Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Смотреть - и никаких гвоздей!

ng

Маниакальные мозговые атаки с использованием электрической активности серого вещества

наука, исследования, мозг, искусство / Марина Абрамович (сидит слева) готова ради науки жертвовать своим «творческим телом».
Фото Laboratoria Art&Science Space
Марина Абрамович (сидит слева) готова ради науки жертвовать своим «творческим телом». 
Фото Laboratoria Art&Science Space

Возможно, именно в этот самый момент Марина Абрамович, сербская художница, живущая в США, проводит свой очередной - научный эксперимент? художественную акцию? сеанс суггестии? - в общем, исследование среди индейцев Амазонии. По крайней мере об этом своем намерении Марина заявила недавно в Москве на Международном научно-художественном симпозиуме «Brainstorms. Художник в контексте нейронаук».

Само это мероприятие, проходившее в Политехническом музее, трудно поддается какому-то форматированию. Организаторы, московская LABORATORIA Art&Science Space, предпочли такое объяснение: искусство может помочь понять, как из воды мозга рождается магия души и сознания. Отсюда - и тематика симпозиума, открытого, кстати сказать, для любого человека с улицы (100 руб. вход): «Природа сознания, его взаимосвязь с творческим процессом», «Как мозг управляет взглядом: сила взгляда, подлинность и притворство», «Где находится мое «Я» и как мозг думает о самом себе?», «Гении и таланты: вершина эволюции человека или сбой в программе развития?», «Как мозг рождает произведение искусства и как он воспринимает красоту и гармонию?», «Перспективы искусственного разума. Будет ли в нем творческое начало?», «Возможно ли передать субъективный опыт другому человеку?», «Могут ли два мозга синхронизироваться, если они слушают одну и ту же музыку?»…

«Сорок лет я потратила на то, чтобы исследовать энергию своего тела, - пояснила Марина корреспонденту «НГ». - Я общалась с аборигенами Австралии; четверть века общаюсь с представителями Тибета. Следующий этап - шаманы Бразилии, еду туда на два месяца, буду изучать их практику работы с энергетикой тела». Про нее так и пишут: «Главный объект творчества Марины Абрамович - тело. Более 40 лет она создает произведения, которые являются испытанием для самого художника и для зрителя. Она исследует пограничные состояния сознания через боль и шок, медитацию и взаимодействие». Исследует по-серьезному, самозабвенно. Недаром, наверное, Марина Абрамович - обладатель нескольких почетных докторских степеней в области искусства.

На московском симпозиуме Марина проводила сессию «Измеряя магию взгляда». Но прежде была интересная предыстория. В 2010 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке (MoMA) ровно три месяца длился ее перформанс Artist Is Present («В присутствии художника»). Каждый посетитель мог смотреть в глаза художнику. У кого-то хватило духу на 5 минут такого смотрения; некоторые «марафонцы» выдерживали и 12 часов. И ведь это не просто любование друг другом; это два мозга смотрят друг на друга через маленькие дырочки. 716 часов 15 минут в общей сложности продолжалась эта игра в гляделки. Впрочем, сама Марина подчеркивает, что это была не игра. «После этого эксперимента я была совсем другой - и на психологическом, и на всех других уровнях».

Кстати, я поинтересовался у Марины Абрамович, как она восстанавливалась после такого эмоционального и морального стресса - записалась на прием к психоаналитику, улетела поваляться на гавайских пляжах, что-то еще?.. «Психоаналитик мне точно не был нужен, - последовал довольно твердый ответ Марины. - Но… физически мне было очень тяжело. Приходилось сидеть на стуле без подлокотников. Через три дня я поняла, что это была моя ошибка! Боль в спине, в ногах, болит все тело… Во время концентрации внимания боль отступала; но новый визави - новая волна боли».

А как все-таки восстанавливалась? «После трех месяцев сидения, когда я встала со стула, - радость переполняла меня. Ради этого мгновения можно было пожертвовать многим, - призналась Марина. - Первая реакция - на природу, потрогать деревья, поплавать, погрузиться в простоту жизни. Но физическая боль несколько месяцев не отпускала».

В общем, после этого опыта смотрения Абрамович начала сотрудничество с учеными, занимающимися изучением мозга. «Излучения мозга пронизывают все...» - уверена Марина. Это лишний раз подтвердил перформанс «Изучая магию взгляда» в ЦСК Гараж, Москва (2011). Там уже была серьезная научная подкладка: люди не просто смотрели в глаза Марине Абрамович - в этот момент у обоих участников «смотрин» снимались энцефалограммы. То бишь карта электрической активности мозга.

«Даже при контакте со «взглядом» робота наш мозг преображается, - рассказывает член-корреспондент РАН Константин Анохин, руководитель лаборатории нейробиологии памяти Института нормальной физиологии РАМН. - Как мозг одного человека воздействует на мозг другого? Что происходит с мозгом в этот момент? В мозге есть области, которые отвечают за восприятие лиц. Эволюционно это очень древние области. Даже вороны и утки распознают людей».

Сугубо бытовое наблюдение. Могу засвидетельствовать: с тех пор как в лифте моего дома повесили зеркало, как-то самой собой в лифте стало чисто. Просто некогда выкручивать лампочки, если ты кому-нибудь смотришь в глаза, даже своему отражению в зеркале. А ведь это был бы неплохой эксперимент: проследить, как меняется энцефалограмма, когда человек смотрит на себя в зеркале.

«Мы проверяли: есть ли синхронизация электрической активности мозга, - поясняет Александр Каплан, доктор биологических наук, профессор, руководитель лаборатории нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова. - После обработки более 300 энцефалограмм оказалось, что коэффициент корреляции не равен нулю. То есть какое-то взаимодействие все-таки есть. Есть связь между энцефалограммами двух смотрящих глаза в глаза людей». Добавлю, что в 20% случаев этот коэффициент оказался очень высоким - около 0,5; и в 5-6% - очень-очень высоким - 0,6-0,8.

Симпозиум Brainstorms стал своеобразной попыткой подытожить, обсудить собранный экспериментальный материал. Тот же Александр Каплан хорошо, по-моему, обозначил проблемное поле: «Искусство и наука - два способа формализации реальности. В науке - доказательство; в искусстве - образ. Марина Абрамович открыла третий путь: мозг контактирует с реальностью без какой бы то ни было формализации».

Но я все же припомнил еще одну ситуацию непосредственного общения - мозг в мозг. Здесь даже глаза «не работают», а без света - так еще лучше! Из одной умной книжки я узнал, что в нашем мозге есть так называемые бимодальные нейроны, позволяющие найти губы своего партнера даже в темноте. Они отвечают одновременно за тактильные ощущения и визуальное восприятие и остаются активными даже в темноте. Это и позволяет мозгу следить за положением головы по отношению к объекту даже при отсутствии света.

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=13809