями рук и мышлением массажиста. Для этого необходим определённый практический путь развития, становления, осознания и анализа пройдённого. Значения и название приёмов, а также техника их выполнения в отдельных школах массажа фактически различна. Решающим же является достижение цели сеанса и задачи лечения. Для этого необходимо умение используемые технические манипуляции применять на конкретной типографии мышц и тканей, обладая при этом необходимой чувствительностью и пониманием смысла основных физиологических и рефлекторных действий приёмов. Сразу оговорим, что в данной работе название приёма будет строго соответствовать его техническому действию. Поэтому под поглаживанием будем понимать мягкое поглаживание, при растирании необходимо растирать до прогревания, при разминании и выжимании, соответственно, разминать и выжимать содержимое мышц и тканей, по описанным ниже правилам. То есть, выполнять те действия, смысл которых заложен в их названиях. Применение методики и техники спортивного и классического вариантов массажа основано на следующих правилах: 1. Лимфатические узлы не массируются. 2. Основные массажные приёмы выполняются по ходу лимфатических путей и по направлению к ближайшим лимфатическим узлам. Это в полной мере относится к приёмам разминания и выжимания частично к приёму поглаживания. Исключения составляют ударные приёмы и вибрации, а также приём растирание, принципы выполнения которого и поставленные цели заимствованы из основ рефлекторно - сегментарного массажа, где главная задача приёма определена как прогревания тканей растиранием. 3. Массировать следует первоочередно проксимальный участок конечности, постепенно продвигаясь к дистальным областям. 4. При разминании и выжимании мышечных пучков направление движения приёма должно строго совпадать с направлением этих пучков, при выполнении приема растирание - это положение не является строгим к исполнению, но, однако, желательно. При выполнении технических приемов массажа основным инструментом воздействия на организм пациента является кисть массажиста, причем используется вся ладонная поверхность кисти и тыльная поверхность фаланг пальцев, хотя надо отметить, что есть приемы исполняемые предплечьем и даже локтем. На ладонной поверхности кисти имеются следующие рабочие области (рис.4 по В. И. Васичкину) 1.- Возвышение 5-го пальца 2.- Концевые фаланги пальцев 3.- Основание большого пальца (возвышение или бугор) 4.- Основание ладони На тыльной поверхности кисти используются в массаже (рис.5) 1.- Дистальные фаланги пальцев 2.- Средние фаланги пальцев 3.- Проксимальные фаланги пальцев (гребень кулака) 4.- Лучевой (ульнарный) край кисти 5.- Локтевой (радиальный) край кисти (ребро ладони) Направление движения рук при выполнении массажных манипуляций определил А.А. Бирюков (рис.6) а. - прямолинейное б. - зигзагообразное в. - спиралевидное г. - кругообразное д. - штрихообразное Общие принципы рационализации рабочих движений массажиста.Требования к выполнению массажных манипуляций. Техника массажа - это наиболее экономичный способ приложения силы с целью достижения максимального эффекта в каждом исполняемом действии, приеме, связке приемов. Прием должен быть конкретным, максимально эффективным и достигать поставленной цели. Конкретность выражается в понимании, ощущении и реализации массажистом физиологического действия приема. Например: создать отток лимфы, усилить, восстановить кровообращение, прогреть ткани, расслабить мышцы, оказать рефлекторное воздействие, обезболить. "Как известно, отдельные приемы массажа представляют собой совершенно различные раздражения, что заметно по их действиям". (О.Глезер, В.А.Далихо) Таким образом, массажист должен чувствовать, что он делает и знать, что он хочет добиться этим действием. Прием должен быть экономичным и выполняться, по мере возможности, расслабленными руками и кистями. Умение расслабить их в некоторых фазах массажных манипуляций - это уже искусство. По словам А.