Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Блог молодого предпринимателя, или Как я строю свой бизнес с «нуля»-3?
Лариса Парфентьева
В связи со стремительным увеличением количества людей, которые, зная меня как редактора, кастинг-директора, ведущую, сценариста, начали вопрошать, какими судьбами я попала в сетевой маркетинг, назрел текст, отвечающий на эти вопросы. Когда мои знакомые узнали, что я теперь занимаюсь сетевым маркетингом, то реагировали они по-разному. Те, кто поумнее, сказали: «Классно! Я верю в эту модель бизнеса!» Те, кто не блещут: «Это же пирамида!» У кого-то вообще случился разрыв шаблона: «Ты чё готова променять диплом МГУ, 12-летний опыт работы в СМИ, 100-тысячную зарплату в Москве на продажу косметики в Уфе?» Некоторые сначала интересовались, а потом, доверяя мне, приходили в команду. Другие вдруг надевали дешевый костюм «моралиста», купленный на распродаже «Все по 10 рублей», били маленькими кулачками, заглядывали мне в глаза и вздыхали: «А что ты делаешь полезного для общества?» А теперь подробнее. Зачем и как я пришла в сетевой бизнес У меня появилась цель - поехать учиться на режиссера в Голливуд - Калифорнийский университет Лос-Анджелеса. Для этого понадобились два миллиона рублей. Вполне нормальная сумма, которую невозможно накопить, работая на дядю. Так что первая мотивация - деньги. Вторая мотивация - азарт. Суть азарта для меня в получении удовольствия во время достижения цели, которая вдохновляет в данный момент. В 14 лет целью было достижение высокого разряда в гимнастике, в 17 - поступить без единого репетитора на бюджетное отделение в МГУ, в 19 - добиться путем годовой «осады» работы в крупнейшем медиахолдинге страны. И вот теперь нарисовалась новая цель - заработать два миллиона на учебу, получая при этом удовольствие. Вариантов было два: а) дорасти на ТВ до большого начальника; б) открыть что-то свое. Первый вариант отпал из-за высокого стрессового фактора и длительности. Второй вариант поделился на две части. 1. Взять готовый бизнес. 2. Поломать голову и запустить собственный проект. В данном случае лень взяла верх, а это значит, что я выбрала первый путь. Когда ты приходишь в готовый бизнес, не надо оформлять никакие документы, ничего сертифицировать, искать поставщиков - всё готово. Тебе остается строить команду, мотивировать людей и искать каналы распространения продукции. Считаем «за» и «против» На первом этапе самым трудным было принять решение разобраться в самой системе. У меня в голове была куча стереотипов, о которых написано ниже. Раз уж я начала говорить о смертных грехах, то после Тщеславия и Лени на сцену вышла Гордыня, которая сказала: «Да как ты опустишься до уровня сетевого маркетинга? (Далее шло перечисление нескромных и самостоятельных заслуг, которые числятся за мной в столь юном возрасте). Потом любопытство взяло вверх, и начались недели изучения вопроса. Сначала это были труды одного из лучших бизнес-тренеров мира Роберта Кийосаки («Богатый папа, бедный папа»), который говорил, что сетевой бизнес - одна из совершенных бизнес-моделей 21 века. Несмотря на то, что я высоко ценю свои мозги, но спорить с человеком, состояние которого больше двух миллиардов долларов, было как-то… не с руки что ли. Потом были найдены и подтверждены факты о том, что индустрия МЛМ дает по два миллионера каждую неделю. И напоследок я хорошенько покопалась в бизнес-моделях внутри сетевого маркетинга. Возник единственный вопрос: «Ну почему это придумала не я?» В итоге пришлось искупать свою гордыню в слюне желания и скорее приступить к работе. Миф 1: «Сетевой маркетинг - это пирамида\продажа\развод (нужное подчеркнуть)» Сетевой маркетинг изначально назывался «маркетинг по рекомендациям». Если упрощенно, то производитель не тратит деньги на рекламу, а продвигает товар путем «сарафанного» радио. Вы рекомендуете товар - и получаете деньги. Мы все каждый день участвуем в сетевом маркетинге. Любая акция из серии «Приведи двух друзей и получи (что-то там) в подарок!» - это и есть элемент многоуровневого маркетинга. Любая новость в социальных сетях, которая сообщает: «Пусть о нашей акции узнают все! Нажми кнопку «Рассказать друзьям» и получи скидку!» Когда мы участвуем в таких акциях, мы гордимся, что сэкономили деньги, и считаем себя матёрыми прелестниками. А когда речь заходит о сетевых компаниях, люди относятся по-другому. Да, есть компании, у которых нет качественного продукта. Есть компании, у которых вообще нет продукта. Есть компании, которые выдают себя за сетевые, а на деле оказываются финансовыми пирамидами. Это всё есть, но мы-то здесь причем? Миф 2: «В многоуровневом маркетинге невозможно заработать! Многие пытаются похудеть, но у них не получается. Многие хотят бросить курить, но у них не получается. Как и в любом деле, в МЛМ есть люди, которые не смогли добиться успеха, и теперь рассказывают другим, какой это скверный бизнес. Ежегодно 27 человек