Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Арслан Хасавов, сын адвоката, призвавшего легализовать шариатские суды: «Отец готов вернуться в страну. Но ему нужны гарантии безопасности»
Что имел в виду адвокат Дагир Хасавов, когда говорил «мы зальем Москву кровью», в интервью «КП» рассказал его сын - 23-летний писатель [обсуждение]
АлександрНЕЧАЕВ
Фото из личного архива Арслана Хасавова
Адвокат Дагир Хасавов «прославился» на всю страну, дав в апреле этого года скандальное телеинтервью (подробнее). В нем он заявил, что в России нужно вводить шариатские суды, а затем сказал фразу, которая шокировала всех: «Мы будем устанавливать правила, которые нас устраивают, хотите вы этого или нет. Любые попытки изменить это обольются кровью, в Москве будет второе мертвое озеро. Мы зальем город кровью». Против Хасавова возбудили уголовное дело по статье «экстремизм». А Дагир Хасавов скрылся за границей. С Арсланом мы познакомились в Нью-Йорке - во время книжной ярмарки BookExpo America, - сидели в баре по соседству. - Привет, я - Арслан. - Молодой человек протянул мне руку. - Финалист литературной премии «Дебют», автор романа «Смысл». А еще сын того самого адвоката... «ИДЕЯ НЕСВОЕВРЕМЕННАЯ» - Интересно, где учился сын человека, которого многие представляют едва ли не главным исламским фундаменталистом страны. - Я окончил Институт стран Азии и Африки в Москве. Сейчас продолжаю образование в магистратуре журфака МГУ. Если бы я был из семьи исламистов, меня отец отправил бы в египетский университет «Аль-Азхар», откуда я приехал бы с длинной бородой. Но в том-то и дело, что ни у кого в моей семье не возникало и мысли о таком образовании. Я совсем нерелигиозен. У Дагира другая история. Его мама, моя бабушка, была хафизом - человеком, который знает Коран наизусть. Она на отца сильно повлияла. Но он до недавнего времени не интересовался религиозными вопросами с точки зрения своей адвокатской деятельности. К этому он пришел, когда увидел, как официальная религия начинает превращаться в бизнес. - Ты сейчас какую религию имеешь в виду? - Я буду говорить про централизованные мусульманские организации. Если ты врач в частной клинике, то нет ничего плохого в том, что ты зарабатываешь на пациентах. Если спроецировать ту же ситуацию на мечеть, то получается некрасиво. А с одной из мечетей в Москве произошла как раз не самая приятная история - архитектора Ильяса Тажиева, который создал проект, отстранили от авторского надзора. Дагир попытался отстоять права Тажиева. Но все же понимают, как у нас устроена судебная система... - То есть введение шариатских судов помогло бы решить проблему несправедливости? - Дагир считает, что помогло бы. Но Дагир заявлял, что шариатские суды должны рассматривать только гражданские дела. А у журналистов, которые при слове «шариат» сразу вспоминают «независимую Ичкерию» и бородачей, выносящих смертные приговоры, почему-то сложилось мнение, что мой отец выступает за повсеместное введение шариата и параллельной судебной системы. - А что собой представляет современный шариатский суд? - Имам из Кабардино-Балкарии (не помню его имя), рассказывал перед телекамерами примерно такую историю - когда он утром приходит на проповедь в мечеть, у него даже нет времени, чтобы подготовиться. Потому что с утра до вечера он решает споры, конфликты, бракоразводные процессы. Когда у двух набожных мусульман возникает спор, они чаще всего идут к имаму. И решение имама обязательно для исполнения - это и есть шариатский суд. - Насколько в России распространено шариатское правосудие? - Вот я рассказал про имама из Кабардино-Балкарии. Похожая ситуация и в других мусульманских республиках Северного Кавказа, несмотря на все заявления духовенства, что люди там живут по светским законам. Шариатские суды действуют и в Москве, и в других регионах страны - даже там, где мусульманское население не преобладает. - А ты или члены твоей семьи прибегали к помощи