Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ РЕФЛЕКСА СВОБОДЫ. ГИПОТЕЗА.

("Естественные и технические науки", №3 (12), с. 67-75, 2004 г.)

ВСТУПЛЕНИЕ
          В 1917 году И.П. Павлов и М.М. Убергриц описали новый безусловный рефлекс, присущий всем животным (5). Этот рефлекс  выражается в том, что встретив препятствие, животное старается его преодолеть, освободиться от него, но если препятствие является неодолимым, то, повинуясь инстинкту самосохранения, животное смиряется с ним, и таким образом проявляется другой врожденный инстинкт - рефлекс рабства. Наиболее просто в лабораторных условиях рефлекс свободы демонстрируют следующим образом: животное хватают двумя руками и фиксируют на одном месте. В ответ животное старается вырваться (это первая стадия рефлекса свободы), но через то или иное время животное прекращает бесплодные попытки освободиться, ведущие только к потере сил, и затихает. Это вторая стадия рефлекса свободы или рефлекс рабства. Подавить рефлекс свободы и заставить животное подчиниться можно и более изощренным образом. Собаку фиксируют в экспериментальном станке, она отчаянно сопротивляется, но кормят ее только в таком фиксированном положении. Собаке ничего не остается как смириться, иначе она просто умрет от голода. Будучи основоположными инстинктами самосохранения рефлекс свободы и рефлекс рабства проявляются и в дикой природе. С точки зрения И.П. Павлова "Если бы любое жизненное препятствие останавливало животное, то и жизнь бы остановилась". Но с другой стороны, если бы животное пыталось перебороть то, что сильнее его, это привело бы только к его гибели. Именно так работает закон сохранения вида, блестяще описанный Д. Лондоном, когда в драке побежденный волк подставляет шею волку-победителю, а тот его не трогает. По И. Павлову это  "нарочитая пассивная поза слабейшего, естественно, ведет к падению агрессивной реакции сильнейшего, тогда как, хотя бы и бессильное сопротивление слабейшего только усилило бы разрушительное возбуждение сильнейшего". То же наблюдается и у собак, когда "щенки и маленькие собачки часто падают перед большими собаками на спину. Это есть отдача себя на волю сильнейшего, аналог человеческого бросания на колени и падания ниц - рефлекса рабства, имеющего свое определенное жизненное оправдание" (5).  Невольно вспоминается бравый солдат Швейк, который своей нарочитой покорностью усмирял самых ретивых служак порядка. "Чем пахнет," - спрашивал Швейка офицер, подставляя ему под нос огромный кулак?  "Могилой "- немедленно отвечал Швейк и тем самым снимал агрессию. Согласно представлениям И. Павлова, первая стадия рефлекса свободы по своей физиологической  сути есть процесс возбуждения, а вторая стадия (рефлекс рабства) - процесс активного торможения. 

ГИПОТЕЗА.

          Я  предполагаю, что по мере продолжающегося ограничения свободы закономерно должна происходить дальнейшая адаптация  поведения животных и человека к обстоятельствам, которые  изменить они не в силах, это третья стадия рефлекса свободы (2). На этой стадии происходит не только активное торможение рефлекса свободы, проявляющееся смирением и вынужденным подчинением роковым обстоятельствам, но и патологическая перестройка, патологическая адаптация, к ранее не приемлемым обстоятельствам по принципу все более полного  и безоговорочного обслуживания господина его рабом, в чем также прослеживается определенная целесообразность, выгода, которая, впрочем, носит временный характер, поскольку приводит, во-первых, к закреплению, стабилизации, самоподдержанию патологической ситуации и, во-вторых, к диалектическому развитию патологического процесса,
что в итоге неминуемо ведет в развязке - гибели организма или другой системы, например, социальной (государственного организма).
