Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Google-электростанция в пустыне Калифорнии
Автор: Павел Пряников В конце ноября должна состояться первая пробная выработка электричества на крупнейшей в мире солнечной электростанции в калифорнийской пустыне Мохава. К окончанию проекта там на площади 1400 га будут установлены 170 тыс. зеркал. Этот проект, начиная с 2007 года, ведут три американские компании BrightSource Energy Inc, NRG Energy Инк и Google Inc. Стоимсоть проекта составляет 2,2 млрд. долларов (из которых на 1,6 млрд. были даны государственные кредитные обязательства). На пике работы мощность электростанции составит 392 мегаВатт, это хватит для обеспечения примерно 140 тыс. среднестатистических американских домов. Этот проект является самым значительным в рамках программы Обамы «Зелёная экономика». Сейчас на стройке работают 2100 человек, в день они устанавливают до 500 солнечных панелей (монтаж каждой занимает 6 минут). В центре каждой «фермы» - их тут три - установлены 140-метровые башни. Вода в трубах (их общая длина составит 4 км) внутри башен будет превращаться в пар. Google взял на себя компьютерную разработку системы, которая будет поворачивать солнечные панели вслед за ходом солнца. В дальнейшем электростанцию будут обслуживать 86 человек, но это непосредственно на объекте. Консорциум трёх компаний уже создал 20 рабочих мест в заказнике для черепах по соседству. Дело в том, что в этой пустыне жила крупная популяция черепах, их уже выявлено и перенесено в заказник почти 200 особей. На черепах и обслуживающий их персонал выделено 56 млн. долларов, в дальнейшем работа заказника будет обходиться в 5 млн. долларов в год. Жизнь черепах в калифорнийской пустыне в разы лучше, чем россиян, обитающих в зоне работы нефтяных и газовых компаний. На Сахалине компания «Сахалин Энерджи» ежегодно выделяет на 3,5 тыс. коренных народов Севера 300 тыс. долларов, или 90 долларов на человека. Это плата им за утерянные или уничтоженные в ходе работ компании оленьи пастбища. Но и российские высокотехнологичные компании не спешат вкладывать деньги в непрофильные инновационные проекты - как в случае с солнечной электростанцией это сделал Google. Например, в дополнение к NASA свои «мини-программы» по исследованию космоса (создание ракет-носителей и спутников) разрабатывают десятки частных компаний, в числе которых - Google, Amazon.com, PayPal, Cisco, Microsoft и другие. На этом фоне удивительно, что в России частный бизнес совсем не принимает участия в космических программах. Понятно, что сырьевым олигархам не нужен технический прогресс - вся деятельность их предприятий укладывается в технологии 50-100-летней давности. Но вот компании-миллиардеры, работающие в постиндустриальной экономике - те же «Яндекс» и Mail.ru - вполне могли бы позволить себе потратить на космос или другой технологический хайтек (биотехнологии или альтернативные источники энергии), хотя бы 3-5% средств, полученных ими в ходе IPO. Это было бы 30-50 млн. долларов - примерно столько тратят их американские коллеги из Amazon.com или PayPal на собственные космические программы. Российские олигархи охотно вкладывают деньги лишь в одну инновационную деятельность - поиск «таблетки бессмертия». Жить минимум до 120 лет, а в идеале - вечно. Именно эта мысль занимает большинство российских олигархов. Прохоров, Дерипаска, Брынцалов и многие другие инвестируют миллионы долларов в частные клинические лаборатории, или в госучреждения на условиях т.н. «частно-государственного партнёрства», занимающиеся разработкой «вакцины бессмертия». |