Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Миграция выпускников вузов за рубеж - потеря для российской науки
Людмила ЛЕДЕНЕВА Елена НЕКИПЕЛОВА -------------------------------------------------------------------------------- Социально-экономические и общественно-политические процессы, имевшие место в нашей стране в последние 12-15 лет, не могли не сказаться на научной сфере. Кадровый потенциал отечественной науки сократился почти в два раза, деформировалась его структура, изменились и качественные характеристики. К настоящему моменту процесс старения занятых в научной сфере, который вызван оттоком из науки лиц более молодых возрастов и отсутствием достаточного для нормального воспроизводства кадров притока молодежи, принял угрожающие масштабы. Уже сейчас 48% исследователей - лица, чей возраст перешагнул за 50-летний рубеж. В эту возрастную группу входит больше половины кандидатов (60%) и 84% докторов наук. Средний возраст российского ученого составляет сегодня 48,5 года (кандидата наук - 52,7 лет, доктора наук - 60,6) и заметно превышает средний возраст занятых в экономике (в 2000 г. последний составлял, по данным Госкомстата России, 39,2 года). Такая возрастная структура ведет к истощению кадровых ресурсов науки, создает угрозу разрыва между поколениями ученых и в конечном счете замедляет научный прогресс. На преодоление сложившейся ситуации теперь потребуются многие годы. В силу особого характера труда в научной сфере приход в науку лиц среднего возраста из других отраслей экономики ограничен. А это значит, что в отличие от иных сфер деятельности фактически единственным источником обновления кадров здесь является приток молодежи. Таким образом, ключевой вопрос решения проблемы кадрового кризиса в науке - создание действенных условий для привлечения и закрепления молодых специалистов. Несомненный урон потенциалу отечественной науки наносит международная миграция выпускников вузов и молодых ученых (до 35 лет). При этом в последние годы эмиграция все в большей степени замещается поэтапными и латентными формами миграции, что из-за отсутствия строгих требований, предъявляемых к оформлению документов при выезде из России, ведет к искажению представлений о реальных масштабах миграции за рубеж. Значительная ее часть в официальной статистике остается неучтенной. Трансформируется и структура мигрантов. По данным иммиграционной статистики США, поток мигрантов из России молодеет, быстро растет число студентов. Институт международного образования зафиксировал рост числа российских студентов, обучающихся в американских университетах: за период с 1992/93 по 2000/01 учебный год - в десять раз (с 654 до 6858 человек). Половина из них проходит обучение по программам последипломного образования. Растет и общая численность российских студентов, обучающихся в зарубежных университетах: в середине 90-х годов, по данным ЮНЕСКО, их насчитывалось примерно 13 тыс. человек. По мнению американских экспертов, в настоящее время их число вдвое больше - около 26 тыс. человек. По оценкам Центра социологических исследований Минобразования, показатель обучения россиян за рубежом с учетом краткосрочного выезда в рамках программ обмена еще выше - 50 тыс. человек. Схема, по которой предпочитают действовать молодые люди, ориентированные на эмиграцию, такова: получить высшее образование в России (бесплатное и хорошего качества), продолжить его за рубежом и, уже имея соответствующее удостоверение, остаться там жить и работать. Как показали результаты опроса, проведенного в 2000/01 учебном году через Интернет, после окончания обучения в зарубежных университетах возвращение на родину планируют лишь 20-25% российских учебных мигрантов. По ряду специальностей (в первую очередь естественно-научных) не менее распространен выезд непосредственно с целью начать работу по специальности, полученной на родине. Тема подготовки российскими вузами кадров "на экспорт" в последнее время активно обсуждается на всех уровнях. Но вряд ли есть ясное представление о реальных масштабах этого явления. Чтобы ликвидировать "белое пятно" и оценить миграционные настроения молодежи, ЦИСН совместно с МГУ им. М.В.