           Пример 1 . Девушка выходит замуж. Со временем муж начинает пить. Между тем, рождается первый ребенок, за ним второй. Женщина уходит с работы и становится все более зависимой от мужа. Муж продолжает пить. Сначала женщина пробует возражать, но затем смиряется со своей судьбой. А дальше, чтобы заслужить одобрение домашнего тирана, сама наливает ему и даже участвует в попойках. Часто подобная драма переходит в трагедию, когда в пьяном угаре муж убивает жены (ножом), или она его (сковородкой).  Практически ту же эволюцию претерпевает главная героиня культового для России фильма "Вор": сначала женщина оказывает отчаянное сопротивление свалившемуся на нее несчастию, затем смиряется с участью жены вора, а далее становится его сообщницей. 
           Пример 2 . Когда к власти приходит тоталитарный режим, то народ после стадии сопротивления в итоге переходит к "молчанию ягнят" и тихим разговорам на кухне, а затем все больше людей начинает активно сотрудничать с новой властью.  При этом неизбежно меняется психология общества, и тому есть веская причина. Когда пропаганда ежедневно призывает разобраться с "врагами народа", убить "врачей-вредителей", расстрелять "маршалов-шпионов", а всех, кто эту идею не поддерживает - тоже причисляет к "врагам народа" с соответствующими оргвыводами, то такая вера рождается в "правоту правого дела", что люди присоединяются к толпе и гневно требуют оторвать собачьи головы "врагам народа",  а в итоге закручивается "красное колесо". Со временем погибает все больше свободолюбивых, неспособных к рабству людей, а покорные люди, согласные пасть ниц перед режимом и обслуживать его, остаются жить, а в итоге только они и дают потомство, при этом рабский дух "впитывается с молоком матери".  Таким образом, селективное преимущество получают  рабские гены и рабское поведение, т.е.  осуществляется патологический, противоестественный отбор, а к власти на всех уровнях приходят люди, стабилизирующие эту систему. Создается видимость благополучия, которая рассеивается по мере прогрессии третьей стадии рефлекса свободы, в итоге наступает коллапс системы. 
           Пример 3 . Эволюцию нравственного падения (анамнез предательства) описал в одном из своих рассказов В. Шаламов, когда в Советском концлагере заключенному делали предложение стать стукачом, то многие соглашались, про себя думая, что постараются никого "не закладывать", а для себя извлечь поблажки. Однако в дальнейшем они начинали выполнять возложенные на них обязанности, а затем начинали усердствовать.
           Пример 4 . Уже достаточно давно описан "стокгольмский" синдром или синдром "заложника". Когда люди попадают в плен к террористам, они сначала пытаются убежать или сопротивляться, затем смиряются со своей участью, а после принимают позицию террористов. 
 Возможно, что наиболее интригующим обстоятельством является то, что рефлекс свободы имеет гораздо более широкую сферу действия, нежели только поведение человека и животных, а относится и к "поведению организма". Другими словами рефлекс свободы относится  не только к сфере психологии, но и к сфере физиологии. Наиболее очевидно это на примере современных хронических болезней, которые называют "болезни цивилизации".
 При хронизации любой остро протекающей болезни, наблюдаются процессы  "обслуживания"  болезни, когда организм не просто смиряется со своей участью, а начинает активно поддерживать патологический процесс, идя на поводу у болезни. Это часто происходит и на сознательном, и на подсознательном уровне. Например, при ожирении люди находят всяческие оправдания своему обжорству и не хотят отказываться от пагубных привычек в питании, мол "хорошего человека должно быть много", а подкорковые центры мозга, нейроэндокринным путем регулирующие массу тела и предназначенные поддерживать строго определенное количество жировых резервов в организме, перестраиваются на поддержание большей жировой массы. "Привычка свыше нам дана, замена счастью она", - гениально заметил А. Пушкин. При длительно протекающих болезнях организм привыкает к ним и начинает считать их за норму и эту "норму" (ожирение, повышенное артериальное давление и пр.) поддерживать. Подобно тому, как можно термостат установить на поддержание той или иной температуры, специальное образование в мозге - гипоталямус - переключает работу эндокринной системы и вегетативной нервной системы на поддержание других констант в организме, а далее этот процесс идет по нарастающей. Чем дольше человек пребывает в состоянии гипертонии или ожирения, тем труднее вернуть его к прежним константам. 
