Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОГРАММИРУЕМАЯ СМЕРТЬ И РЕЦЕПТЫ ПРОДЛЕНИЯ ЖИЗНИ

4.4. РЕЦЕПТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОДЛЕНИЯ ЖИЗНИ (НООГИГИЕНА, НООВИТАТЕРАПИЯ)

Смерть наша есть болезнь, которую нужно лечить, как всякую другую.
(И.И. Мечников, 1845-1916)

 Глава из книги:

Еремин А.Л. Ноогенез и теория интеллекта. Краснодар: СовКуб, 2005. - 356 с.

 

В главе, посвященной информационно-программируемой смерти интеллектуальных систем, уже рассматривался вопрос значения информации для прекращения жизни. При проведении параллели между результатами исследований автора и исследований В. П. Скулачева, К. Льюиса, Б. В. Пенникса автором, помимо идеи информационного феноптоза человека, выдвигается гипотеза возможности информационно-программируемого продления жизни человека.

Методы продления жизни себе и близким (психологические, этико-моральные установки, информационные рецепты продления жизни).

«...Изучить в совершенстве все, что было сказано наиболее знаменитыми из древних...» (Гален, II век).
 
Информационная гигиена и профилактическая медицина общественного здоровья
Но известны ли готовые информационные рецепты продления жизни, и если да, то где их можно найти?

«Издревле есть у людей мудрые и прекрасные изречения, от них следует нам поучаться» (Геродот, V век до н.э.); «Есть такие краткие изречения..., которые всеми приняты и употребляются. Такие изречения не переходили бы из века в век, если бы всем людям не казались бы истинными» (Квинтилиан, I век); «Афоризмы - едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений» (Л. Н. Толстой, XIX век).

Некоторые цитаты мудрых, касающиеся каким-то образом информационной самодостаточности и «самопродления» жизни, а также информационно-эмоциональной поддержки для «взаимопродления» жизни, были разделены автором на две группы «А» и «Б».

А) Примеры информационных рецептов самодостаточности для самопродления жизни.

«Нет большой разницы между мудростью и медициной»
(Гиппократ, V-IV век до н.э.);
«Философия является медициной души»
(Цицерон, I век до н.э.);
«Занятия наукой питают юность, а приносят усладу в старости, украшают в счастье, служат убежищем и утешением в несчастье»
(Цицерон, I век до н.э.);
«Заметьте... как мало действует приближение смерти на сильных духом, ибо каждый из них до конца остается самим собой»
(Ф.Бэкон, XVI-XVIIвв.);
«Старикам не стоит думать о смерти: пусть лучше позаботятся о том, как получше разрыхлить грядки на огороде»
(М. Монтень, XVI век);
«Свободный человек ни о чем так мало не думает как о смерти, и мудрость его состоит в размышлении о жизни... Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение»
(Б. Спиноза, XVII век);
«Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность»
(И. Кант, XVIIIвек);
«В понятии человека заложено, что его последняя цель должна быть непостижимой, а его путь к ней - бесконечным»
(И. Фихте, XVIII-XIX вв.);
«В старости нет лучшего утешения, чем сознание того, что все силы в молодости отданы делу, которое не стареет»
(А. Шопенгауэр, XIX век);
«Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»
(И.С.Тургенев, Х1Хвек);
«Существует только один способ не превратить старость в пародию на жизнь, а именно - продолжать преследовать цели, которые придают смысл существованию: преданность людям, группам или делу, общественной, политической, интеллектуальной или творческой работе.»
(Дж.Дэвис, Х1Хвек);
«Если не научишься смеяться над бедами, в старости тебе вообще будет не над чем смеяться»
(Э.Хоу, ХIХ-ХХ вв.);
«Там где труд превращается в творчество, естественно, даже физиологически исчезает страх смерти»
(А.Н. Толстой, XIX-XX вв.);
«Счастье исключает старость. Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет.»
(Ф. Кафка, ХХ век).

Б) Примеры информационных рецептов эмоциональной поддержки для взаимопродления жизни.