Ломоносова в октябре-ноябре 2002 г. провел опрос студентов выпускных курсов. Его цель - выявить проблемы трудоустройства, зависимость между планами молодежи в отношении научной деятельности и ее выездными намерениями, а также ориентировочно оценить, сколько выпускников МГУ пополнят кадры отечественной науки, а сколько - зарубежной. Иначе говоря, оценить объем потенциальных потерь российской стороны. В опросе приняли участие 20-30% студентов выпускных курсов шести факультетов МГУ: биологического, химического, физического, механико-математического, вычислительной математики и кибернетики, экономического; всего 465 человек; большую часть опрошенных (78,5%) составили будущие специалисты в области естественных наук, 21,5% - экономисты. Социально-демографические характеристики и профессиональные намерения Материальное положение своей семьи большинство респондентов (61%) оценивают как среднее, треть считают его низким. Относительно более обеспеченные студенты учатся на факультетах вычислительной математики и кибернетики и особенно экономическом. Здесь доля студентов из семей с высоким уровнем дохода достигает 5%, тогда как на химическом факультете таких студентов нет вовсе. Выбор специальности современной учащейся молодежью, во всяком случае, обучающейся в МГУ, в первую очередь определяется призванием и личным интересом к данной области знаний, что подтверждается достаточно высокими показателями академической успеваемости и профессиональной подготовки студентов. Более половины (57%) будущих специалистов, которые готовятся на обследованных факультетах, получают преимущественно отличные оценки, треть (37%) - хорошие и лишь 6% - удовлетворительные. Студенты МГУ получают хорошую языковую подготовку. Английским языком владеют, хотя и в разной степени, практически все (исключение составляют лишь 3 человека из 465). Каждый пятый респондент знает немецкий или французский язык. Наилучшие показатели свободного владения английским обнаруживаются на экономическом (59% респондентов) и биологическом факультетах (41%). Половина респондентов (52%) являются победителями конкурсов (олимпиад), именными стипендиатами, получателями грантов и т.п. Наибольшие успехи демонстрируют студенты химического (77% респондентов) и физического (58%) факультетов, наименьшие - экономисты (40%). Треть опрошенных выпускников уже имеют научные публикации. Лучшие по числу публикаций - физики (58%) и химики (57%); отстают - экономисты (20%) и программисты (12,5%). Самыми активными в поддержании профессиональных контактов с иностранными студентами, профессорами и учеными являются химики: при среднем показателе по всему массиву, равном 26%, на химическом факультете он достигает 46%. Что касается опыта выезда студентов за рубеж с учебно-профессиональными целями (летние школы, стажировки, программы обмена, конференции и т.п.), то чаще всего он более значительный у гуманитариев: каждый четвертый респондент - экономист при среднем показателе по всей выборке, равном 18%. На химическом и биологическом факультетах выезжал примерно каждый пятый респондент. Современные способы поиска работы Что касается трудоустройства после окончания МГУ, то на момент опроса, проведенного в начале последнего года обучения, примерно каждый второй респондент занимался поисками будущего места работы. Каждый пятый уже имел работу, а треть оставляли вопросы трудоустройства на более поздний период. Тем не менее, можно утверждать, что выпускники университета успешно осваивают современные способы поиска работы. Для трех из четырех респондентов, ищущих работу, основной источник информации о возможностях трудоустройства - Интернет. По-прежнему широко распространен и традиционный способ поиска работы - через родственников, друзей, знакомых: на него указали две трети респондентов, занимающихся трудоустройством. К СМИ обращается лишь каждый четвертый из числа ищущих работу, а ярмарки вакансий привлекли внимание только каждого пятого. Какова заинтересованность российских и зарубежных работодателей в выпускниках МГУ? Результаты обследования показали, что различного рода предложения уже получали 61% опрошенных выпускников (63% женщин и 60% мужчин). Чаще всего это экономисты - 68% и программисты - 66% (табл. 1) Наибольшую активность в рекрутировании выпускников МГУ демонстрируют российские