 Большую роль в возникновении и самоподдержании хронических болезней играют иммунопатологические процессы. Если болезнь запустить и вовремя не вылечить очаги острой инфекции, то запускается выработка аутоагрессивных  антител и лимфоцитов, которые продолжают разрушать организм и после его санации, когда инфекционного агента уже давно нет в организме. Так развивается ревматизм, диабет I типа, язвенная болезнь, анемия, рассеянный склероз, неспецифический язвенный колит и даже атеросклероз. 
Когда в организме возникает раковая опухоль, то мобилизуются все силы, вся мощь иммунной системы, чтобы от нее избавиться, но если это не удается, то организм сначала привыкает к этой напасти, а затем, как ни парадоксально это звучит, начинает холить и нянчить опухоль. При этом активируется целый ряд клеточных популяций, выполняющих конкретные задачи по обслуживанию раковых опухолей. В-лимфоциты синтезируют блокирующие антитела, которые надежно защищают раковые клетки от атаки опасных для них лимфоцитов-киллеров; клетки Т-супрессоры угнетают противоопухолевый иммунитет; макрофаги выделяют особые молекулы, способствующие врастанию кровеносных сосудов в опухоль и т.д. 
Рефлекс свободы также прослеживается в области, пограничной между психологией и физиологией. Речь идет о пристрастном поведении человека: субстанциональных (наркоманы, алкоголики, пищеголики, курильщики и т.д.) и поведенческих (трудоголики, игроголики, сексоголики и т.д.) пристрастиях. Все знают о вреде этих пристрастий и стараются не поддаваться соблазну. Однако, многие люди, особенно склонные к депрессиям, уступают им, наивно полагая, что при желании смогут от них отказаться. Но сделать это очень трудно, поскольку изменяется физиология и биохимия нервной деятельности и, прежде всего, работа так называемых "центров удовольствия" (удовлетворенности) головного мозга. Чем дольше человек ест сладости, ест на ночь, курит, пьет, играет в азартные игры и т.д., тем большие изменения происходят в этих центрах. Если сравнить работу этих центров с работой электрических лампочек, то можно сказать, что они перестают гореть ровным светом, а то полумерцают (когда человек не получает то, к чему он пристрастен), то на короткое время зажигаются ярчайшим светом (когда пристрастие удовлетворяется). И соответственно изменяется и психология человека, когда он не просто покоряется пристрастию, а старается найти для него психологическое оправдание. От пищеголиков мы часто слышим, что "хорошего человека должно быть много",  "зато толстые люди добрее", "зачем отказывать себе в удовольствии, ведь жизнь коротка",  "да… жизнь короче, зато есть можно больше". Алкоголики и курильщики говорят "кто не курит и не пьет, тот здоровеньким умрет" и т.д. Все интересы, помыслы, разговоры этих людей навязчиво концентрируются, сужаются до зоны своего способа получения сверхудовольствия. Так проявляется в данном случае третья стадия рефлекса свободы, человек становится рабом своих пристрастий. Отметим интересный факт. По данным американского профессора Р. Аткинса, пищеголики часто не могут отказаться от любимой еды по парадоксальной причине. Именно эта пища вызывает у них пищевую аллергию. По-видимому, медиаторы аллергических реакций прямо или косвенно воздействуют на работу центров удовольствия (1). 

РАЗВИТИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НА ТРЕТЬЕЙ СТАДИИ РЕФЛЕКСА СВОБОДЫ
Коварство патологической перестройки, происходящей на третьей стадии рефлекса свободы заключается не только в том, что если не принять соответствующих, часто чрезвычайных терапевтических мер, болезнь на этой стадии неизбежно прогрессирует и ведет к преждевременному старению и смерти, но и в том, что, даже повернув патологический процесс вспять, стоит лишь нарушить режим, предписанный врачом, как процесс быстро вернется в прежнее русло потому, что третья стадия характеризуется проторением прочных патогенетических дорожек, формированием патологической памяти.
