Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Нудная работа не сушит мозги - она их встряхивает
Монотонная деятельность стимулирует творческие способности
Психологи из Университета Центрального Ланкашира (Великобритания) не согласны с тем, что скучная работа отупляет, сушит мозги и вообще является напрасной тратой времени. Они попросили группу людей 15 минут позаниматься нудной, монотонной работой - выписывать телефонных абонентов из телефонной книги. После этого испытуемые должны были выполнить более творческое задание - придумать, как можно использовать две пластмассовые чашки. Оказалось, что подопытные, которые перед вторым тестом занимались рутинными действиями, проявили больше творчества, чем те, кому сразу предложили творить и самовыражаться. Затем психологи усложнили эксперимент: теперь у них были копировавшие номера из телефонной книги и те, кто читал её, время от времени выписывая каких-то абонентов. В этом случае в последующем творческом задании лучше всего проявили себя люди, меньше занимавшиеся писаниной. По словам исследователей, скучная работа заставляет отвлечься, витать мыслями в облаках и тем самым стимулирует творческие способности. Соответственно, «пассивная скука», когда человек не должен выполнять какие-то действия (скучное чтение без письма), позволяет лучше мобилизовать творческие способности: мозг не занимается техническими работами, а отдан только себе, своей креативности. Но насколько и в какую сторону повышается креативность и можно ли благодаря скучной работе стать, к примеру, великим писателем, психологи пока что ответить не могут. А вот благодаря лени, очень даже можно проявиться всем вашим гениальным способностям. В этом уверен профессор университета прикладных исследований Фулда в Германии Петер Акст, который выпустил книгу «Радость лени» . В ней он объявил, что бесцельное безделье - залог здоровья, счастья и долголетия. Да и французский психолог и по совместительству экономический советник компании Electricite de France Майер Корин поддержал коллегу, опубликовав труд под названием «Здравствуй, лень! или Искусство делать как можно меньше работы». Рейтинги продаж этих книг показали, что интерес людей к бездельной теме огромен не только в Германии и Франции, но и во всем мире. Как утверждают авторы, бездельничать полезно не только для здоровья, но и, как это ни парадоксально, для карьеры. Ведь, предаваясь лени, мы копим в себе силу и энергию. Например, Чарлз Дарвин был необыкновенным лентяем. В школе из-под палки его заставляли учить грамматику, часто он засыпал прямо на школьной парте, спорту предпочитал рыбалку и пальбу по воронам из ружья, не вставая с постели, а уже в университете большую часть времени проводил в пабах. Занявшись наукой, Дарвин тоже никуда не спешил. Свои знаменитые труды он писал многие годы. Но в итоге попал во всемирную историю. Другой пример: сэр Уинстон Черчилль в школе был последним по успеваемости и даже не стал поступать в университет. К спорту был абсолютно равнодушен, а любимым времяпрепровождением его было качание на кресле-качалке. В итоге стал великим политиком. Карл Маркс сначала жил за счет средств старенькой матушки, целыми месяцами кутил и никак не хотел зарабатывать себе на жизнь. А с 1869 года его содержал друг Энгельс. В итоге его учение перевернуло полмира. Эйнштейн учителями считался отъявленным лодырем и тугодумом. А он стал нобелевским лауреатом. Л ентяями слыли Ньютон, Архимед, Менделеев, Пикассо. И пока нет ни одного примера, подтверждающего, что сверхактивный образ жизни способствует гениальным открытиям. Конечно, для того чтобы стать гением, недостаточно быть ленивым. Без таланта не обойтись, но самое главное - нужно уметь вовремя отдыхать. Ведь чем больше человек расходует энергии, тем меньше ее остается на выполнение грандиозных планов, будь вы хоть семи пядей во лбу. Люди, которые постоянно напрягаются, раньше начинают терять память и стареть. Кроме того, наблюдения Петера Акста показали, что ранние подъемы для «сов» и изнурительные физические упражнения разрушают здоровье, потому что это лишний стресс. Особенно после 50 лет. |