коммерческие структуры, акцентируя внимание прежде всего на экономистах (59%) и программистах (46%). Российские научные организации традиционно проявляют повышенный интерес к представителям естественных наук: биологам (30%), математикам (29%), физикам (26%), химикам (24%). От российских учебных заведений чаще всего получали предложения респонденты-математики (10%), химики (10%), а также экономисты (7%). Российские государственные предприятия интересуются главным образом программистами (17,5%) и математиками (11%). Иностранные компании для работы в России привлекают, прежде всего, экономистов - 28% и программистов - 14%. Для работы за рубежом иностранные фирмы (научные центры, университеты и т.п.) проявляют исключительный интерес к выпускникам естественных факультетов МГУ: биологам - 10%, физикам - 11% и химикам - 13%. Как показали результаты обследования, качество подготовки студентов самым непосредственным образом влияет на предложения, исходящие от потенциальных работодателей, в частности зарубежных. Для установления характера этой зависимости были выделены две группы студентов: высшая группа, в состав которой вошли те, кто учится "на отлично", является победителем конкурсов или олимпиад (именным стипендиатом, получателем грантов), имеет научные публикации, участвует в международных исследованиях/проектах, имеет профессиональные контакты за рубежом, выезжал за рубеж с учебно-професссиональными целями, - всего десять человек (2% выборки). Что касается уровня заработной платы, то, по данным опроса, наиболее приемлемым стартовым уровнем оплаты две трети респондентов считают доход 300-500 долл. в месяц; лишь 10% выпускников согласны на меньшее. Вместе с тем каждый пятый респондент претендует на начальную заработную плату выше 500 долл., а 2% - более 1000 долл. Что реально может предложить высококвалифицированным выпускникам российская наука сегодня, если среднемесячная заработная плата в отрасли "наука и научное обслуживание" в 2001 г. составила 4010 руб.? По оценкам ЦИСН, в 2002 г. она поднялась до 5722 руб., т. е. не превышает 200 долл. И проблема не только в уровне заработной платы, но и в соотношении между оплатой квалифицированного и неквалифицированного труда. В московских газетах публикуется немало объявлений коммерческих структур, которые приглашают на неквалифицированную работу с окладом 200 долл. и выше. По оценкам респондентов, уровень спроса на молодых специалистов в области естественных наук в России весьма низкий, тогда как на западном рынке труда он высокий или средний. Миграционные намерения студентов С учетом отдаленной перспективы планируют выехать за рубеж на время или на постоянное жительство 35% выпускников, участвовавших в опросе. Эту часть студентов можно рассматривать в качестве потенциальных международных мигрантов. Ориентация на выезд за рубеж равно распространена среди всех категорий студентов МГУ: доля потенциальных мигрантов среди выходцев из Москвы и Московской области составляет 34%, среди иногородних студентов - 36%. Трое из четырех студентов, планирующих выезд, предпринимают конкретные шаги в этом направлении. Помимо интенсивного изучения иностранного языка и сбора общей информации о возможностях и условиях выезда за рубеж, для них характерны интенсивные контакты с зарубежными университетами, фондами, спонсорами, а также потенциальными работодателями. В целом активные действия предпринимают 27% обследованного студенческого контингента. Именно они могут в самое ближайшее время оказаться за рубежом. По своим качественным характеристикам (по всем без исключения показателям академической успеваемости и профессиональной подготовки) потенциальные мигранты значительно превосходят выпускников, не планирующих выезд за рубеж. Такая концентрация наиболее талантливых и подготовленных выпускников среди международных мигрантов - характерная черта современного процесса "утечки молодых умов". Цели миграции за рубеж в трех случаях из четырех самым непосредственным образом связаны со специальностью, получаемой в МГУ (табл. 3). Почти половина потенциальных мигрантов (45%) хотят за границей работать по специальности, каждый третий - продолжить образование по специальности. Желание пройти обучение по другой (смежной) специальности