           Пример 1 . Зная это, Моисей водил свой народ по пустыне 40 лет, пока не умер последний раб.
           Пример 2 . "Новые богатые русские" в большинстве своем демонстрируют удивительную прижимистость, скаредность, граничащую с патологией, они органически не способны быть меценатами как Савва Морозов, поскольку раньше в течение долгого времени были бедными и такими в душе и остались. 
Пример 3. Люди с искусственно патологически перестроенной психологией склонны возвращаться к патологическим моделям поведения. Об этом свидетельствуют биографии людей, длительное время проведших в местах заключения: чем дольше длится заключение, тем больше вероятность криминального рецидива. Особенно опасно гомосексуальное растление молодежи. Психологи доказали, что впечатления юности питают человека всю жизнь. В связи с этим очевидна опасность воздействия на массовое сознание молодежи групп типа "Тату" и сериалов типа "Бригада", под действием которых происходит "татуфикация" и "бригадизация" молодежи в масштабе всей страны. Особенно опасна подобная психотравматизация для молодежи из группы риска: молодых людей и девушек, склонных к депрессиям и психопатологии, а также молодежи с низким культурным уровнем. Если организм научился получать удовольствие патологическим путем, память об этом и тяга к этому часто сохраняются пожизненно и патологически модифицирует психологию человека. Например: 
           Случай 1 . Личное сообщение врача-сексопатолога Г. Гальперина. Пожилой артист женился на молоденькой деревенской девушке. Она показалась ему недостаточно сексуальной, и он решил отдать ее на обучению к опытной лесбиянке. Молодая жена плакала и всячески сопротивлялась этому, но потом смирилась и пошла на обучение. Спустя некоторое время артист захотел, чтобы она вернулась обратно, однако она этого уже не хотела. Даже опытный сексопатолог помочь не смог. Таким образом, последствия растления могут быть необратимыми. 
           Случай 2 . Известно,  что мальчики, неоднократно подвергнутые насилию гомосексуалистами, приобретают способность получать от этого наслаждение и не могут начать собственную гетеросексуальную жизнь.
           Случай 3 .  Известны случаи,  когда юные пастухи совершают половые акты с козами и после этого не могут  получать удовольствие нормальным образом.
           Случай 4 . Описано, что юноши, получившие первый раз в жизни сексуальное удовлетворение путем насилия, запоминают этот опыт на всю жизнь и часто стараются его повторить.
           Пример 4 . Именно ввиду развития патологической памяти полностью вылечиться от наркомании невозможно. Пациенты с различными видами наркотической зависимости должны соблюдать режим трезвости каждый прожитый день и всю жизнь в целом, даже одно нарушение отбросит их в прежнее состояние. Интересен комплекс мероприятий, разработанный в Центре "Кундала" Якова Маршака, позволяющий придерживаться трезвости и одновременно дающий пациентам высокий уровень удовлетворенности: гипогликемичный тип питания, позволяющий избежать колебаний настроения + занятия интенсивной гимнастикой кундалини-йога, поднимающей уровень удовлетворенности + "умные" биологически активные биодобавки, активирующие центры удовольствия. Этот метод, по данным Якова Маршака (личное сообщение), позволяет придерживаться режима трезвости 80 %  героиновых наркоманов уже более 2-х лет. Этот опыт доказывает, что хотя от наркомании излечиться нельзя, трезвый образ жизни с приятными ощущениями вести можно. 
           Пример 5 . Склонность к полноте у похудевших, к подъему артериального давления у "бывших" гипертоников, к приступам бронхиальной астмы у "бывших" астматиков, к развитию нейродермита у ранее страдавших этой болезнью, к развитию язвы желудка  и двенадцатиперстной кишки у  "бывших" язвенников, к приступам стенокардии у людей, ранее испытавших их, сохраняются пожизненно.