Ф. Вербова, массажист должен вовлекать в работу лишь те группы мышц, которые необходимы для выполнения массажного приема. Прием должен захватывать в зависимости от поставленной задачи максимальную, либо оптимальную площадь обрабатываемой поверхности кожи, мышц, подкожного слоя без пропуска участков не массируемых тканей. Прием должен вызывать оптимальную импульсацию в центральную нервную систему от рецепторов кожи, либо проприорецепторов мышц . Запомните! Малая степень приложения усилий, малая доза нагрузки в сеансе массажа не приведет к достижению цели лечения. Чрезмерными усилиями мы добьемся противоположного результата, то есть, появления перенапряжения мышцы, ткани, что в дальнейшем приведет к передозировке в сеансе массажа с последующим проявлением нежелательных реакций Д и Е-типа в организме больного (см. главу "Ориентировочные виды ответной реакции на первый сеанс массажа"). Рост квалификации массажиста, а соответственно и повышение качества работы идет по пути концентрации внимания и мысли на каждом конкретном участке ткани, мышцы, органа. Предел приложения силы в используемом приеме определяет суть живого. Ничто в организме не может быть решено с помощью примитивной силы. Уровень приложения усилия должен быть ограничен появлением напряжения мышцы, ткани, то есть, нельзя переходить болевой порог, который вызывает это напряжение. Оптимальная сила приложения, как правило, находится ниже или вблизи границы боли. Технично выполненный прием, как правило, внешне красив и эффектен , ибо внешняя форма зачастую определяет его содержание. Это в большей степени относится к поглаживаниям, разминаниям и ударным приемам, в меньшей к выжиманиям и растираниям, где с виду простейшие движения, например, при растираниях, направленные на согревание тканей, являются очень эффективными и вполне решают поставленные задачи сеанса. Вся сложность проведения этих приемов начинается на уровне сенсорных ощущений массажиста. Частое чередование приемов массажа, перерастающее в "связки" - это смена групп работающих мышц, позволяет им периодически отдыхать, восстанавливаться, не доводя до чрезмерного утомления. "Подобно пианисту массажист должен развивать большую подвижность пальцевых суставов, а также в лучезапястном, которые принимают активное участие во время массирования. Качество работы зависит от тонкости осязания, степени развития мышечного чувства. Руки массажиста являются его второй парой глаз ( если не первой - прим. автора ). Тонкость и осязание ослабляются при утомлении, если утомление нарастает в арифметической прогрессии, то тонкость мышечного чувства ослабляется в геометрической прогрессии. Холодные руки ослабляют мышечное чувство" (А.Ф. Вербов). Ритмичность выполнения приемов массажа и равномерное дыхание массажиста в аэробном режиме при интенсивной работе обязательны. Пульс в данной ситуации может достигать 80 - 110уд/мин. индивидуально, но не должен превышать пульс аналогичный при беге трусцой или при быстрой ходьбе. Это позволяет наиболее экономично расходовать силы и длительное время сохранять работоспособность. Темп массажа зависит от поставленной задачи в сеансе и особенностей состояния пациента. Во многих случаях темп движений массажиста определяется ритмом дыхания пациента, например, при выполнении поглаживания. Смена ритма возможна, однако приемы должны логичным образом сливаться в "связки", то есть, естественным образом, плавно переходить из одного в другой (см. Каталог связок массажных манипуляций). Использование веса костного рычага (по словам А.Ф. Вербова) и инерции его движения позволит экономично расходовать силы и избежать преждевременного утомления. Перенос силы от туловища, а иногда от ног через руки к кистям . Использование в работе собственного веса тела, часто за счет изменения положения ног, причем каждому исполняемому приему должно соответствовать определенное исходное положение ног, такое чтобы кисти рук имели максимальную подвижность и работали в наилучших условиях для приложения силы. Частое использование приемов массажа с применением отягощения , таким образом, чтобы рука, контактирующая с телом пациента, несла только сенсорную нагрузку, то есть, выполняла лишь осязательную функцию при пальпации глубоких мышечных тканей, а силовое воздействие шло от верхнего плечевого пояса отягощающей руки, за счет собственного веса тела. Таким образом, можно сберечь кисти рук и мышц предплечья массажиста от хронических перегрузок, а в будущем, соответственно, от профессионального заболевания. Кроме того, глубокая пальпация тканей одной напряженной кистью ослабляет осязание. При работе с отягощением по вышеописанному методу этого не происходит. "Максимальное применение дуговых движений в работе . Движения руки в осевом направлении по горизонтали, особенно при разогнутом положении суставов конечности, вызывают гораздо большее напряжение, а следовательно, и быстрое наступление мышечной усталости, чем тоже движение по горизонтали, но только в дуговом направлении" (А.