Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

18 ноября российскому режиссеру Эльдару Рязанову исполнится 85 лет

 

18 ноября российскому режиссеру Эльдару Рязанову исполнится 85 лет.

- Никаких торжеств не планирую. Проведем домашний, тихий юбилей в киноклубе. Посижу в маленькой компании, с дочкой, - говорит режиссер.

61-летняя Ольга - дочь Рязанова и его первой жены, бывшей однокурсницы Зои Фоминой. Она окончила филологический факультет МГУ, работает киноведом. Имеет 23-летнего сына Дмитрия, журналиста. После Фоминой режиссер прожил 22 года в браке с Ниной Скуйбиной, редактором Объединения киноработников студии "Мосфильм".

- Пока мама и Рязанов были вместе, он снял свои лучшие фильмы. Они жили душа в душу, - вспоминает пасынок 58-летний Николай Скуйбин. - Когда мама появлялась на съемочной площадке, Эльдар Александрович изменялся. Она всегда имела при себе сумочку, в которой носила ему бутерброды с колбасой и помидорами. Как только он начинал кричать, доставала еду.

Мама рассказывала, как он снимал фильм "Старики-разбойники" во Львове. Была дождливая осень, а он в последней сцене хотел, чтобы троица актеров - Никулин, Евстигнеев и Аросева - шла под снегопадом. Сначала на площадке "стреляли" мелкой бумажной стружкой, которая была очень похожа на снег. Но пока снимали дубли, стружка закончилась. Тогда Рязанов полетел в Москву за ней, но застрял в аэропорту. Тем временем во Львове выпал настоящий снег.

В 1991-м мама умерла от рака желудка. До последних дней думала, что у неё язва. Эльдар Александрович сильно переживал ее смерть, днями не выходил из квартиры. Дочка дежурила у его дома. Думала, что он может покончить жизнь самоубийством.

Через год, 66-летним, режиссер вступил в брак со своей давней подругой - журналисткой Эммой Абайдуллиной.

- Никто не ждал, что он выкинет такой фортель. Но я не обвиняю его. Понимаю, что мужчина в таком возрасте жить сам не может. Эмма заботится о нем, как о малом ребенке. Следит за питанием, заставляет ходить к врачам. Редактирует статьи, пишет сценарии, - продолжает Николай Скуйбин.

Рязанов часто ездит на собственную дачу в селе Длинные Броды в Новгородской области. Имеет там моторную лодку и скутер. Рыбачит, каждое утро обливается холодной водой. Любит просматривать фильмы Квентина Тарантино.

- Я не скрываю, что имею кучу болячек. Ноют суставы ног и рук, зрение село, мучает боль в пояснице и остеохондроз. Трижды в год меня возят в клинику. Врачи не хотят вырезать мне катаракту, потому что говорят: "Еще не время". А я едва вижу на один глаз.

Последняя лента Эльдара Рязанова "Музыка жизни" вышла на экраны в 2009-м. Это сборник его стихов и песен, которые исполняют русские актеры. Но больше всего он гордится предпоследней лентой "Андерсен. Жизнь без любви", которую завершил в 2006 году. В ней сыграл эпизодическую роль владельца похоронной мастерской.

- Вы видели моего "Андерсена"? Боитесь, что я сделал говно? Андерсен - кипяток со льдом, перец с варением, - говорит режиссер. - Его мать - алкоголичка, сестра - проститутка, дед - безумный. А он - гений. Что с того, что Андерсен отрекся от сестры и не приехал на похороны матери. Пусть каждый в своей биографии поищет, изменял ли он матери, отрекался ли от родных.

Снял 28 фильмов

Эльдар Рязанов родился в российском городе Самара в семье рабочих. Через несколько лет семья переехала в Москву. Эльдар любил читать и собирался стать писателем. Мечтал путешествовать. После окончания десятилетки отправил письмо-заявление на вступление в Одесское мореходное училище. Тогда как раз шла война, поэтому ответ не получил. Поступил во ВГИК, который окончил на "отлично". Первые пять лет снимал документальное кино, сюжеты для киножурналов "Пионерия", "Советский спорт".

В 1955-м устроился на киностудию "Мосфильм". По просьбе ее руководителя Ивана Пырьева снял комедию "Карнавальная ночь". Следующие 20 лет до средины 1980-х создал свои лучшие фильмы, которые стали классикой советского кинематографа. Это "Остерегайся автомобиля", "Зигзаг удачи", "Невероятные приключения итальянцев в России", "Ирония судьбы, или С легким паром", "Гараж", "Служебный роман", "Вокзал для двоих".

- Дальнейший период Рязанова не выдерживает никакой критики, особенно последние фильмы. Он не смог слиться с современностью, потому что всю жизнь привык снимать фильмы, показывая кукиш в кармане режиму. Сейчас режима нет, и людям надо говорить все в глаза, - говорит киевский режиссер Александр Муратов, 60 лет. - Фильмы 1970-1980 лет - гениальные. Потому что он экранизировал анекдоты. Как вот в "Служебном романе", когда секретарь учит директора правильно выщипывать брови и ходить. И смешно, и правдиво.

Галина ОСТАПОВЕЦ


 
Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=13660