«Словами можно смерть предотвратить, словами можно мертвых оживить»
(А. Навои, XV век);
«Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы... Слушайся отца своего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она состарится.»
(Ветхий Завет, Притчи Соломона, гл.20, ст.20; гл.23, ст.22);
«Люди рождены друг для друга»
(Марк Аврелий, II век);
«Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим»
(Демокрит, Ч бек до н.э.);
«Облегчи седому путь, помоги хоть малость, сам поймешь когда-нибудь, что такое старость»
(Н.Хосров, Х1век);
«Любовь подобна теплу, должна согревать со всех сторон и склоняться в ответ на любую мольбу наших братьев»
(М. Лютер, XV-XVI вв.);
«От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар - жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг - вылечить и выходить их!»
(Леонардо да Винчи, XV-XVI ee.);
«Те, кто не любит своих близких, живут бесплодной жизнью и готовят себе к старости жалкое пристанище»
(П.Б. Шелли, Х1Хвек);
«Жить - значит быть любимым. Он жил или она жила - это значит только одно: его или ее любили»
(В.О. Ключевский, Х1Х-ХХвв.);
«Если тебе мешают жить люди, то тебе жить незачем. УХОДИТЬ от людей - это самоубийство»
(А.Н. Толстой, XIX-XX вв.);
«Плохо, если о тебе некому заботиться. Еще хуже, если не о ком заботиться тебе.»
(С.Е.Лец, ХХ век);
«Внутри самого себя не найдешь бессмертия»
(А. деСент-Экзюпери, XXвек);
«Давайте жить, во всем друг другу потакая, - тем более, что жизнь короткая такая»
(Б. Окуджава, ХХ век).

Вышеизложенные информационные (вербальные, словесные) примеры неравнозначны и неоднозначны, как по их значимости, так и, тем более, по изученной достоверности их положительного воздействия на продление жизни или свидетельству о фактах увеличения продолжительности жизни. Между тем, начало систематизации и проведения научных исследований в этом направлении, позволило бы как обозначить здоровые, способствующие продлению жизни нормы информационного поведения индивидуума и морально-этические правила информационного поведения в социуме, так и уточнить для врачей, психотерапевтов, социальных психологов рецепты информационного продления жизни - медико-обоснованные рекомендации по качественному и количественному, производству, хранению и восприятию информации, организации информационных процессов, с целью продления жизни индивидуума в социуме и среднестатистической продолжительности жизни людей.

Учитывая вышеизложенное, имеет право на развитие новое направление «ноовитатерапия - разумом жизнь лечить», возможно «интелви-тапролонгирование» - здесь, разумное продление жизни; совокупность медико-обоснованных рекомендаций (рецептов) по качественному и количественному, производству, хранению и восприятию информации, организации информационных процессов, с целью продления жизни индивидуума в социуме и средне-статистической продолжительности жизни людей.

Здесь следует отметить, что в настоящее время параллельно и самостоятельно бурными темпами развивается фармакология ноотропная - раздел науки о действии на биологическую составляющую интеллектуальных систем химических соединений, лекарственных средств, улучшающих интеллектуальные процессы.

Источник: А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

2.5. ИНФОРМАЦИОННО-ПРОГРАММИРУЕМАЯ СМЕРТЬ

От праха черного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварства я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел.
Авиценна (980-1037)

 Глава из книги:

Еремин А.Л. Ноогенез и теория интеллекта. Краснодар: СовКуб, 2005. - 356 с.

