Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) | ||
МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ
Вячеслав Костиков
|
Вячеслав Костиков, выпускник МГУ 1965 г. |
Чарльз Дарвин пытался убедить нас, что человек произошел от обезьяны. Не берусь оспаривать эту почтенную теорию. Но мой личный опыт свидетельствует о другом. Человеком меня сделал Московский университет. Погрешил бы против истины, если бы стал утверждать, что в моей судьбе все было закономерно. В МГУ я оказался случайно...
Я был обыкновенным "пэтэушником", и ремеслом моим на всю жизнь могло бы стать токарное дело. Родителей - недавних крестьян из Рязанской губернии, спасавшихся в Москве с начала 20-х годов от голода, - такая судьба вполне устраивала. Я уже начал зарабатывать первые советские рубли: "токарил" в маленьких ремонтных мастерских при гараже Института им. Курчатова - обтачивал колодки автомобильных тормозов, нарезал шайбы, многозаходные винты (вершина мастерства), случалось даже вытачивать бигуди. Уже были получены первые почетные грамоты - за достижения в социалистическом соревновании. Словом, впереди была производственная слава и перспектива стать мастером токарного цеха. До сих пор помню запах горячей металлической стружки, машинного масла и первый выговор за то, что на стене своей крохотной мастерской нарисовал лик Николая-угодника, о заступничестве которого рассказывала мне бабушка Федосья.
Но на университет меня вывел не покровитель мореходов и русских крестьян, а первая любовь. Узнал, что Тамара К., за которой я пытался ухаживать в ПТУ, поступает на факультет журналистики МГУ. Ну, и я хвостиком за ней. И, как и следовало ожидать, схватил по английскому двойку. Тамара К. поступила, а я - снова за токарный станок, зарабатывать двухлетний рабочий стаж, который облегчал (по правилам тех лет) поступление в вузы.
Удивительные в те времена проживали в Москве люди. Может быть, и сегодня живут? Как-то, когда, едучи в метро, я перебирал в руках карточки с английскими словами и фразами, ко мне склонился, по тогдашним моим меркам, очень пожилой дяденька. "Английским интересуетесь, молодой человек?" - с едва уловимым акцентом полюбопытствовал он. Так судьба свела меня с Евгением Степановичем, как оказалось, из бывших белоэмигрантов. Он давал частные уроки английского языка. И надо же так сложиться, что подвальная его каморка была в двух шагах от Моховой и старого здания университета. Денег он с меня не брал...
Через год я стал студентом, сдав английский на пятерку. А Тамара К. к этому времени вышла замуж за пилота "Аэрофлота"... и наши пути навсегда разошлись. Сказать по совести, я не слишком печалился. Началась благословенная студенческая жизнь. Тем более она совпала со временами новых веяний в политике, литературе, культуре. Конечно, по понятиям сегодняшних либеральных времен, ростки нового были едва заметными. Это сегодня слово "демократия" слышно на всех углах, а тогда им не принято было жонглировать. Еще слишком памятны были страшные времена ГУЛАГа.
К свободе, смысл которой мы, студенты тех лет, еще мало понимали, шли совсем малыми шажками. В лекциях профессоров еще много было иносказательного, намеков. Но каждое слово правды - о западной культуре, журналистике, политической системе - было почти откровением. Только-только разрешено было читать лекции о Достоевском. Еще не вышел "Мастер и Маргарита" Булгакова, упоминания на лекции о Мандельштаме звучали как большая смелость. На зато на семинарах в группах самые продвинутые из преподавателей уже говорили о том, что в эмиграции сложилась большая "русская литература в изгнании".
Сегодня социология стала одним из важнейших инструментов журналистики, а в те годы она считалась буржуазной наукой. И декану Я.Н. Засурскому потребовалось немалое гражданское мужество, чтобы заполучить на факультет такие опальные имена, как Грушин и Левада. Будущим журналистам тихой сапой внушалась мысль, что помимо "теории и практики партийно-советской печати" (это был основной предмет) в багаже у журналиста должны быть и реальные инструменты для измерения жизни.