Ф. Вербов "Основы лечебного массажа" 1966 г.). Во время сеанса необходим постоянный контакт рук массажиста с телом пациента . Отрыв рук нежелателен и должен сводится к минимуму. При выполнении приемов массажа мышцы пациента должны быть максимально расслаблены , что достигается путем сближения точек начала мышцы и ее прикрепления (см. главу "Анатомия массажа"). Естественно, что руки массажиста должны быть теплыми. Использование этих методических приемов позволит массажисту экономично, оптимально и равномерно поддерживать работоспособность в течение рабочего дня, не снижая интенсивности и качества. "Пробивать" практически любые мощные мышцы, не имея своего собственного огромного веса, накачанных рук и "стальных" кистей (что, якобы, является эталоном внешности массажиста и его силовых показателей). Позволит, также, иметь длительную трудоспособность на протяжении своей профессиональной деятельности с минимальными проблемами для своего здоровья и с минимумом профессиональных заболеваний (проверено, на протяжении 18 лет, Вашим покорным слугой). Необходимо научиться манипулировать массажными приемами не глядя, "вслепую", как музыкант, где единственный, чуткий и восприимчивый слушатель - организм пациента, а композитор - мозг исполнителя. "Массажные приемы, как отдельные тоны музыки, никогда не звучат в одиночку, а переходят один в другой, не сливаясь в аккорд" (Dollinger 1899 г.). Массаж - это больше чем движение растирания, разминания, поглаживания, массаж - это движение и мысль, каждое движение преследует конкретную цель, определяемую мыслью, за каждым движением следует просмотр, т.е. анализ ответной реакции мышц и тканей, только после этого производятся следующие движения, плавно и логично переходящие одно в другое. Если этого нет - это не массаж, а обычное растирание мочалкой в бане.
Анатомия массажаЗаконы состояния мышечной ткани открывают простор не только для фантазии, но и для реальной работы. К сожалению, то, что я сейчас опишу, очень хорошо известно, но по неизвестной причине эти знания находятся в тени, тогда как, они должны стоять на первых позициях и преподаваться как основополагающие законы восстановления и сохранения здоровья человека. Практически каждый опытный специалист использует их в своей работе, открывая их для себя с практической стороны, и вновь, и вновь "изобретая колеса". Мышление осязанием "Антрополог Эдмунд Карпентер уверен, что мы живем в совершенно иной, чем до изобретения письменности, сенсорной среде, просто потому, что мы умеем читать. Он говорит, что, перейдя от речи к письму, человек предпочел глаз уху. Мы подчинили всеоружие наших чувств одному из них - зрению. Теперь мы полагаемся только на него, поэтому любая истина должна соответствовать зримому опыту. Мы говорим, "воочию убедиться" и "я бы не поверил, если не увидел собственными глазами" (Лайэлл Уотсон "Ошибка Ромео" США). Действительно, наше мышление визуально. Рассмотрим небольшой пример. Мысленно представьте себе ситуацию: сейчас надо идти в ваш родной, до боли знакомый, магазин. Закрыв глаза, вы представите: дорогу, остановку, тротуар, магазин. Мимоходом вспомните: "Так, сегодня смена той ведьмы, что так любит обвешивать" и т.д. Мысленно представить аналогичное несложно. Далее, возьмем существо, которое ориентируется в жизни иначе, с помощью другого органа чувств, например, собаку (пожалуйста, только не вспоминайте теорию условных рефлексов академика Павлова). Рискнем оценить ту же ситуацию с магазином, но для нашего четвероногого друга: дорога, запах бензина - это опасно! Остановка, то есть, запах людей тянется по тротуару к магазину: "Ага, из-за него повеяло свежей помоечкой, там, наверняка, лежит моя любимая косточка"! Далее, чтобы все расставить на свои места, попробуем, хотя бы приблизительно, представить, ту же, ситуацию, с позиции слепого от рождения человека: дорога, по "поребреку" тросточкой - "прошу перевести меня через дорогу". Звуки людей на остановке радуют, но не больше, падать не хочется, ищу край тротуара тросточкой, также минуем и ступени у магазина, вот она дверь: "О не везет! Магазин еще закрыт, ручка двери совсем холодная, до нее всего то двое дотронулись". Вот и ответ. Абсолютно любой зрячий человек автоматически несколько раз проверит дверь на прочность. Из всего выше сказанного следует, если визуально возможно заглянуть далеко вглубь событий и сделать просмотр ситуации, то при мышлении осязанием, обязательно, вслед за каждым движением должен следовать анализ ситуации , только после этого возможно следующее движение (убедиться в этом несложно, попробуйте повторить пример со слепым человеком). Это азбука, и изучать ее возможно только на основе постоянной практики, по мере прохождения