РЕФЛЕКС СВОБОДЫ И РЕАКЦИЯ (РЕФЛЕКС) СТРЕССА
И.П. Павлов умер в 1936 году, и именно в том году знаменитый канадский ученый  Г. Селье  опубликовал статью  "Синдром, вызываемый различными повреждающими воздействиями" (8). С тех пор дата публикации этой статьи - 4 июля 1936 -  года считается датой открытия стресса. Интересно, что оба великих ученых ставили сходные эксперименты, но оценивали их с разных позиций и поэтому открыли разные типы реакций. И Павлов иммобилизовывал собак и по их реакции сопротивления, а затем смирения гениально заметил, что существуют врожденные рефлексы свободы и рабства. Любимой моделью Г. Селье также была длительная иммобилизация крыс. Рефлекторные изменения, которые он наблюдал при этом, Селье назвал не рефлексом, а реакцией напряжения или стресса. Как эндокринолога его более всего интересовала динамическая гормональная перестройка организма. Итак, каждый ученый увидел, то что он видел. Изучая высшую нервную деятельность, И. Павлов открыл рефлекс свободы и не обнаружил рефлекса стресса, а Г. Селье, со студенческих времен интересовавшийся неспецифическими реакциями в организме, не заметил рефлекса свободы, но открыл реакцию стресса. А можно ли совместить эти две реакции? Г. Селье получил Нобелевскую премию за то, что доказал, что при любой угрозе жизни или благополучию организм стереотипно увеличивает свою резистентность за счет выброса надпочечниками ряда гормонов, поэтому без стресса нет жизни. Платой за чрезмерную или неправильную адаптацию являются психические и психосоматические болезни цивилизации. Однако развивая идеи И. Павлова, можно предположить, что патогенетическую основу болезней цивилизации составляет не только гипер- или дезадаптация, но и "патологическая адаптация", наступающая в результате развития и прогрессии третьей стадии рефлекса свободы. По представлениям Г. Селье, ресурс сопротивления организма не беспределен, поэтому, когда надпочечники уже исчерпывают свою способность вырабатывать стрессовые гормоны, "стадия резистентности" стресса переходит в "стадию истощения",  далее наступает смерть. Позже выяснилось, что развитию стадии истощения стресса способствует и поражение тканей и органов избытком стрессовых гормонов (7). С точки зрения рефлекса свободы на стадии резистентности параллельно идут два противоположных  процесса: процесс сопротивления болезни и по мере хронизации патологии развивается другой, альтернативный процесс - процесс обслуживания болезни, и исход во многом определяется соотношением между адаптацией и патологической адаптацией.

РЕФЛЕКС СВОБОДЫ И УЧЕНИЕ О ДИЗРЕГУЛЯЦИОННОЙ ПАТОЛОГИИ Г.Н. КРЫЖАНОВСКОГО
По-видимому, достаточно близкой трактовкой событий к описанным выше феноменам патологической перестройки и патологической адаптации, составляющей суть третьей стадии рефлекса свободы, является учение о дизрегуляционной патологии и формировании патологических систем (ПС). Согласно этим представлениям основой хронических патологических процессов является дизрегуляция интегративных систем организма: нервной, эндокринной, иммунной и соединительнотканой. "На уровне системных отношений дизрегуляционная патология  выражается в виде образования ПС. В отличие от физиологической системы, деятельность которой имеет адаптивное значение, деятельность ПС имеет дизадаптивное значение и может играть роль эндогенного фактора, вызывающего либо дальнейшее развитие данного, либо возникновение нового патологического процесса.  С течением времени ПС стабилизируются и упрочиваются благодаря пластическим процессам. Важным механизмом возникновения и поддержания активности ПС являются патологические "порочные круги", возникающие благодаря неконтролируемым обратным положительным связям". (3)
Однако существует и принципиальное различие   между концепцией третьей стадии рефлекса свободы и концепцией дизрегуляционной патологии. Оно заключается в том, что на третьей стадии происходит не только и не просто сбой работы регуляторных систем, но и все большее подчинение работы организма интересам патологического процесса. Таким образом его величество патологический процесс, отражающий интересы конкретных структур (патологическая доминанта, раковые клетки, условно-патогенные микробы слизистых и пр.) диктует, навязывает свою волю организму, в результате чего и происходят патологическая перестройка, патологическая регуляция, патологическая адаптация.