Глаза и уши КПСС все еще торчали из каждого угла узких коридоров факультета журналистики. Вытеснять их было неимоверно трудно. Чтобы сломать или для начала потеснить советские идеологические стереотипы, приходилось прибегать к маленьким хитростям. Например, приглашать лекторов со стороны. Помню совершенно блистательную лекцию известного публициста и писателя Ильи Эренбурга, автора нашумевшей книги "Люди, годы, жизнь". Студенты устроили овацию. А потом, на комсомольском собрании, тогдашние комсомольские вожаки беспомощно пытались вправить "доверчивым студентам" мозги. Но и сами вожаки уже понимали, что пытаются остановить то, что остановить невозможно, - время. Буквально на глазах рушились старые партийно-комсомольские авторитеты, появлялись новые неформальные лидеры. Особенно ясно это сказалось при поездке на целину, где в условиях студенческой вольницы звучали уже другие голоса.
Интересно было наблюдать, как постепенно растворялся страх. Комсомольские собрания, которые раньше созывались в связи с очередным "судьбоносным" съездом КПСС или пленумом ЦК, постепенно превращались в инструмент критики "снизу".
Но главное в университете было не это. Несмотря на то что со времени погрома "дореволюционной школы" преподавания в 1922 году и массовой высылки русских профессоров за границу или просто изгнания из университета прошло сорок лет, дух российского университета каким-то немыслимым образом сохранился. Сохранилась душа университета. Явственно чувствовалась гуманистическая преемственность профессуры.
Несмотря на все "теории и практики партийной печати", в студентах воспитывалось чувство причастности к огромному гуманитарному миру Европы. Сегодня в стране идет спор о границах образования - насколько при все усиливающейся специализации нужны общегуманитарные знания. Нужны! И дело не в том, пригодятся ли они в офисе или в редакции. Гуманитарные знания помимо специалиста формируют личность, делают человека Человеком.
На примере факультета журналистики было видно, как рабоче-крестьянский контингент факультета, который на первых курсах доминировал, постепенно преображался. Исчезала жесткость и однозначность оценок, возникали сомнения, расширялся поиск ответов, начинала трудиться душа.
Сегодня в традициях университета мы продолжаем бесконечный российский спор: что делать, куда идти, и более актуально - готова ли наша страна для демократии, сколько ее нужно для нынешней России. Ответы могут быть разные, но, чтобы снова не поделить страну на красных и белых, на правых и неправых, каждому нужен свой университет. Потому что знания - это единственный путь к свободе.
СЛАВА В ИМЕНАХ
В XVIII в. в стенах Московского университета учились и работали замечательные деятели русской науки и культуры: философы Н.Н. Поповский, Д.С. Аничков; математики и механики В.К. Аршеневский, М.И. Панкевич; медик С.Г. Зыбелин; ботаник П.Д. Вениаминов; физик П.И. Страхов; почвоведы М.И. Афонин, Н.Е. Черепанов; историк и географ Х.А. Чеботарев; историк Н.Н. Бантыш-Каменский; филологи и переводчики А.А. Барсов, С.Х. Хальфин, Е.И. Костров; правоведы С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков; издатели и писатели Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков, Н.И. Новиков; архитекторы В.И. Баженов и И.Е. Старов.
С университетом связаны имена выдающихся русских мыслителей конца XIX -
начала XX в.: В.С. Соловьева, В.В. Розанова, Е.Н. и С.Н. Трубецких, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского.
В 1911 г. в знак протеста против незаконного увольнения ряда профессоров и нарушения университетской автономии его стены демонстративно покинули более 130 профессоров и преподавателей. Среди них - ученые с мировым именем: К.А. Тимирязев, П.Н. Лебедев, Н.Д. Зелинский, Н.А. Умов, С.А. Чаплыгин, В.И. Вернадский, В.И. Пичета и др.
В первое послереволюционное десятилетие преподавание продолжали всемирно известные ученые: Д.Н. Анучин, Н.Е. Жуковский, Н.Д. Зелинский, А.Н. Северцов, К.А. Тимирязев, С.А. Чаплыгин.