 

2.5.1. Информационное (не генное) программирование срока жизни

Важным фактом является то, что человек живет значительно дольше других животных аналогичных размеров, в три или четыре раза превышая срок, ожидаемый на основе размеров его тела (К. Schmidt-Nielsen, 1984). По результатам наблюдений Б. В. Пенникса (1997) сниженная эмоциональная поддержка со стороны окружающих и сознание того, что человек уже не может сам распоряжаться своей судьбой - являются факторами риска смерти у стариков. К.Льюис (1999) объясняет программируемость смерти увеличением репродуктивного успеха и улучшением ресурсообеспечения ближайших потомков (т. е. молодых членов той же семьи). При этом передача опыта от пожилых людей к их неопытным молодым потомкам служит движущей силой увеличения максимальной продолжительности жизни людей, которая у нас вдвое выше, чем у человекообразных обезьян (цит. по В. П. Скулачеву, 1999). На основании анализа мною сделан вывод: информационно-интеллектуальная поддержка, а также наличие механизмов передачи полезной информации из поколения в поколение и тысячелетних накоплений полезной качественной информации, - могут влиять напрямую и вести опосредованно к увеличению длительности жизни (в ходе антропогенеза средняя продолжительность жизни возрастает с 20-ти до 70-ти лет).

Еще в 1889 году А. Вейсманом была выдвинута гипотеза: смерть индивидуумов изобретена биологической эволюцией как один из видов адаптации (A.Weismann, 1889). В 2002 году С. Бренер, Р.Хорвиц, Д. Салстон получили Нобелевскую премию (Brenner, Horvitz, Sulston, www.nobel.se/medicine/) за открытие наследственно-генетической регуляции программируемой смерти клеток (апоптоз). В 1999 году В. П. Скулачевым была предложена гипотеза феноптоза - программируемой смерти организма при массовом апоптозе. Возможно, естественный отбор и продолжает отбирать среди интеллектуальных особей - долгоживущих, как более эффективных в передаче опыта и полезных для интеллектуальной популяции. Между тем, на основании анализа современных данных, автором выдвигаются гипотезы: феноптоз информационный - информационно-обусловленный, программируемый, зависящий от качества и количества производимой, распространяемой, хранимой, воспринимаемой информации, смерть отдельных компонентов и целых интеллектуальных систем; более длительная жизнь у интеллектуальных особей, как способствующая накоплению и передаче ими полезных качеств, может являться проявлением адаптации.

Таким образом, к характерным чертам, не встречаемым ранее, у нового подвида Homo sapiens sinergiosus можно наблюдать: наличие глобальной синоптической сети и информационно-обусловленную сообществом продолжительность жизни, а также рассматриваемые в книге феномены глобальной популяции - формирование автономной интеллектуальной системы, совместное информационное наследование и синергичное участие индивидуумов в рефлексии.

2.5.2. Феномены, статистика и примеры информационного программирования смерти

Статистика нарушения взаимодействия между группами интеллектуальных компонентов. Напряженность взаимодействия между социумами человечества имеет массу общеизвестных примеров, как в истории, так и в современном мире. Из-за многофакторности сложна оценка конфликта между микросоциумами (например, государств) и их количественный подсчет.
Показателем же напряженности между группами нейронов в мозге может служить психическое заболевание. Уровень количества психических болезней в мире (125 стран) возрастает: 1950-1969 гг. - 116,7 случаев психических заболеваний на 1000 населения; 1970-1993 - 284; к 2010 - 335 (И.О.Щепин, 1998) - 33,5% от всего населения. Всего же в мире 200 млн пораженных инвалидизирующими психическими расстройствами (У. Г.Хольцман, 1987) - 3,3% от всего населения (6 млрд). При экстраполяции, приблизительная порядковая пропорция составит:
(общее количество компонентов системы) : (количество напряженно взаимодействующих) : (количество конфликтующих) = 100:10:1.

Можно утверждать, что напряженность взаимоотношений между микросоциумами в интеллектуальной системе человечества имеет аналогию в виде конфликтности между группами нейронов в мозге.

Феномены массовой гибели интеллектуальных компонентов. Проведенный мною анализ известной статистики 0. Carter, 1992) свидетельствует о том, что в 107-ми государствах потери среди военных и гражданского населения в результате вооруженных конфликтов и войн в XX веке были самыми ужасными в истории человечества (в 4 раза выше, чем в среднем в каждом из предыдущих XVI-XIX веков) и составили более 75 млн человеческих жертв (около 1% населения; порядковое соотношение 100:1).

