Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Выгодный скандал, или как заработать $500 тыс. на календарях
Олеся Шмагун
Инфографика © Татьяна Белкина, «Маркер»
Издательство «Факультет» возникло в 2007 году (сегодня ЗАО «Факультет», по информации ЕГРЮЛ, владеют Игорь Меркудинов (51%), Владимир Табак (39%), Максим Перлин (10%)). Студент четвертого курса Владимир Табак и студент второго курса факультета журналистики МГУ Максим Перлин захотели создать собственное дело. Бизнес-идея возникла из специфики учебы на журфаке. «Мы, как все, читали много книжек. В какой-то момент мы поняли, что ниша издания книг молодых писателей не занята, и решили попробовать издать свою книгу», - говорит Табак. Деньги молодые предприниматели заняли у родителей. Потребовалось 200 тыс. рублей на первый выпуск. «Для нас тогда это была крупная сумма. Пришлось проделать большую работу по обзвону друзей-знакомых, которые работали в каких-то СМИ, в издательствах: «Можешь написать статью, мы издаем книгу, я свои деньги вложил, очень волнуюсь», - вспоминает Перлин. Проект оказался успешным. Тираж в 5 тыс. экземпляров был распродан, издательство получило небольшую прибыль - 150 тыс. рублей. «Тут важно, что мы смогли вытащить такой крупный проект, потому что многие студенты начинают какое-то дело, но немногие доводят его до конца», - отмечает Табак. Дальше Табак и Перлин выпустили сборник «6 девушек, 6 историй». Книга презентовалась на журфаке МГУ и также широко обсуждалась в СМИ. Многие говорили, что молодых студенток, произведения которых попали в сборник, выбирали скорее не по интеллектуальным, а по внешним факторам. После вышла еще одна книга - «6 девушек. Обнажая души». Для обложки девушки сфотографировались в обнаженном виде, как бы подтверждая теории о том, чем они намерены привлечь читателей. С коммерческой точки зрения второй проект оказался более успешным - потрачено на выпуск книги тиражом 10 тыс. экземпляров 350 тыс. рублей, при этом заработали издатели уже около миллиона. В 2009 году о молодых издателях узнали все: на молодежном форуме «Селигер-2009» они смогли донести информацию о своем бизнесе премьер-министру Владимиру Путину, а тот, в свою очередь, даже пообещал написать рецензию на одну из книг «Факультета». Cейчас Табак утверждает, что календарь, выпущенный к дню рождения премьера через год после той встречи, - только бизнес. «Календарь все взорвал вокруг. На нем мы сделали хорошие деньги - тут речь уже шла примерно о 15 млн рублей», - говорит он. Максим Перлин добавляет, что календарь к дню рождения Путина стал самым продаваемым за всю историю календарей. «Мы напечатали его тиражом 100 тыс. экземпляров. Но потом к нам стали обращаться из-за рубежа, и мы стали продавать права на выпуск календаря на определенной территории. Большой интерес проявили Израиль, США, какие-то западные страны, в общем, те, где живут наши соотечественники, - рассказывает Перлин. - Почему это выстрелило? - Потому что у нас в обществе не принято делать что-то забавное о первых лицах государства. У нас все либо боятся и не трогают эту тему, либо делают один сплошной негатив». «Нас спрашивают - вы против Путина? Нет. Но мы и не за Путина, там нет каких-то призывов», - говорят издатели. Табак и Перлин уверены, что в течение шести лет на имени премьер-министра можно будет делать неплохие деньги. А может, и в течение всех 12. Впрочем, журфаковцы и журналисты представить себе Владимира Табака на политических акциях все-таки могут - стоит вспомнить акцию у Белого дома «Пой, как Путин». Или на недавней встрече в МГУ с Дмитрием Медведевым, где, по свидетельствам очевидцев, Табак составлял списки допущенных журфаковцев. В этом году к дню рождения Владимира Путина «Факультет» выпустил раскраски «Дима и Вова». Это картинки из жизни мальчиков, недвусмысленно напоминающих президента и премьера, которые снабжены простыми надписями. «В этом году Вова получил новый портфель» или «У Димы важная работа, он делает людей счастливыми». Стоимость раскраски - от 100 до 150 рублей. «Мы не думаем, что