Мобильная медицина
В России начинается коммерциализация сервисов охраны здоровья, работающих на основе технологий беспроводной передачи данных
В России начинается коммерциализация сервисов охраны здоровья, работающих на основе технологий беспроводной передачи данных. Как и во всем мире, развитие таких видов услуг имеет большой потенциал
«Умные» мобильные устройства уже способны сами следить за здоровьем человека - благодаря встроенному датчику падения электроника в критической ситуации может сама вызвать врача
Фото: Legion-Media
Человек идет по улице. Вдруг рядом с ним останавливается «скорая помощь». «К нам поступила информация, что вы находитесь в критическом состоянии. Мы должны срочно вас госпитализировать», - говорит врач. Такая картина, вполне возможно, скоро станет реальностью в России. При участии крупных ИТ-компаний у нас начинает развиваться новый тип коммерческих услуг, когда с помощью мобильных устройств можно следить за здоровьем человека, в режиме реального времени передавать эту информацию врачам и оказывать оперативную помощь.
Экстренная кнопка
В мире активно развивается вид услуг, когда на человека устанавливают мобильные датчики, по беспроводной связи передающие информацию о его здоровье. Например, в Израиле людям, страдающим сердечными заболеваниям, ставят кардиологические датчики, которые постоянно отсылают сведения в единый центр обработки данных. Если кардиограмма тревожная, с пациентом оперативно связывается врач.
Что до России, то один из самых заметных стартапов в области мобильной медицины - услуга «Кнопка жизни», которая была запущена в столице осенью 2010 года. Суть проста: у человека под рукой всегда находится «тревожная кнопка», нажав на которую он в любое время может вызвать помощь. «Подобные услуги уже давно существуют во многих странах, - говорит Дмитрий Юрченко, руководитель проекта "Кнопка жизни". - Например, так называемая медицинская сигнализация работает в США вот уже три десятка лет и ею пользуются 3,5 процента пожилых людей в Америке».
По словам создателей нового сервиса, в России сейчас около 18 млн пожилых людей старше 65 лет. Согласно статистике, треть этих людей раз в год падают по тем или иным причинам: они могут споткнуться, поскользнуться, им вдруг станет плохо. После падения половина пожилых людей не может самостоятельно подняться. Они, естественно, зовут на помощь. Если никого рядом нет, то они пытаются добраться до телефона. Но случается, что добраться до телефонного аппарата им не под силу, и тогда они обречены часами беспомощно лежать, пока их кто-то услышит. «По нашим подсчетам, в России в среднем в год падают три миллиона пожилых людей. Это значит, что пока мы с вами разговариваем, не могут подняться и зовут на помощь несколько сотен человек, - заявляет Дмитрий Юрченко. - Так что потенциал для развития услуг экстренной помощи в России очень большой».
Услугу «Кнопка жизни» решили развивать по двум основным направлениям - «Для домоседов» и «Для активных».
Первое - для пожилых людей, которые преимущественно сидят дома. Их комплект состоит из двух частей: подключенного к телефонной линии стационарного аппарата с функцией громкой связи и браслета или кулона, который пользователь носит постоянно. Если человеку станет плохо, он должен нажать кнопку связи на стационарном аппарате. Но если он вдруг не может до нее добраться, тогда «тревожную кнопку» можно нажать у себя на браслете (кулоне).
Сигнал примут в специальном колл-центре, где работают профессиональные врачи. Когда поступает вызов, компьютерная система открывает перед врачом электронную карту пациента с данными о его болезнях, а также с контактной информацией о его близких или, например, о лечащем враче. Получив сигнал, специалист колл-центра пытается связаться по телефону с самим пациентом и, если тот берет трубку, оперативно консультирует его. Если же пациент по телефону недоступен, оператор начинает обзванивать указанных в его электронной карте людей, которые могут прийти на помощь.
В последнее время персональные браслеты и кулоны стали оснащать также датчиком падения. Они рассчитаны на случай, когда пожилой человек упадет и после этого, например, потеряв сознание, не сможет сам нажать «тревожную кнопку». При поступлении сигнала с датчика падения оператор службы сразу звонит по номерам, указанным в электронной карте.
Возможна интеграция сервиса персональной кнопки с датчиками сигнализации в доме. Аппарат «Кнопки жизни» можно также подключить к установленным в доме датчикам дыма, утечки газа и воды. Если они поднимут тревогу, оператор колл-центра также начнет обзванивать указанных в электронной карточке людей.