В университете работали ученые мирового уровня: математики и механики М.В. Келдыш, А.Н. Колмогоров, Н.Н. Лузин, И.Г. Петровский, И.И. Привалов; физики В.К. Аркадьев, Н.Н. Боголюбов, С.И. Вавилов, А.А. Власов, П.Л. Капица, И.В. Курчатов, Л.Д. Ландау, Г.С. Ландсберг, Я.Б. Зельдович; химики Я.И. Герасимов, В.А. Каргин, А.Н. Несмеянов, Н.Н. Семенов; географы Н.Н. Баранский, А.А. Борзов, В.Н. Сукачев; геологи А.Д. Архангельский, Н.В. Белов, А.А. Богданов; биологи и почвоведы А.Н. Белозерский, Д.Г. Виленский, Л.А. Зенкевич;
историки А.В. Арциховский, Б.Д. Греков, А.А. Губер; искусствоведы В.Н. Лазарев, А.А. Федоров-Давыдов; филологи Д.Д. Благой, С.М. Бонди, Д.Н. Ушаков;
философы В.Ф. Асмус, В.П. Волгин, Г.Е. Глезерман; юристы М.Н. Гернет,
П.Е. Орловский, А.Н. Трайнин; психологи А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн; экономисты Л.Я. Берри, А.Я. Боярский, В.С. Немчинов.
ИЗ ИСТОРИИ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Московский университет основан 25 января 1755 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны. В 1940 г., в дни празднования 185-летнего юбилея, ему было присвоено имя выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова.
Московский университет всегда играл важную роль в распространении и популяризации научных знаний. В апреле 1756 г. при Московском университете на Моховой улице открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Вскоре первых читателей приняла университетская библиотека.
В XIX в. при университете были образованы первые научные общества: испытателей природы, истории и древностей российских, любителей российской словесности.
В 1804 г. был принят университетский устав, благодаря которому ректор и деканы факультетов избирались из числа профессоров, а совет профессоров решал все важнейшие вопросы внутренней жизни, присуждал ученые звания.
В дореволюционной России профессура Московского университета много сделала для укрепления связи науки и практики. Ученые писали учебники для школ. Немало воспитанников университета работали учителями.
По инициативе и при содействии университета во второй половине XIX - начале XX в. возникли известные московские музеи: Политехнический, Исторический, Зоологический, антропологии, изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) и т.д.
С университетом связаны имена выдающихся русских мыслителей конца XIX - начала XX в.: В.С. Соловьева, В.В. Розанова, Е.Н. и С.Н. Трубецких, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского. Студенты и профессора откликались на самые злободневные проблемы российской действительности.
После революции 1917 г. в судьбе высшей школы произошли значительные изменения: часть студентов и известных ученых, не принявших новых политических порядков, была вынуждена покинуть Московский университет. Идеологический и административный диктат со стороны властей препятствовал свободе творчества, ограничивались контакты с зарубежными научными центрами. Многие ученые подверглись необоснованным репрессиям, целые направления исследований, особенно в общественных науках, филологии, кибернетике, биологии, были свернуты.
Несмотря на эти тяжелые потери, университетская наука в целом достигла в 20-30-е гг. значительных результатов. К 1941 г. только на дневном отделении занималось около 5 тысяч студентов. Свыше 30 профессоров и научных сотрудников стали действительными членами АН СССР. Ученые университета разработали учебники для высшей и средней школы.
В конце 40-х - начале 50-х гг. на Ленинских горах возводится огромный комплекс новых университетских зданий. 1 сентября 1953 г. в них начались учебные занятия. Лаборатории и аудитории были оснащены новейшим по тому времени оборудованием.
Всего с 1917 г. до наших дней Московский университет выпустил около 180 тысяч специалистов и около 35 тысяч кандидатов наук для народного хозяйства, культуры и просвещения.
В 1992 г. указом Президента Российской Федерации Московский университет получил статус российского самоуправляемого (автономного) высшего учебного заведения. В ноябре 1998 г. был принят Устав Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, по которому были значительно расширены права факультетов и научно-исследовательских институтов. Они являются самостоятельными учебно-научными организациями, входящими в структуру МГУ.
Сегодня в Московском университете 29 факультетов, в которых представлено более 300 кафедр, 9 научно-исследовательских институтов. В МГУ обучается более 31 тысяч студентов и около 7 тысяч аспирантов, работает 4 тысячи преподавателей, около 5 тысяч научных сотрудников.