Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) | |
Купи дорого - поддержи российскую интернет-торговлю!
Вместо преамбулы просто поставлю пару ссылок, и не стану уточнять, было ли это на самом деле. Для этой статьи достаточно того, что это могло быть: "Минсвязи хочет усложнить покупку товаров в иностранных интернет-магазинах" Минул октябрь, начался последний месяц осени. И у тех, кто привык покупать товары дешево через иностранные интернет-магазины, по сути остался лишь месяц, чтобы заказать подарки на Новый год. Ведь доставка - 2-4 недели, а сейчас, в «горячую» для Почты России и таможни пору, можно ожидать весьма значительных задержек. Наш рынок сотрясает множество нововведений, и народ как-то по-своему на них реагирует. Если предлагаемые нововведения по усложнению для россиян возможности покупать одежду и технику в зарубежных интернет-магазинах все-таки получат свое воплощение, то та реакция пользователей Рунета, которую мы видели пару дней назад, покажется легкой разминкой. Успокоило людей лишь заявление министра связи Николая Никифорова, о том, что никто ничего менять не собирается.
Что интересно: сам этот рынок пока чрезвычайно мал, всего 1,5% от общего объема розничной торговли в России. Поэтому, конечно, он не может быть причиной проблем отечественных интернет-магазинов. Международные онлайн-магазины, нацеленные на торговлю в России, не делают рекламы на ТВ, радио и билбордах. Их активность ограничивается контекстной рекламой в Интернете. Куда им тягаться с монстрами российской интернет-торговли? Да и оборотов таких у международных магазинов нет. У них нет и таких инвесторов. Впрочем, есть нечто более масштабное, чем магазин. Есть eBay и Amazon - два гиганта международной онлайн-торговли. Что хочется про них сказать сразу - это не магазины в привычном россиянину виде. Это витрины. Товар там на самом деле продают миллионы мелких и крупных продавцов. А витрины его только показывают. Сами витрины не занимаются и доставкой, это «головная боль» продавцов и их же ответственность. К витринам «прикручена» платежная система - PayPal, и такое ощущение, что ради нее, собственно, эти витрины и существуют. Ведь с каждой продажи проценты у продавца забирает себе именно платежная система, а витрина зарабатывает только на дополнительных услугах. Именно по этой причине, кстати, существует и некий скепсис по поводу телодвижений eBay на российском рынке. Кому тут нужна чужая платежная система? Но это отдельная тема. Скуку навевают и пространные заявления представителя аукциона в России. То ли они будут сотрудничать с Почтой России, то ли не будут. И как именно - тоже непонятно. И здесь есть дилемма. С одной стороны, Почта России - единственная служба, способная доставить посылку в любую точку нашей страны, а с другой - качество работы этого почтовика вызывает массу нареканий со стороны получателей посылок. То посылки исчезают, то в них вместо заказанного товара оказывается кирпич, то они добираются до пункта назначения дольше всех мыслимых сроков. Конечно, не весь товар задерживает таможня и не за каждый заставляет платить пошлину. Прежде всего, сейчас спокойно преодолевают таможенные барьеры единичные товары, они считаются «для личного пользования». Во-вторых, товары, стоимость которых ниже границы беспошлинного ввоза. Если товар едет UPS или DHL, то граница составляет 200 долларов. Если посылкой занимается «EMS Почта России», то этот рубеж в 6 раз выше. По опыту заказчиков, первые две службы доставляют намного быстрее и не теряют товар, но беспошлинная граница слишком низка. Типичный клиент международного онлайн-шопинга - тот самый креативный класс, который выходил на улицы совсем недавно. Эти люди свято верят в право отстаивать свои права, в том числе и право на то, чтобы государство делало все, чтобы цены падали, а процесс покупки упрощался. И еще эти люди - активные пользователи социальных сетей, блогов и форумов. Именно этим объясняется мгновенная лавинообразная волна возмущения в ответ на упомянутую инициативу (кто не верит, может почитать профильные форумы по теме покупок в интернет-магазинах). С другой стороны, мы все должны понимать, что реакция имела «подогретый» характер, люди в принципе недружественно относятся к чиновникам. Если бы инициатива обсуждалась только парой бизнесменов, особого отклика она не имела