Другой вариант сервиса «Кнопки жизни» - комплект «Для активных» - предполагает приобретение специального мобильного телефона, у которого на корпусе есть «тревожная кнопка». Можно купить специальный брендированный телефон от сервиса «Кнопка жизни» или воспользоваться телефоном либо смартфоном от других производителей (некоторые бренды выпускают специальные модели для пожилых людей с большой кнопкой SOS), которые могут быть адаптированы под данную услугу.
Если с человеком происходит что-то вне дома, он может нажать тревожную кнопку и быстро связаться с врачом. Если кнопка вызова нажата, но пациент не может говорить, то оператор сразу по данным от антенн сотовой связи или же по более точным данным датчика GPS (если клиент пользуется смартфоном) определит его местонахождение и вызовет помощь.
Сервис полезен и в том случае, если клиент не нажал кнопку. «Мы можем найти человека, даже если он не нажимал кнопку, а родственники заявили, что человек пропал, например, пошел в магазин и не вернулся, - говорит Ирина Линник, директор по развитию проекта "Кнопка жизни". - В нашей системе хранятся данные о последних перемещениях клиентов».
Стоимость услуги «Кнопка жизни» - 580 рублей в месяц. Пока число пользователей ограничивается несколькими сотнями человек. Но разработчики сервиса говорят, что это только начало, и в течение ближайшего года рассчитывают довести число абонентов до пяти тысяч.
Создали сервис два молодых выпускника бизнес-школы «Сколково» ДмитрийЮрченко и Ирина Линник, свой проект они начали прорабатывать еще студентами. Им удалось привлечь инвесторов, получить ряд грантов. По их словам, в общей сложности затраты составляют около 400 тыс. долларов. Кроме того, недавно проектом заинтересовалась компания «Ринтех» (входит в группу компаний «АйТи»): она объявила, что намерена инвестировать в «Кнопку жизни» 35 млн рублей.
Следи за собой онлайн
Есть в России и другие примеры запуска услуг в области мобильной медицины. Это, например, сервис «НормаСахар». Запущенный в начале года сервис представляет базирующуюся на смартфонах автоматизированную онлайновую систему слежения за состоянием больных диабетом. В России этим заболеванием страдают 12 млн человек, и для них очень важно следить за уровнем сахара в крови - потеря этого контроля, как известно, может обернуться инвалидностью и даже смертью.
Создатели сервиса «НормаСахар» разработали специальное приложение для мобильных устройств. Пользуясь им, пациент может вести своеобразный «дневник самоконтроля» - вносить сведения о показателях сахара в крови в определенные часы (врачи рекомендуют делать это шесть раз в сутки), а также записывать данные о питании, о физической нагрузке и о том, какие дозы инсулина были введены.
Одновременно пользователь сервиса может в любой момент проконсультироваться с врачом. Если он плохо себя чувствует, то может отправить запрос на консультацию, врач получит доступ к его данным и быстро подскажет, что нужно делать.
Основатель проекта врач-диабетолог Александр Подгребельный заявил «Эксперту», что в проект вложено 150 тыс. долларов (100 тыс. получено от инвестиционной компании «Главстарт», еще 50 - от венчурного фонда Microsoft), и в новом сервисе уже зарегистрировано около 1 тыс. пользователей. Разработано приложение для мобильной операционной системы Android, скоро появится приложение и для iPhone. Пока пользование новым сервисом бесплатно. «Сейчас в проект вовлечена команда врачей, в основном это мои друзья, однако пока они работают безвозмездно, на добровольных началах, - рассказывает Александр Подгребельный. - Мы рассчитываем, что в будущем сервис станет приносить деньги и мы сможем оплачивать работу врачей, которые с нами сотрудничают».
Вопрос, каким образом коммерциализировать услуги нового сервиса, остается открытым. «Пока мы рассматриваем несколько путей, - продолжает Александр Подгребельный. - Вероятно, мы будем получать прибыль от рекламы лекарственных препаратов, также мы планируем сотрудничать со страховыми компаниями. Еще один возможный вариант - наши клиенты все же будут платить за каждую консультацию специалиста, но эта консультация будет значительно дешевле, чем в любом специализированном медицинском центре».