имама? - Нет. Давай разделим две точки зрения - мою и отца. Мне идея отца не представляется своевременной. «КАВКАЗЦЫ УЖЕ ВЕРШАТ ПРАВОСУДИЕ» - Ты же понимаешь, что негативную реакцию вызвала и другая часть высказывания твоего отца: «мы зальем Москву кровью». Что он имел в виду? - Смотри сам: есть уголовное дело под номером 372105 о нападении на меня в московском кафе на Тверской. Это мой конфликт с выходцем с Северного Кавказа. Такое заказное нападение - тебя в кафе приглашает один человек, вместо него приходит другой, нападает со спины и убегает. Для отца было важно наказать нападавшего и тех, кто стоял за ним, по закону. Но в итоге мы судились с дознавателем, которая вступила в сговор с нападавшими. И мы выиграли суд. По идее она должна была исправить допущенные нарушения, но вместо этого вновь приостановила дознание по делу. Все знают, кто нападал и кто заказал нападение, но сегодня эти люди гуляют на свободе. Могу ли я забыть и простить? - Хочешь сказать, кавказцы будут вершить правосудие своими руками? - Они уже это делают! Во время следствия нам прямо говорили - разберитесь между собой сами по вашим традициям. Моя кровь на улице Москвы уже пролилась. Какой следующий шаг должен быть у человека? Вот об этой крови отец и говорил. Никакого экстремистского посыла в его словах не было. «ОТЦУ УГРОЖАЮТ НА ПРОТЯЖЕНИИ ПОСЛЕДНИХ МЕСЯЦЕВ» - Твой отец за границей. Почему он уехал из России? - После выхода телесюжета он был вынужден уехать из-за вопросов безопасности. - Готов ли он вернуться? - Безусловно. Он готов сотрудничать со следствием. Но угрозы отцу поступают все последние месяцы. Угрожали и сотрудникам адвокатского бюро Дагира. Я хочу спросить: почему бы на период следствия не предложить Дагиру государственную защиту? Чтобы он находился в Москве и помогал следствию. - Кто эти люди, угрожающие Дагиру Хасавову? - Вероятно, это представители кавказского криминалитета. Но еще до отъезда отца пытались разыскать люди с темным прошлым, у которых сейчас есть приличные должности на Северном Кавказе. - Гарантии безопасности - единственное условие? - Нужно, чтобы его не задержали в аэропорту и не доставили в СИЗО. Подписка о невыезде возможна. Взгляд с 6-го этажа Шариатский джинн Тема шариатского правосудия в светском государстве в последнее время все более популярна. Ее усиленно проталкивают в наше сознание, говоря, что в этом нет ничего сверхъестественного, что он будет разбирать лишь гражданские дела, что он на порядок справедливее светского суда, и так далее. А кто ответит, если через некоторое время эти обещания в беспристрастности и справедливости не сбудутся? Как у лошади из анекдота: «Ну не шмогла я, мужики»? Вот и сын правоверного адвоката признается, что не хочет иметь дело, например, с московскими имамами. При этом явно об истинных причинах недоговаривает... Но когда шариатского джинна выпустят из кувшина, заворачивать все назад будет гораздо труднее. А дальше что? Вводить иудейский суд для евреев? И православный для русских? И как тогда быть с тем простым и непреложным фактом, что церковь у нас вообще-то отделена от государства? Как и мечети с синагогами... А если спор надо будет разбирать между приверженцами разных конфессий? Или мусульманами и атеистами? Хотя, казалось бы, подобный институт уже существует. Есть процедура досудебного урегулирования. Есть и медиация как альтернатива обычному судебному разбирательству. Почему бы религиозным авторитетам не участвовать в работе этих институтов без акцента на религиозную принадлежность? Но нет, нас пытаются убедить в праве клерикальных структур на осуществление государственных функций. Удивляет, почему никто из юристов-правоведов и тех же госслужб до сих пор не квалифицировал подобные вещи как посягательство на Конституцию и основу государственного строя. Надеюсь, что в ближайшее время это все-таки произойдет. Александр ГРИШИН Что вы думаете о гарантиях безопасности для Дагира Хасавова? |