прибыль от раскраски будет такой же, как от продажи календаря, но все-таки себестоимость ее очень маленькая, так что пару-тройку миллионов, наверное, она нам принесет», - отмечает Перлин. Впрочем, серьезных планов по развитию издательства у владельцев нет. «Издавать художественную литературу мы точно больше не будем, - утверждает Табак. - Это очень муторно, прибыль небольшая. Маленькие игроки на этом рынке проигрывают». «Именно поэтому мы издали календарь - это был поиск финансово выгодной идеи, - подчеркивает Перлин. - Мы будем концентрироваться на выпуске таких разовых, ярких проектов. Придумать можно очень много всего. Есть, например, книги, которые открываешь, а там объемная картинка. Никто никогда не издавал таких книг для взрослых. Можно выпустить «Камасутру» с такими картинками, люди будут это покупать, будут дарить друг другу». Был и еще один побочный коммерческий эффект от выпуска календаря со студентками. «Нами заинтересовались компании, которые увидели, что мы можем проводить яркие пиар-акции в интернете, - говорит Табак. - Они понимают, что это минимальный рекламный бюджет и максимальный резонанс. На тот момент рекламных агентств, работающих только в сфере Digital (то есть социальные сети, Twitter), практически не было. Мы предлагаем компаниям креативные решения, но специализируемся на вирусных роликах». Табак и Перлин говорят, что берут большие деньги за свои услуги. «К нам обращаются серьезные компании, это не малый и не средний бизнес, - отмечает Табак. - Мы берем за свои услуги не меньше 1 млн рублей». «При этом самый дорогой заказ - $500 тыс., - рассказывает Перлин. - Эта прибыль, конечно, не вся наша. Зачастую компании хотят, чтобы ролик для них снимал какой-то хороший режиссер, сами съемки могут стоить очень дорого, притом что на выходе они выглядят, как любительская съемка». Табак и Перлин отказываются говорить о своих клиентах, ссылаясь на пункт о неразглашении в договоре. «Но наши ролики периодически попадают в топы «Яндекса». Профессионал, когда видит какой-то качественный вирус, сразу может сказать, кто это сделал», - разъясняют они. «Маркер» обзвонил несколько известных рекламных агентств, специализирующихся на «вирусах», но понять, какие именно ролики сделали ребята из «Факультета», не удалось. «Я никогда не слышал об их рекламных кампаниях», - говорит директор агентства «Сметана» Андрей Бузина. Он также отметил, что сумма в 15 млн рублей звучит несколько неправдоподобно - заказы в этой сфере редко превышают 1 млн рублей. Руководитель компании My Duck’s vision Юрий Дегтярев говорит, что средняя стоимость вирусной рекламной кампании составляет от 150 тыс. до 3 млн рублей. «Вряд ли кто-то в России заплатит за вирусное распространение 15 млн рублей, мне трудно в это поверить. Для рынка вирусной рекламы характерно преувеличение, - говорит Дягтерев. - И участники рынка всегда ссылаются на статью о неразглашении». Издательство «Факультет» - не единственная попытка использовать премьер-министра для продвижения своей продукции. Летом в интернете появился ролик рэпера Эм Си Донателло, в котором тот рассказывает, как «задружился» с премьером в сети «В Контакте», после чего его жизнь серьезно изменилась. Клип собрал более миллиона просмотров за неделю. Не все поняли, что клип создала продакшн-компания My Duck’s vision и он будет использован в рекламных целях. «Мы раскрутили Эм Си Донателло и будем его использовать для продвижения какой-то продукции, и меньше всего я хочу кому-то доказывать, что этот проект не проплачен сверху. Стеб над политиками всегда был очень выгодным направлением для вирусных роликов, а особенно в предвыборный год», - рассказал «Маркеру» Дегтярев. Он так подчеркнул, что его не беспокоит, что ролики могут быть использованы политическими партиями в их собственных целях. Компания Progrestar в этом году запустила онлайн-игру «Войнушка», главными героями в которой выступают Владимир Путин и Дмитрий Медведев. В интернете также продаются премьерские аксессуары - «Официальные запонки «Владимир Владимирович». |