Но происходит ли в мозге что-то аналогичное войнам и революциям человечества. По статистике ВОЗ среди причин смерти индивидуумов в экономически развитых странах массовая гибель нейронов в результате цереброваскулярных заболеваний (инсульты и пр.) наблюдается в 6,7% (порядковое соотношение 100:1).

К крайней форме преднамеренной массовой гибели всех нейронов (вместе с организмом) можно отнести самоубийства, которые, безусловно, принадлежат к психическим волевым актам прекращения жизни организма - носителя интеллектуальной системы. По данным ВОЗ во всей Европе совершается ежегодно всего 100 тыс. суицидов. Процент ежегодного совершения самоубийств среди всего населения России, например, составляет около 50 на 100000 (0,05%) населения (порядковое соотношение: 100:0,1).

Приблизительная порядковая пропорция общего количества компонентов интеллектуальных систем к количеству массово погибающих - 100:1.

Можно заключить, что в мозге имеют место феномены, аналогичные войнам человечества с массовой гибелью интеллектуальных компонентов.

Примеры информационного программирования смерти человека. Здесь уместно вспомнить об издревле известных в медицине заболеваниях, возникающих как реакция на слова врача, - ятрогениях. При проведении же анализа известных высказываний мудрых о жестоких информационно-зависимых правилах жизни-смерти можно найти целый ряд примеров информационного (словесного, вербального) воздействия, которые или при распространении и восприятии информации могут способствовать ускорению смерти тех индивидуумов, которых она касается, или свидетельствуют о случаях смертельного воздействия информации: «Выпрягай состарившегося коня» (Гораций, I век до н. э.); «Человек столько раз умирает, сколько теряет своих близких» (Публий Сир, I век до н.э.); «Смерть и жизнь - во власти языка, и любяще его вкусят от плодов его» (Ветхий Завет, Притчи Соломона, гл. 18, ст. 23); «Ведь тот, кто больше не полезен, забыт и сердцу не любезен» (Лопе де Бега, XVI-XVII вв.); «Нет ничего постыднее, как быть бесполезным для общества и для самого себя и обладать умом для того, чтобы ничего не делать» (Б. Паскаль, XVII век); «Старый поэт, старый любовник, старый певец и старый конь никуда не годятся» (Вольтер, XVIII век); «Люди не станут заботиться о тех, кто не способен сам о себе позаботиться» (Ф.Дуглас, XIX век); «Жизнь - это дар немногих многим, тех, кто знает и умеет, тем, кто не знает и не умеет» (А. Модильяни, XX век); «Слово бьет иногда насмерть» (А. Грин, XX век).

В связи с вышеизложенным предлагается понятие информационного феноптоза человека - информационно-обусловленной, программируемой, зависящей от качества и количества, производимой, распространяемой, хранимой, воспринимаемой информации смерти человека.

Длительность времени существования интеллектуальных систем и интелвитапролонгирование. Реальная современная статистика средней продолжительности жизни на Земле по данным ВОЗ составляет 48,5 лет. Например, в России - 67,5 лет, Японии - 80,9, Ботсване - 35,3, Мозамбике - 35,6, США - 77,4, Франции - 79,2, Великобритании и Германии - 77,8 (И Февраля 2004 Washington ProFile).

Известный феномен более длительной продолжительности жизни человека по сравнению с животными аналогичных размеров, может быть связан с тем, что наличие интеллектуальной системы (мозга) у человека делает его жизнь более продолжительной, чем у животных. Возможно, этот феномен объясним и с точки зрения снижения энтропии интеллектуальных систем за счет передачи опыта и накопленных ресурсов от одних интеллектуальных компонентов другим.

Мною предлагается обозначить этот феномен как «интелвитапролонгирование» - разумное продление жизни; феномен более продолжительной жизни человека; совокупность информационно-интеллектуальных процессов, благодаря активному отражению способствующих

Источник: А.Л. Еремин. НООГЕНЕЗ И ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=13020