Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Учительницы стареют раньше
Ученые биологического факультета Кемеровского госуниверситета провели уникальное исследование, в котором им помогали десятиклассники средней школы N 1 города Березово. Ученые вместе со школьниками обследовали более пятисот школьных учителей, в основном женщин, и выяснили, что у каждой третьей из них биологический возраст в среднем на 9 лет опережает паспортный. Для многих ребят это открытие стало шоком.Ученые биологического факультета Кемеровского госуниверситета провели уникальное исследование, в котором им помогали десятиклассники средней школы N 1 города Березово. Ученые вместе со школьниками обследовали более пятисот школьных учителей, в основном женщин, и выяснили, что у каждой третьей из них биологический возраст в среднем на 9 лет опережает паспортный. Для многих ребят это открытие стало шоком. Для ученых - объяснением того, почему столь нередки конфликтные ситуации между педагогами и взрослеющими учениками. А по-хорошему, результаты скромной исследовательской работы могли бы стать основанием для больших государственных выводов. В чем причины преждевременной старости? Можно ли противостоять этому малоприятному процессу? Российские геронтологи знают ответы на эти и многие другие вопросы. Что такое биологический возраст Биологический возраст - это индивидуальный темп старения. У одних он опережает паспортный, у других соответствует ему, у третьих - отстает от календаря. Про последних говорят: "Молод душой, ни за что не дашь ему его годы". Профессор биофака КГУ Надежда Литвинова в качестве одной из тем научных исследований предложила своим студентам сравнить паспортный и биологический возраст кемеровских учителей. Ученые-геронтологи давно разработали методики такого анализа, одна из них - разработка российская, ее создала профессор Пермской государственной медицинской академии Людмила Белозерова. Кемеровские ученые добавили к ней свои оригинальные исследовательские процедуры, разработали компьютерные программы и анкеты и подвергли испытаниям учительский корпус. - Мы решили сравнить физиологическое состояние человека с его психоэмоциональными свойствами и личностными особенностями, - поясняет Надежда Литвинова. - Возраст можно определить по морфологическим признакам - морщины, седина, можно по функциям сердца и сосудов, других внутренних органов и систем. А мы оценивали функциональный биологический возраст. Например, мне 50, а ощущаю я себя на все 60, что отражается на моем отношении к жизни, на моем поведении. Как определяли "раннюю старость" Для ранней старости характерен синдром "выгорания", то есть ипохондрия, личностная тревожность, депрессия, склонность к истерии. Иными словами, если вдруг любимая учительница в ответ на непослушание начнет топать ногами и кричать, ученики должны знать, что перед ними - старушка в молодом обличье. У каждого из нас в школьной юности была своя такая "училка" - их не любили, давали обидные клички, а повзрослев, подчас жалели. Ольга Браун, учитель биологии в Березовской школе N 1 и одновременно студентка-заочница, привлекла к исследованиям своих учеников. Сначала они немного оробели. Но с помощью городского отдела образования Браун организовала встречи с учителями разных школ. Выглядело это примерно так: собирались в аудитории педагоги, школьники сначала читали им небольшую лекцию, а потом предлагали принять участие в обследовании. - Некоторые учителя сразу отказывались, - рассказывает десятиклассница Ксения Свалова. - Молча вставали и выходили из класса. Но большая часть относится к этому с интересом и юмором. К примеру, одно из испытаний - простоять на одной ноге с закрытыми глазами. Иногда оно просто превращалась в шоу, учителя шутили и над собой, и друг над другом. Артем Овчинников измерял учителям артериальное давление, затем контролировал, на сколько времени "подопытный" сможет задержать дыхание. Затем учительницы выполняли компьютерные тесты, отвечали на вопросы анкеты. А после анализа всех индикаторов по специальной методике школьники сами делали выводы. Дети прониклись, психологи озадачились Результаты поразили исследователей. Оказалось, что у 38% учителей биологический возраст опережает паспортный на 7-9 лет! Кроме того, у педагогов с ускоренными темпами старения в среднем больше вес, чаще отмечаются разные заболевания, повышено артериальное давление, снижены функциональные возможности