 

РЕФЛЕКС СВОБОДЫ И ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА
С точки зрения И. Павлова, человека и, прежде всего, ребенка надо воспитывать, чтобы уметь обуздывать, контролировать свои чувства, инстинкты. Если же "нет способности себя тормозить, эту способность Вы у ребенка не развивали", то с ребенка нельзя ничего требовать, он превращается в "раба внутреннего,  раба своих желаний" (5). Итак, у человека существует мир желаний, влечений, инстинктов, которые можно рассматривать как рефлекс свободы, который без развития внутренней дисциплины (торможение) будет развиваться так, что пострадают окружающие. Однако обратное рассуждение, которое стало основой психоанализа и за которое 
З. Фрейд получил Нобелевскую премию, И. Павлов не сделал. А именно, что при искусственном подавлении влечений может страдать сам индивидуум, в итоге при определенной генетической предрасположенности у него развивается истерический невроз и другие болезни. Благодаря запретам морали, культуры, религии "человек разумный"  укрощает в себе зверя, так возникает конфликт сознания и подсознания. В итоге подавленные желания находят выход в лучшем случае в форме виртуальной реализации в сновидениях (что доступно психоанализу), в худшем - в виде асоциальных поступков, особенно  на фоне алкогольного "снятия тормозов", а в худшем для собственного организма - в виде индукции очагов патологического возбуждения (патологических доминант) в мозге и соответствующих психических и психосоматических расстройств. Итак, решение конфликта между подсознанием и сознанием в виде подчинения подсознательного инстинктивного начала цензуре сознания можно рассматривать как насилие над организмом, как вторую, а затем третью стадию рефлекса свободы или патологическую адаптацию, особенно чреватую  для группы риска (люди склонные к депрессиям, неврозам, акцентуированные личности). По-видимому, З. Фрейд и создал концепцию психоанализа, поскольку был не только гениальным ученым, но и весьма болезненным  в плане психики  человеком, и многое из того, что рассказывали ему пациенты, было знакомо ему самому. Подведем итоги. Можно заключить, что верны и взгляды и И. Павлова, что надо учить детей обуздывать свои инстинкты, и взгляды З. Фрейда о том, что часто чересчур обузданные желания могут быть причиной болезней и асоциального поведения. Человек, как социальное животное требует особо щепетильного отношения к сфере воспитания его чувств. Сформировавшаяся в детстве и юности психопатология обязательно оставит патологический след на всю жизнь, особенно в плане сексуального и агрессивного поведения. 
 Ввиду важности проблемы попробуем ее описать и несколько иначе. Наиболее афористично теорию З. Фрейда сформулировал, возможно сам того не подозревая, гениальный поэт В. Высоцкий: "Ведь это же не я мое второе, ведь это я - мое второе я". Действительно, у каждого человека есть два я: сознательное и подсознательное. Парадокс ситуации заключается в том, что сознание и подсознание требует собственной свободы, и конфликт между этими двумя началами, императивно решаемой в сторону только одного из них приводит к пробуждению своего рефлекса свободы. То есть ущемленные желания рвутся на свободу, и в свою очередь сознательное начало хочет полностью обуздать инстинкты и властвовать самому. 
           Пример 1 . Подавление желания пробуждает рефлекс свободы, и если желание берет верх, то человек становится рабом желания и со временем все более под него подстраивается, стараясь всячески ему потворствовать (грех чревоугодия, грех насилия и пр.). Наблюдаемый феномен есть не что иное, как третья стадия рефлекса свободы с победой подсознательного начала. 
           Пример 2 . Если сознательный барьер оказывается неодолимым для желаний, то пробуждается рефлекс рабства и желания, отчасти сублимируясь в творческую, спортивную и другую энергию, начинают обслуживать сознание. Это третья стадия рефлекса свободы с победой сознательного начала. Для организма это часто Пиррова победа, т.к. обычно не будучи полностью сублимированы, желания-мученики мстят организму, являясь для него мощным и постоянным стрессором. 