умирают от удушья мешком для мусора. Но это ведь не значит, что мешки для мусора надо перестать выпускать? Что самое интересное в МЛМ? Ранее вы уже убедились, что на начальном этапе я (как многие из вас сейчас) мыслила штампами. Итак, на каждом шагу изучение МЛМ я слышала такую вещь: «Сетевой маркетинг - это школа личностного роста!» Я думала: «Что за бред? Я побывала в разных странах и десятках городов в России. За последние два года я успела поработать и пообщаться с 10 000 людей разных возрастов и рас. Вот уж где был рост так рост!» Это было ошибочным суждением. Я поняла, что личностный рост и опыт - это разные вещи. Личностный рост определяется гибкостью мышления; готовностью взять на себя ответственность за каждую неудачу; умением анализировать и докапываться до сути; степенью внутренней свободы, которая растет с каждым выходом из своей зоны комфорта. В МЛМ нужно постоянно расти и учиться: терпению, спокойствию, умению быстро мыслить, быстро действовать, стоять на своем, ораторскому искусству, по-настоящему понимать людей. Каждый новый звонок, каждая новая встреча, каждый подписанный контракт поднимает тебя на другой уровень. Когда мне звонил первый кандидат, который заинтересовался открытием магазина, я не взяла трубку. Мне было очень страшно. Я думала, что у меня не хватит информации, что я скажу что-то лишнее; я думала о том, что он обо мне подумает. Но постепенно ты заставляешь себя делать то, что боишься, потому что знаешь, куда и зачем ты идешь. Ты знаешь, что если между «хочу» и «надо» выберешь «хочу», то до цели не дойдешь. МЛМ дает возможность выработать привычки и навыки, которые пригодятся впоследствии в любом бизнесе. Он учит тебя быть быстрым, гибким и упрямым. «Чем занимаешься конкретно ты?» Я строю свою команду, и мы создаем товарооборот путем открытия магазинов наших косметических продуктов. Причем, команда - это значит команда, а не «кучка людей, которых насильно затащили заработать деньги». У нас есть свои цели, ради которых мы движемся вперед; мы вместе учимся, проводим время, планируем, составляем карты желаний, изучаем идеи. Продукция продается хорошо. Клиенты приходят и возвращаются. Пользуюсь ли я сама тем, что предлагаю? Да, я уже около двух лет пользуюсь косметическими средствами компании, с которой сотрудничаю. Кроме того, я даже настолько испорчена и эмансипирована, что считаю обязательным для женщин (и мужчин, кстати) ухаживать за собой! Я сейчас не говорю о тоннах декоративной косметики, а о том уходе, который показывает, что человек по-настоящему любит себя. Последний вопрос о самом главном В Москве я около года вела передачу о книгах для телеканала «Просвещение». Это было прекрасное время: мы рассказывали о книжных выставках, новых издательствах, я брала интервью у ставшего классиком при жизни Евгения Евтушенко, Юрия Полякова, Дины Рубиной. Очень ждала интервью с Беллой Ахмадуллиной, но, к сожалению, именно в те месяцы она ушла от нас. Считаю ли я, что мое сегодняшнее занятие сетевым маркетингом полезнее, чем популяризация чтения, которой я занималась на телеканале «Просвещение»? Да, считаю. И вот почему. «Полезность» (если этот самый субъективный из всех критериев можно применить в данном случае) любого дела в жизни определяется только качеством нашего общения с людьми. Всё. Больше никаких критериев нет: ни должность, ни профессиональная область, ни, конечно же, зарплата. Наша работа - это обертка. Важно то, что человек из себя представляет на самом деле. Я видела людей, которые собирают деньги на благотворительность, и при этом выгоняют из дома своих престарелых родителей. Я видела, как человек, который выделил шесть миллионов рублей на строительство церкви, бьет свою жену до крови. Я видела, как поливаемая грязью со всех сторон Ксюша Собчак, с которой я работала какое-то время, тайком совала девочкам из необеспеченных семей номер телефона, просила перезвонить и помогала им. Я видела, как американский повеса, который сидит на шее у государства и, казалось бы, совсем не полезная единица общества, каждый вечер объезжает рестораны, а потом развозит остатки еды нищим и бродягам. Можно сколько угодно пытаться пришить на сетевой маркетинг какой-нибудь ярлык (разумеется, белыми нитками). Все равно главной ценностью здесь всегда будут люди. Важно то, как ты с ними общаешься и что ты им даешь. Важно, чтобы люди вдохновлялись, чтобы у них были цели и мечты. Самое приятное для меня, когда человек загорается, начинает верить в себя, ставит большие цели. Еще приятнее, когда человек начинает целенаправленно работать над тем, чтобы «завтра было лучше, чем вчера». И для этого все способы (легальные, разумеется) хороши! Я понимаю, что цели меняются, люди приходят и уходят, поэтому главное получать удовольствие от процесса в реальном времени. Есть только одна вещь, которую человек никогда не сможет сделать: чихнуть с закрытыми глазами. Все остальное - вопрос времени и усилий. |