бы. Кто и как поставляет товар, и что будет, если правительство снизит границу беспошлинного ввоза или даже вовсе отменит ее для ряда товаров? В первом случае, изменятся качественно-количественные показатели товаров, которые ввозятся россиянами самостоятельно. Обращу внимание, что, например, наш сервис - vipont.ru - проводит через таможню все товары за покупателей, поэтому его клиенты изменений не увидят. Они и так платят за контролируемую доставку до порога дома, и в нее входит и таможня. Для тех, кто привык к «халяве», станет менее выгодно и организационно очень сложно заказывать товары дороже беспошлинного порога. Это и сегодня дело весьма муторное. В случае UPS и DHL покупатель должен будет собрать документы, подтверждающие факт покупки товара в конкретном интернет-магазине по определенной цене, уплатить пошлину и выдать почтовой службе доверенность на таможенное оформление. Только при этих условиях посылка будет вручена. Если товар пришел «EMS Почтой России», тогда все еще хуже - за нимпридется ехать на саму таможню, где и оформлять все необходимые документы на него и доказывать его стоимость. Таможня «на слово» никому не верит, у нее свои критерии оценки товаров, поэтому процесс оформления и получения своей посылки может оказаться весьма непростым, а результат - разочаровывающим. Во втором случае, если отменят для ряда товаров беспошлинный порог вовсе, как настаивают некоторые бизнесмены, возиться с таможней придется всем покупателям всех этих товаров в России. Таможня и без того не дом отдыха, а если на нее обрушится еще и три миллиона разрозненных мелких посылок частных лиц в год, там наступит коллапс. Именно такой объем посылок зарубежных интернет-магазинов прошел в Россию за 2011 год, на общую денежную массу 10 миллиардов долларов. К 2015 году эта цифра возрастет втрое. Думаете, за три года таможня успеет подготовиться? Оставлю вопрос риторическим. Чего мы ожидаем для себя в этом случае? Перетока к нам клиентов от различных посреднических иностранных компаний, поставляющих частным покупателям товары из зарубежных интернет-магазинов, так как никто кроме нас не работает с клиентом до порога его дома по контролируемой схеме, и никто больше не работает в российской юрисдикции в принципе, насколько мне известно. Однако одновременно можно ожидать и падения числа заказов, так как они подорожают, если беспошлинный порог будет опущен до нуля. И клиент будет поставлен перед выбором: купить чуть дороже в российском интернет-магазине с быстрой доставкой со склада или - чуть дешевле, но в иностранном интернет-магазине и со сроком доставки 2-4 недели. То есть сократится экономическая выгода таких покупок. Тогда на первый план выйдут те мотиваторы покупки за рубежом, которые сейчасхарактерны для премиальной аудитории. Их два. Это желание покупать гарантированно качественный товар. Ясно, что все делается в Китае, но критерии качества товара, ввозимого на российский рынок и, скажем, на американский - не одинаковы. Одна и та же вещь на разных рынках может быть совершенно разной по исполнению, по содержанию вредных веществ в материалах (например, в пластмассовых игрушках), по соответствию размерам и еще по массе других характеристик. И дело не в стандартах качества, а в хитроумности китайских и российских бизнесменов. Второй важный мотиватор - это ассортимент. Российский рынок в этом смысле чрезвычайно беден по сравнению с китайским и американским. Америка - крупнейший потребитель в мире, и ее рынок затоварен до предела такими товарами, какие мы тут даже и не видели. Достаточно порыться в нашем каталоге на Vipont.ru, чтобы быстро это понять. А если взять в расчет еще и все б/у-предметы в каталоге, то ассортимент представляется попросту фантастическим. Таким образом, если посмотреть внимательно на ситуацию, то реальные потери понесет лишь российский покупатель товаров нижнего и среднего ценовых сегментов. Российские интернет-магазины сохранят свои нормы прибыли, а рынок посредников зарубежных интернет-магазинов лишь реструктуризируется. Кирилл Ладыгин, директор по маркетингу Vipont.ru - сервиса ответственной доставки товаров из зарубежных интернет-магазинов Полезные ссылки по теме: http://www.digit.ru/state/20121101/396241129.html http://kurs.ru/articles/14586/minkomsvyaz-mozhet-prikryt-deshevyy-biznes-internet-riteyleram |