Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
КИРИЛЛ КОРНИЛЬЕВ: «IBM ОТКРЫЛА В УНИВЕРСИТЕТЕ ИМ. Г. В. ПЛЕХАНОВА АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЦЕНТР КОМПЕТЕНЦИИ «РАЗУМНАЯ КОММЕРЦИЯ»
25.02.12 20:40 В рамках реализации Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере ИКТ на 2011-2015 гг. корпорация IBM открыла в Российском экономическом университете им. Г. В. Плеханова академический центр компетенции «Разумная коммерция». Сотрудничество корпорации с вузом началось в 2007 году в рамках программы IBM «Академическая инициатива», и с тех пор сотни выпускников изучили технологии и решения IBM, ставшие основой для 11 учебных курсов. Объявленная в прошлом году IBM стратегическая инициатива «Разумная коммерция» (Smarter Commerce) нацелена на создание средств быстрого реагирования на изменяющиеся предпочтения пользователей и прогнозирование этих изменений. Уже в ноябре было подписано соглашение о намерениях создать на базе РЭУ им. Г. В. Плеханова первый в России центр компетенции IBM «Разумная коммерция», и менее чем через квартал эта договоренность была реализована. Теперь студенты и преподаватели университета будут иметь бесплатный доступ к широкому спектру современных продуктов IBM для бизнес-аналитики, управления эффективностью бизнеса, принятия решений, управления бизнес-правилами, прикладных исследований в социальных науках, облачных вычислений и др. Выступая на торжественном открытии центра, ректор университета Виктор Гришин сказал: «Сегодня мы используем созданное IBM программное обеспечение как в учебном процессе, так и в наших научных разработках. Работа нашей сетевой учебной корпорации во многом базируется на программах IBM, так же как и наши совместные разработки с компанией IBS. Надеюсь, наше сотрудничество будет расширяться». После завершения церемонии открытия центра мы задали несколько вопросов генеральному директору IBM в России и СНГ Кириллу Корнильеву. Каков масштаб программы «Академическая инициатива»? «Академическая инициатива» - главная программа в рамках стратегического взаимодействия корпорации IBM с ведущими университетами тех стран, где мы представлены. В России и других странах СНГ мы развиваем ее с 2004 года, и сегодня в ней участвуют 120 вузов, работают больше двух десятков центров компетенции IBM в профильных вузах по соответствующим направлениям. Формы взаимодействия могут быть разными, включая традиционные гранты, гранты для преподавателей Faculty Awards, программу стажировки аспирантов PhD Fellowship Program, доступ на бесплатной основе практически ко всей интеллектуальной собственности корпорации и т. д. Мы стремимся к тому, чтобы наши технологии и методологические подходы изучались в вузах и применялись передовыми учеными. Это позволяет и нам самим оттачивать свой инструментарий, и вовлекает ученых в решение сложных современных задач, которые невозможно решить в рамках одной компании или корпорации. Мы в IBM, например, считаем бизнес-аналитику одним из ключевых направлений развития ИТ на следующее десятилетие, и подъем этого направления, создание новых методик, алгоритмов и т. д. невозможны без привлечения широкой научной общественности. Кстати, в результате наша компания, прежде всего на российском рынке, регулярно попадает в лидеры среди работодателей для молодых специалистов. И хотя мы не ставим целью сфокусировать эту программу на удовлетворении нашей потребности в кадрах, она способствует воспитанию грамотных специалистов, которые понимают наши продукты и могут сотрудничать и с нами, и с нашими бизнес-партнерами, и с нашими заказчиками. Это дает вам конкурентное преимущество? С вузами сегодня работают все, так что скорее можно сказать, что если мы не будем этого делать, то не будем иметь и конкурентного преимущества. Вопрос только в том, какие формы сотрудничества наиболее эффективны. Программы мы стараемся выстраивать таким образом, чтобы они способствовали развитию самого вуза, отвечали его интересам. В частности, в области бизнес-аналитики такая синергия интересов есть у нас с РЭУ имени Плеханова. Что предшествует созданию центра компетенции в вузе? Как правило, на эту форму взаимодействия мы выходим после нескольких лет предварительной работы. С РЭУ имени Плеханова мы работаем уже пять лет: начинали с учебного процесса, подготовки преподавателей, с выявления того, что им необходимо. Потом они выиграли несколько наших грантов на разработку методических материалов и научную работу. А сейчас сотрудничество столь широко, что наиболее удобной формой совместной работы станет центр компетенции. Кстати, еще лет пять назад бизнес-аналитика, с которой мы начали сотрудничество, была скорее модным словом, а теперь уже все понимают, что это потребность экономики, государства и общества. Софт вы предоставляете вузам бесплатно, а оборудование? В каждом случае по-разному, общих рецептов нет. Например, если создаем центр компетенции совместно с крупным индустриальным предприятием, оно закупает оборудование, а мы предоставляем интеллектуальную собственность. Как обстоят дела с оборудованием в РЭУ имени Плеханова? У них стоит оборудование разных вендоров, не только IBM. В последние годы федеральные правительственные программы, в частности Минобразования, очень помогли ведущим вузам страны закупить IT-оборудование как для учебной, так и для научной работы. Так что во многих вузах скорее стоит проблема недогрузки IT-оборудования. А вот РЭУ имени Плеханова очень продвинуто в этом плане, их «распределенная учебная корпорация» - это фактически частное «облако», которое обеспечивает сервисы подразделениям вуза и предоставляет его филиалам доступ к образовательным ресурсам на базе компьютерных технологий. Какое место занимает сотрудничество с РЭУ в вашей программе «Академическая инициатива»? Бизнес-аналитика - одно из четырех стратегических направлений развития нашей компании. Отсюда можно заключить, насколько для нас важно, что удалось создать центр компетенции именно по бизнес-аналитике с ведущим российским профильным вузом. Как участвуют в программе ваши сотрудники? Несколько человек занимаются только работой с вузами, но их не хватает, и в IBM существует волонтерская программа: сотрудники в свободное от работы время приходят в вузы, обычно в те, которые они заканчивали, и читают лекции. Таких у нас порядка 50 человек. К тому же они приходят с методическими материалами, которые разработаны у нас для сотен учебных курсов и к которым также имеют доступ участники программы. Как бы вы оценили эффективность «Академической инициативы»? Благодаря ей выстраиваются связи с ведущими специалистами по очень интересным стратегическим направлениям. На базе этих связей, например, возникла совместная лаборатория IBM и МГУ, которая ведет фундаментальные исследования в области нанопереключателей, то есть нащупывает путь к созданию нового поколения элементной базы, на которой могут создаваться компьютеры и другие электронные устройства через 20-30 лет. Причем результаты этого фундаментального исследования в равной степени принадлежат и МГУ, и IBM. Я уж не говорю о том, что у нас появляется все больше и больше грамотных специалистов. Каждый год мы берем к себе примерно 60 стажеров, в основном из тех вузов, с которыми работаем. Чуть больше половины из них после прохождения практики остается работать в нашей компании. |