организма. Ученые проанализировали и социальные причины преждевременного старения. Большинство таких учителей живут в частных домах, имеют низкую профессиональную категорию, воспитывают двоих и более детей, не удовлетворены своей работой, мало двигаются. Но, что самое удивительное, все они - в возрасте около 30 лет. - Влияние социальных факторов очевидно: среди сорокалетних педагогов темпы старения не только снижены, но наблюдается и обратный процесс, - комментирует профессор Надежда Литвинова. - Объяснение есть: к сорока годам человек, как правило, решил свои жилищные проблемы, заработал авторитет, получил высокую квалификацию, да и дети подросли, забот меньше. Он успокаивается и чувствует себя более уверенно. Самые высокие темпы старения обнаружились у учителей начальных классов, завучей и директоров школ. А вот преподаватели развивающих предметов - музыки, физической культуры, рисования - нередко моложе своих паспортных лет. - Учителям нужно повысить зарплату и давать квартиры, - к таким выводам пришла Ксения Свалова. Как и другие старшеклассники, она считает, что стала лучше понимать своих педагогов, видеть их проблемы. А профессор Литвинова подчеркивает, что кроме материальных факторов, влияющих на преждевременное старение, важна и помощь специалистов. Когда для рано постаревших учителей провели курс психологической разгрузки, у них уменьшилась тревожность, снизился уровень депрессии и психастении. Как не постареть раньше времени Темп старения отчасти заложен в нас генетически - передается от предков. Второй важный фактор - относительное материальное благополучие. Но, по мнению профессора Людмилы Белозеровой, создавшей одну из признанных методик оценки биологического возраста, огромную роль играет и рациональный образ жизни: как человек двигается, как питается и как строит взаимоотношения с другими людьми. Люди, стареющие медленнее паспортного возраста, как правило, много и с удовольствием двигаются, много работают, едят все, но понемногу, оптимистичны и доброжелательны к окружающим. Разница в скорости биологического созревания заметна уже в детстве, это знают и умеют измерять педиатры. Очень важно, чтобы умственная и физическая нагрузка ребенка ему соответствовала: слишком большая, непосильная нагрузка так же вредна для развития, как и недостаточная, и может сказаться в дальнейшем на преждевременном старении человека. * * * Средний возраст - 43 года До 30 лет - 12,3%, 31-40 лет - 31%, 41-46 лет -19,7%, 47-54 года - 22,3%, старше 55 лет - 14,7%. Еженедельная нагрузка у 40,2% составляет 21-30 ч, у 28,4% - 17-20 ч. От 1 до 4 ч в неделю затрачивает половина учителей на занятия с учениками во внеурочное время, 5-8 ч - 22,6% учителей. Проверка тетрадей занимает от 1 до 4 ч в неделю у большинства учителей (39,8%), 30,3% тратят на это от 5 до 8 ч. На подготовку к урокам у 29% уходит от 1 до 4 ч в неделю, у 28,7% - от 5 до 8 ч, у 23% - от 9 до 12 ч. Источник: Центр социологических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. * * * Проверьте свой биологический возраст 1. Большим и указательным пальцем ущипните себя за кожу тыльной стороны ладони в течение 5 секунд. Отпустив пальцы, посмотрите, за какое время побелевшая кожа вернется в исходное состояние: - 5 секунд - вам около 30 лет; - 8 секунд - около 40 лет; - 10 секунд - около 50 лет; - 15 секунд - около 60 лет. 2. Помощник должен вертикально держать ученическую линейку длиной 50 см отметкой "ноль" вниз. Ваша рука находится примерно на 10 см ниже. Не говоря "ап", партнер отпускает линейку. Попытайтесь схватить ее большим и указательным пальцами. Если вы поймали линейку на отметке 20 см - вам 20 лет; - на отметке 25 см - 30 лет; - на отметке 35 см - 40 лет; - на отметке 45 см - 60 лет. 3. Встаньте прямо, немного согните ноги в коленях и наклонитесь вперед. Попытайтесь ладонями коснуться пола. Если вам это удалось - ваш возраст между 20 и 30 годами; - если касаетесь пола только пальцами - около 40 лет; - если дотягиваетесь лишь до голеней - около 50 лет; - если только до коленей - вам уже за 60. 4. Закройте глаза и встаньте на одну ногу, вторую приподнимите на 10 см от пола. Руками можно балансировать, но держаться за что-либо нельзя. Посчитайте сами или попросите кого-то посчитать, сколько секунд вы удержались в таком положении: - 30 секунд и более - вам 20 лет; - 20 секунд - 40 лет; - 15 секунд - 50 лет; - менее 10 секунд - 60 лет и старше.
|