 Итак, человек не должен быть рабом своих желаний, но не должен и грубо подавлять их. Эмоциями надо учиться управлять, и способность властвовать собой надо развивать с детства. Требуется не  обуздание чувств, а их воспитание, что сходно с подходом в цирке. Раньше зверей в цирке укрощали (кнутом, шипами и пр.), а теперь используют воспитательный подход (дрессируют). Наши эмоции - те же звери, и подход должен быть сходным.

РЕФЛЕКС СВОБОДЫ И ЗАКОН ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ К. МАРКСА
 Основным объективным законом, определяющим развитие общества на протяжении всей его истории, является открытый К. Марксом Закон соответствия характера производственных отношений уровню производительных сил общества. Именно в соответствии с этим законом человечество прошло известные этапы своего развития. Первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический строй, постиндустриальное общество. По-видимому, этот ход событий можно рассмотреть с позиций рефлекса свободы. Разберем это на примере феодального строя. Когда феодальный строй сменил рабовладельческий, это было прогрессивное событие, и производительные силы получили большую свободу для своего развития, что соответствует первой стадии рефлекса свободы (или стадии преодоления препятствий).  Однако, по мере развития производительных сил феодальные отношения превратились в оковы, сдерживающие производительные силы, ограничивающие их свободу развития, при этом феодалы стремились всеми силами держать ситуацию под контролем. Так развивалась вторая стадия рефлекса свободы. Крепостные, будучи зависимыми от своих господ, по неволе, а также стараясь получить выгоду, всячески стабилизировали ситуацию. Из литературных примеров здесь уместно вспомнить повесть "Дубровский" А.С. Пушкина. Когда Дубровский, переодевшись учителем, приходит в дом помещика Троекурова, его встречает и провожает через помещичий сад приказчик. На вопрос Дубровского "Как протекает жизнь?" приказчик, похлестывая себя кнутом по голенищу и наслаждаясь пением птиц и ароматом цветущего сада, мудро замечает: "Если жить с понятием, то очень даже здорово". Имеется ввиду, что очень здорово, если удается вписываться в господскую жизнь и обслуживать своего господина. Это и есть третья стадия рефлекса свободы. Однако со временем такая форма управления все более не соответствует времени, сдерживает развитие производительных сил, и возникает революционная ситуация, которая разрешается смертью феодального общества (четвертая стадия рефлекса свободы) и рождением капиталистического способа производства.


ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ТРЕТЬЕЙ СТАДИИ РЕФЛЕКСА СВОБОДЫ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ И ВАЛЕОЛОГИИ
1. Это стадия постепенной капитуляции, все большего отказа от свободы и сотрудничества с патологией, обслуживания ее. Поэтому третья стадия - это один из главных феноменов самоподдержания, самозакрепления и самораскручивания (прогрессии болезни, саморазрушения системы). 
2. Патологическое развитие личности, организма, социума или государственного организма неизбежно приводит к третьей стадии рефлекса свободы, т.е. патологическая адаптация, наблюдаемая на третьей стадии рефлекса свободы, - это обязательная фаза диалектики патологии. Если не принять соответствующих мер, запустить болезнь, то прогрессия патологического процесса будет идти все быстрее. У всякой живой системы существует большой резерв здоровья (резистентности) и большой резерв патологии (саморазрушение). Чем дольше длится страдание - тем опаснее, поскольку тем больше раскрывается резерв патологии, и уменьшается резерв здоровья. 