отмечается втрое реже. В сумме учебную миграцию планируют 45% потенциальных международных мигрантов, т. е. каждый шестой опрошенный студент. Таким образом, международная миграция рассматривается российской элитной молодежью практически исключительно как средство повышения уровня образования (квалификации) и профессиональной реализации. Работа не по профилю, а также другие цели выезда вызывают у них минимальный интерес. Основной источник финансирования обучения за рубежом, которым рассчитывают воспользоваться два из трех потенциальных учебных мигрантов, - это стипендия принимающих университетов. При этом наиболее высоко свои шансы на ее получение оценивают биологи (89% респондентов, планирующих учебную миграцию), химики (81%), математики (80%), а также физики (62,5%). Среди программистов и экономистов лишь каждый второй выезжающий на учебу надеется на такую поддержку. Примерно треть потенциальных учебных мигрантов полагают, что это может быть и учебный грант от зарубежных фондов или других спонсоров. Кроме того, каждый десятый надеется на получение заемных средств на учебу. Тем не менее, 43% планирующих учебный выезд собираются подыскать работу, чтобы самим оплачивать свою учебу. Собственные (или родительские) средства предполагает использовать лишь каждый пятый учебный мигрант. Для современной молодежи основной источник информации о возможностях выезда за рубеж - Интернет: три четверти планирующих уехать за рубеж (73%) черпают сведения именно там. Вторым по значимости источником (его отметили 43%) названы преподаватели, профессора, сотрудники МГУ, которые вместе с профессиональными знаниями передают информацию о ведущих мировых учебных и научных центрах, зарубежных коллегах и т.п., способствуя этим интеграции студентов в международные научно-образовательные сети. Весьма продуктивны и непосредственные контакты самих студентов с зарубежными коллегами, университетами, организациями и т.п. (37%). Кроме того, информацию предоставляют специализированные зарубежные образовательные службы, имеющие представительства в Москве, а также иностранные посольства (их отметили соответственно 21 и 13% потенциальных мигрантов). К российским и зарубежным СМИ, а также российским фирмам, консультирующим по вопросам выезда за рубеж, студенты обращаются реже. В качестве потенциальных стран-реципиентов указаны свыше 20 стран, главным образом США и европейские государства. Оценки потенциальных потерь российской науки и способы их сокращения Таким образом, уровень потенциальной занятости обследованного контингента в российской научной сфере - с учетом отрицательной выездной установки - 20%. Уровень потенциальной занятости в зарубежной науке - с учетом положительной выездной установки - 15%. Это те выпускники, которые (даже если вначале и придут в российскую науку) в будущем могут стать российскими учеными, работающими за границей, находясь там в качестве эмигрантов или временных мигрантов на условиях контрактной занятости. Характерно, что из всех сфер занятости потенциальные мигранты отдают исключительное предпочтение именно научной сфере - 43%. В то же время среди выпускников, не планирующих выезд, доля лиц, проявляющих интерес к научной деятельности, составляет лишь 30,5%. То есть наблюдается выраженная концентрация будущих ученых среди потенциальных мигрантов. Сохранение заниженного уровня государственных расходов на науку (на оплату труда ученых и развитие современной научной инфраструктуры) воспроизводит миграционный режим, выталкивающий талантливую молодежь (получившую качественное российское образование и нацеленную на профессиональную реализацию) из российской науки и из самой России. По мнению подавляющего числа респондентов (80%), главное, что может сдержать отток выпускников российских вузов и молодых ученых за рубеж, - повышение заработной платы. Повлиять на миграционные настроения молодежи способно также улучшение общей социально-экономической ситуации в стране (58%), расширение возможностей профессионального и карьерного роста (48%). Чтобы в дальнейшем не пришлось предпринимать меры по возвращению выехавших из страны, необходимо сегодня думать о том, как сохранить молодых высококвалифицированных специалистов для российской науки. |