Курс на автоматизацию
Удастся ли этим стратапам превратиться в массовые и прибыльные сервисы - покажет время. Но в любом случае ясно, что мобильные технологии в области медицинских услуг и охраны здоровья будут развиваться все активнее. И чем технологичнее окажутся эти сервисы - тем больше у них шансов найти массового клиента.
Например, в случае с «НормаСахар»: скепсис наблюдателей по поводу его перспектив связан с тем, что пользователю самому нужно несколько раз в день измерять и записывать данные о своем здоровье. А, как показывает опыт, далеко не все в состоянии дисциплинированно и терпеливо вносить в смартфон нужную информацию. Именно поэтому, например, опыт ряда похожих крупных зарубежных веб-сервисов оказался неудачным. Или же они работают только во взаимодействии со страховыми компаниями, которые под угрозой лишения клиента страховки обязывают его каждый день вносить необходимые сведения.
Другое дело, если за человека всю информацию собирают и отправляют «умные» аппараты. Технологически это уже возможно: существуют устройства, которые беспроводным способом могу автоматически передавать данные об уровне сахара в крови (глюкометры). За такими сведениями может следить компьютер, который при появлении критической информации тут же будет сигнализировать об этом врачам. «Мы рассматриваем возможность использования таких технологий, но это вопрос будущего», - говорит Александр Подгребельный.
Разработчики сервиса «Кнопка жизни» говорят, что они рассматривают свой сервис как некую платформу, на основе которой можно далее развивать целый спектр высокотехнологичных услуг. В частности, помимо упомянутых глюкометров для диабетиков и кардиодатчиков для сердечников может быть востребована информация, получаемая в автоматическом режиме с весов, которыми пользуется пациент (данные о том, что, например, у страдающего диабетом человека резко меняется вес, часто означают приближение кризиса).
Однако пока внедрения подобных систем сложны, и не из-за несовершенства технологий. «Российские врачи очень консервативны и все еще с недоверием относятся к технологическим нововведениям, - говорит Сергей Купцов, генеральный директор компании "Ринтех". - Крупным авторитетным клиникам пока трудно взять на себя ответственность за здоровье пациента на основе показаний каких-то не всегда понятных им беспроводных датчиков и мобильных устройств».
Интересно, что проект «Кнопка жизни» уже внедряет технологичные решения по индивидуальным заказам. Например, недавно был получен заказ от родственников пожилого человека, страдающего психическим расстройством: он содержится в клинике, из которой время от времени пытается бежать. Инженеры вшили в одежду пациенту навигационный датчик, и, когда клиент самовольно выходит за пределы больницы, сигнал об этом поступает старшей медсестре, а также родственникам.
Еще одно перспективное направление - применять подобные услуги не только для пожилых людей. «Клиенты часто просят наряду с пожилыми людьми подключать к нашей услуге детей, - рассказывает Ирина Линник. - Сейчас мы активно развиваем это направление. В частности, ведем переговоры с рядом частных охранных предприятий, которые могли бы по тревожному сигналу оперативно выезжать для защиты детей и подростков в критической ситуации».
Еще одна интересная идея: создатели «Кнопки жизни» считают, что перспективно внедрять то, что на Западе называется «умной» таблеткой. Баночка с таблетками оснащена встроенной SIM-картой, через которую она сама обменивается информацией с удаленным сервером. В крышке баночки установлен датчик, фиксирующий, сколько раз в день она открывалась. Если таблетку забыли принять в нужное время, баночка отошлет соответствующую информацию, и о том, что нужно принимать лекарства, напомнят самому пациенту, его родственникам или лечащему врачу. Наконец, баночка может следить за тем, что лекарство заканчивается и даже сделать заказ в аптеке. В России в развитии такой услуги могли бы быть заинтересованы не только сами пациенты, но и крупные фармацевтические компании.
Наконец, создатели мобильных систем охраны здоровья надеются, что на них обратит внимание государство и с ними будут сотрудничать государственные социальные службы. «Только в Москве 135 тысяч пожилых людей, которые получают помощь социальных служб, - говорит Дмитрий Юрченко. - Наше решение позволит существенно облегчить и оптимизировать работу соцработников. Сейчас они тратят свои ресурсы на то, чтобы регулярно обходить пожилых людей, спрашивая, как они себя чувствуют. При наличии же системы оперативного вызова необходимость в таких обходах отпадет - пациенты смогут сами вызывать социальных работников в случае надобности».
|