3. При любых терапевтических мерах невозможно полностью вернуться в прежнее здоровое состояние, подобно тому, как по определению И. Павлова "нельзя разучиться ездить на велосипеде". В организме вырабатывается и закрепляется рефлекс рабства или патологическая память. Возможные  варианты патологической памяти:  нервная, иммунная и эндокринная. В случае эндокринной памяти имеются, например, ввиду адаптивная пролиферация бета-клеток островков Лангерганса поджелудочной железы, а также надпочечников. Возможно также длительное существование хорошо известных "порочных кругов". Поэтому дальнейшая жизнь человека должна проходить в режиме ограничений и особых усилий для того, чтобы снова не свалиться в пропасть третьей стадии рефлекса свободы. Фактически именно на третьей стадии рефлекса свободы возникает и закрепляется "место наименьшего сопротивления"  организма и формируется соответствующая патологическая память, отсюда и склонность хронических болезней к рецидивированию. Лучшим примером этому является "ожирение, которое, как любое хроническое заболевание, нельзя излечить полностью. Склонность этого заболевания к рецидивированию  требует пожизненного управления и контроля, а в большей степени самоконтроля за потреблением пищи и состоянием здоровья" (6). 
4. Как правило, выработанные в эволюции резервы здоровья каждого организма, позволяют ему долгое время сопротивляться развитию третьей стадии рефлекса свободы. Однако, есть исключения, когда эта стадия развивается очень быстро или практически сразу. Это происходит при очень сильных воздействиях. Примерами являются возникновение героиновой зависимости после одной инъекции наркотика, а также возникновение "синдрома заложника". С другой стороны у всякой болезни существует своя логика, причем у острой болезни - своя программа развития и выздоровления (например, при заболевании гриппом), а у хронических болезней - другая, связанная с самозакреплением патологией (3). Представляется, что логику любой хронической патологии можно лучше понять, если попытаться взглянуть на нее с точки зрения развития третьей стадии рефлекса свободы. 
5. В исключительных случаях третья стадия рефлекса свободы  может играть позитивную роль. 
           Пример.   Ковбой приручает мустанга. Сначала лошадь пытается сбросить наездника и вырваться на свободу. Затем она прекращает сопротивление и идет на поводу у хозяина в прямом и фигуральном смысле. Но дальше наступает самое интересное, хотя в обыденном смысле это то очевидное, что не является "невероятным" - лошадь понимает, что в сложившейся ситуации ей выгодно слушаться хозяина, подчиняться его командам, ведь за послушное поведение, за покорность лошадь получает награду - вкусный корм, ласку, стойло. Это и есть III стадия рефлекса свободы, когда лошадь не просто покоряется хозяину, а начинает с ним активно сотрудничать, искать способы все лучше обслуживать его. С точки зрения человека рассмотренные события являются полезными.
6. При всякой хронической болезни следует искать как реализуется третья стадия рефлекса свободы. Возможно, что при дисбактериозе, носительстве патогенных микроорганизмов, как то дифтерии,  дизентерии, менингококковой инфекции и др. надо искать причину страданий не только в ослаблении иммунитета и дружественной микрофлоры, но и попытаться понять, как организм, и в том числе его нормофлора, патологически перестраиваются на обслуживание инфекционного процесса, вызванного условно патогенными или патогенными процессами.

                                                  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Р.Аткинс "Новая революционная диета доктора Аткинса". Поппури, Минск, 2003 г.
2. З.П.Белкин  "Не сдавайтесь в плен нездоровью" Помоги себе сам, №2, с.17, 2004 г.
3. Дизрегуляционная  патология. Под ред. Академика РАМН Г.Н. Крыжановского. М., Медицина, 2002.
4. А.Ш.Зайчик, Л.П.Чурилов "Общая патохимия", т. 1, ЭЛБИ-СПб, Санкт-Петербург, 2001.
5. И.П.Павлов "Рефлекс свободы", Питер, 2001, Санкт-Петербург.
6. Л.В.Савельева "Современный взгляд на лечение ожирения" Качество жизни. Медицина. Сахарный диабет. 2003 г., с. 54-57. 
7. И.Н.Тодоров, Г.И.Тодоров "Стресс, старение и их биохимическая коррекция". Москва. Наука, 2003.
8. H.Selye, A syndrome produced by diverse nocuous agents. Nature, 1936, v. 138, № 3479, р. 32-40.


З.П.Белкин, кандидат медицинских наук МНИИЭМ им. Г.Н.Габричевского

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=13588