которой, постепенно нарабатывается собственная коллекция ощущений, отражающая различные состояния тканей, мышц и суставов. Со временем вы сможете лучше ориентироваться в ситуации, но начинающим массажистам я позволю дать маленький совет: не пытайтесь сходу делать какие либо выводы. Ситуация сродни армейской: "Не дойдет через голову, дойдет через ноги". Так вот, в массаже как раз та ситуация, "когда через голову" не доходит никогда. Это невозможно понять, этому невозможно научить, этот путь каждый массажист должен пройти сам, однако направление поиска я попытаюсь подсказать Вам. Изучение анатомии, я бы сказал исследование, топографии тела человека, происходит только руками, как сенсорным органом и только затем, по мере накопления данных (коллекция ощущений) наступает время анализа этих данных, то есть, подходит очередь поработать головой. И когда, на стандартный вопрос пациентов: "А у Вас руки не устают". Вы ответите: "Устают, но голова больше". Думаю, что Вы уже сформировавшийся специалист. И так, практикуйте, но запомните, небольшая практика - это малый опыт, ни к чему не приведет. Чрезмерные объемы работы в первую очередь отразятся на качестве осязания и понижении чувствительности. Золотая середина зависит от уровня физической и психической подготовленности (подробно см. главе "Тренировка массажиста"). Сравнивайте, мышцы и ткани левой и правой стороны тела, ищите различия. Не стесняйтесь спрашивать, "больно - не больно" - это этап накопления опыта. Постепенно наступит момент, когда начнут появляться "смутные" ощущения при пальпации, а пациент подтвердит Ваши предположения. Сохраняйте эти смутные ощущения, причем, первоначально словесное описание подобрать будет сложно (как собака - "Все понимает, видит, а сказать не может), и лишь по мере практики они (смутные ощущения) начнут проявляться яснее, приобретут словесные выражения, и наступит момент, когда Вы сможете по состоянию одного мышечного пучка просчитать (далеко идущую в будущее или уже забытую пациентом за давностью лет) ситуацию. Так, например, по разнице в тонусе различных участков длинных мышц спины можно определить предрасположение к сколиозу, а также будущую конфигурацию искривления позвоночного столба с 2х - 3х летнего возраста (см. главу "Сколиоз"). По степени наполнености и гипертонусу верхних пучков трапециевидной и надостной мышц можно смело отличить гипертоника от гипотоника. Вялость кожного покрова - признак, который сам по себе, говорит об общем понижении функциональных способностей, но если под ним находится тонкая скользящая, водянистая прослойка - перед вами человек с обострением сердечно-сосудистого заболевания. Ориентиры развития первоначальных навыков и профессиональных ощущений массажиста просты - ищите контрасты:
Первоначально различия в ощущениях будут незначительны, а начинающий массажист выявит лишь грубые признаки и явные различия, однако по мере своей практической деятельности тонкость осязания постепенно возрастет. Из вышеуказанных видов осязания следует, что массажисту развивать чувствительность по контрастам в следующих направлениях:
Коллекция ощущений - понятие субъективное и индивидуальное для каждого исполнителя. Даже те моменты пальпации, которые описаны в медицинской практике, у каждого профессионального массажиста имеют свои оттенки. В этом заключается сложность систематизации таких данных. Эта сфера деятельности массажиста находится в начальной, описательной стадии и я вижу свою задачу в том, чтобы собрать как можно большую коллекцию ощущений различных авторов и исполнителей. Не секрет, что каждому опытному массажисту за свою практическую деятельность пришлось "изобретать не одно колесо", затратив на это уйму времени и энергии. Чем больше таких данных будет выплывать на свет, а не замыкаться в избранных умах и исчезать вместе с ними, тем скорее сформируется объективная база данных, которая позволит гораздо быстрее проходить путь от начинающего до профессионала. Свойства, состояния и тонус "идеальной" мышцы Любая мышца имеет точку начала и место прикрепления к костной ткани посредством связок. Любая мышца выполняет рабочее сокращение, за счет чего производится движение в определенном суставе. Мышцы, окружая сустав, создают функциональную двигательную единицу. Любая мышца имеет тонус, то есть свойство обладать непроизвольным напряжением, определяющимся состоянием центральной нервной системы и исходящим из нее. Непонятно, что большинству, как исполняющих, так и воспринимающих массаж, непонятно, что:
Если, это не так, то, "бросьте в меня камень", как сказал бы Остап Бендер. Понижен тонус, мышца вялая - "шарик" слегла сдувается. Живая мышца есть отражение диалектики жизни, а именно, в ней полностью воплощен закон единства и борьбы противоположностей. Одновременное существование двух взаимопротивоположных свойств, без которых мышца не может нормально функционировать, а усиление одного из них, ведет к ослаблению другого (закон Хилла):
Усиление и излишнее преобладание одного из этих качеств приводит к ослаблению другого, и далее, соответственно, к болезни, ибо любая крайность, в чем бы она не выражалась - это болезнь. Итак, опять, золотая середина. В идеале, мышца должна обладать свойствами резины. Идеальная мышца должна быть эластична, растяжима, способна к расслаблению, но в тоже время, обладать нормальным тонусом. Вот она реально осязаемая характеристика мышцы, к которой должен стремиться массажист в своей работе, пытаться вылепить из гипертонуса мышцы "резиновый эквивалент", который при выполнении даже глубокого приема массажа, способен будет как бы выталкивать руку массажиста (для примера, надавите рукой на резиновый мячик, первоначально он прожмется, однако, по мере продвижения, рука почувствует упругое выталкивание). При гипотонусе массаж должен стать опосредованным стимулятором для повышения тонуса, путем усиления восстановительных свойств мышцы, предварительно подготовив ее для восприятия будущей физической тренировки (Не идеализируйте массаж. Напомню, массаж, по своей природе, является мощным восстановителем, а физические упражнения средством для повышения определенных, в том числе, силовых функций организма). Гипертонус, перенапряжение приводит к застою в мышце, к неспособности расслабляться, а значит отдыхать и восстанавливаться. При хроническом гипертонусе с одной стороны сустава, мышца превращается из резины в жесткий канат, который при резком движении может вывести сустав из своей суставной поверхности, или просто надорваться. Гипотонус - это элементарная разболтанность сустава, позвонки подседают, соскальзывают, другие суставы просто "хлюпают". По сути, и своей природе, тонус мышц всего организма генерируется из центральной нервной системы человека, однако распределяется он далеко не равномерно, исходя, как из наследственных и врожденных признаков (см. пример сходства и различия топографии 3-х поколений: внучка, мама, бабушка), так и приобретенных дефектов на фоне жизненных перегрузок, травм, болезней. Мышечный тонус человека имеет мозаичную картину, то есть неравномерность своего распределения в зависимости от ослабления и перегрузки конкретного биомеханического звена. Для массажиста это и есть реальная анатомия, которая имеет свои законы восприятия, свою организацию мышления, и соответственно, исходя из этого, свои действия. Хронический общий гипертонус, данный от природы человеку или исходящий от длительного перевозбуждения нервной системы (см. главу "Физическое обеспечение психического состояния), как правило, характеризуется излишней наполненностью мышц и тканей, а соответственно, повышенным артериальным давлением. Еще одна реально-осязаемая анатомическая характеристика, зная которую (ручками, "ручками, зная" - пара лет пройдет, после прочтения этого материала, вот тогда и дойдет, реально) можно решить проблему, мягким, послойным оттоком лимфы. Боже упаси, Вас, сделать сеанс "от души", с применением глубоких разминаний и других тонизирующих приемов массажа. Наличие вялости, то есть снижение общего тонуса мышц всего организма характеризует ослабление функции жизнедеятельности и состояние конкретного заболевания. Не может быть здоров человек с "плохим" тонусом мышц, так как и не может быть у больного тонус мышц в норме. При этом необходим, опять же, не нагрузочный вариант массажа (человек к Вам пришел с болью, а тут, еще и кирпичом по голове, негоже.), а, как я называю, "сеанс помощи организму". Однако не спешите, всему свое время и обо всем по порядку. Наличие пустоты в тканях и мышцах, характерное для природы этого человека говорит о пониженном артериальном давлении. Самый сложный вопрос о "скачущем" артериальном давлении. Здесь ситуация такая, общая мышечная структура человека характерная для гипотоника, однако,как правило, имеются "вкрапления" зон с гипертонусом мышц, участками с наполненностью тканей в области воротниковой зоны, конкретно, верхних пучков трапециевидной и надостной мышц, плюс учет кожных и подкожный рефлекторно-сегментарных зон дает полную картину "происшествия" (см. конкретные главы по конкретным заболеваниям, к сожалению, еще не написанные). |