Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Об оружии. Шашки и кинжалы

Дорогие друзья, добрый вечер, с Вами Алексей Маматов. И наш сегодняшний каст посвящен такой неотъемлемой части жизни мужчины (я имею в виду настоящего мужчину, а не лишенного первичных и вторичных половых признаков) - речь пойдёт о таком неотъемлемом атрибуте настоящего мужчины как боевое оружие. И я попробую передать вам ощущения, которые рождаются в руках и теле от того, что Вы берёте в руки оружие: чем это сопровождается, к чему это ведёт, и что Вы получаете в качестве результата.

Во-первых, любой настоящий, уверенный, независимый мужчина не рассчитывает, что его будут охранять десять тысяч полицаев, приставленных персонально к нему. Как, например,в Москве по количеству полицейских на душу населения наш город впереди планетывсей. Такого нет даже в государствах, ведущих войну. В Нью-Йорке, в Лондоне такого тоже нет, тем не менее они не способны кого-то защитить. Если мужчина рассчитывает на собственные силы, а не на усилия вот этих стражей порядка, которые якобы будут бегать за ним 24 часа в сутки, то он должен быть вооружен, должен уметь владеть этим оружием.

Помимо современного существует историческое холодное и огнестрельное оружие. Оно создавалось в тот период, когда люди вели непрерывные войны. Когда обычный горожанин, а вовсе не профессиональный солдат, был вынужден защищать свою жизнь, возвращаясь поздно вечером домой, от тех же городских разбойников, которые поджидали его в подворотнях.

Вот первое, о чем я хочу рассказать - это символ элитных войск русской царской армии- казаков - это шашка, ну и символ их извечных противников - кавказских горцев.

Казачья шашка - это довольно длинное (с длиной крюка 90 см, а порой и больше) оружие изогнутое, которым рубили с коня, на скаку. И казак, который профессионально рубил шашкой, был способен, рубя как налево, так и направо от себя, отсечь человеку голову, развалить человека «на полы» - это так называлось, то есть пополам. Это умение оттачивалось на тренировках с детства в рубке лозы, в рубке специальных глиняных чучел, рубке соломенных снопиков. И, допустим, плохого казака всегда можно было узнать по его коню. Во-первых, у коня было обрублено одно или оба уха, это значит казак, не рассчитав силу, пытался попасть по противнику или по лозе и задел своему собственному коню ухо, отрубил уши. Но у хорошего были уши целые и шашка была вполне в рабочем состоянии. Например, когда императорская фамилия стала переходить на государственное обеспечение кубанского казачьего войска, терского казачьего войска черноморских казаков, им было разрешено наряду с уставным использовать так называемое дедовское оружие. Это были, как правило, даже не шашки, а просто старые клинки в новой оправе, это были те клинки, которыми сражались отцы, деды, клинки, покрытые славой, клинки, с помощью которых их предки выжили и победили, и вот это было здорово. А советская власть, когда пришла на Дон, она помимо массовых репрессий (казаки были одной из наиболее пострадавших социальных групп) стала отнимать у них самое дорогое - оружие и лошадей.

Здесь я хочу немножко прерваться и рассказать вам историю про Петра Великого. Ну, это даже не история, а легенда.

Казачья традиция сказывает о том, что Пётр Великий как-то приехал на Дон и на одном из базаров он увидел голого мужчину, весело сидящего на пороховой бочке, абсолютно голого, на поясе у него висела сабля, в руке он держал кружку с хмельным напитком. Царь-батюшка спрашивает: «Уважаемый, что с тобой случилось?». А он говорит: «Ну, побился об заклад, всё проиграл: одежду, обувь, деньги, шапку». Тогда царь ему говорит: «Ну а чего же ты шашку свою не продашь? Сходи купи портки себе хотя бы, сапоги, глядишь, человеком выглядеть станешь». А казак усмехнулся и ответил: «С портками, штанами, сапогами и кафтаном меня любой разует и разденет, а вот с этим я поеду в поход и сам себе всё добуду».

Вот эта история показывает, как важно, как статусно было иметь оружие и сохранять в первую очередь оружие. Это было неспроста. И неспроста, когда большевики уничтожали национальное самосознание, старались разоружить казаков ну и все остальные национальные группы в России, лишить их права носить оружие.

Да, ещё по шашкам интересно то, что были шашки под правую руку, а были шашки под левую руку. Это можно узнать по тому, как на ножнах расположены кольца-крепления к поясу для крепления подвеса. Для праворукой шашки они с правой стороны, а под левшу с левой. Когда берёшь в руки такое оружие (шашек существовало примерно 1,5 десятка разных образцов для офицеров и солдат, солдатских шашек было сделано ещё несколько экспериментальных - малыми сериями, и существовало гигантское количество частных: кавказских, трофейных и т.д., существовали шашки с турецкими клинками в русской оправе) и пробуешь подержать его в руках, то чувствуешь, как переливается сила по рукам. Когда направляешь его вперёд, прямо ощущается, как пространство электризуется и мощный поток, подобный реке, начинает струиться с конца оружия вперёд. Если направить оружие на человека - это будет чувствоваться, это будет ощутимо, и иногда на своих демонстрациях я это делаю. А если шашкой взять и махнуть по воздуху, Вы почувствуете восторг, Вы почувствуете полёт и окрыление. Например, если взять и начать её вращать, то состояние полёта усилится, и человек может войти в боевой транс, важно только, чтобы у него была отточена многими месяцами тренировок верная траектория движений, иначе вместо коня может выступить кисть его второй руки или носок ноги, потому что такие прецеденты тоже были, когда новички слишком увлекались работой заточенным боевым оружием и отсекали себе конечности.

Боевое оружие не прощает ошибок - в этом ещё одна его особенность. Оно сразу собирает человека, центрирует, дисциплинирует, делает его жестким, собранным. Как настоящий альпинист, скалолаз, человек, ответственность которого на его кончиках пальцев, или вот как человек, который увлекается традицией, идущей от Кастанеды, -практиками осознания ответственности за собственную жизнь. Вот когда берёшь в руки 2 клинка, 2 шашки и начинаешь ими рубить, то появляется ощущение вихря, и люди, которые находятся рядом, чувствуют это ощущение нагнетаемой угрозы и красоты, потому что зрелище вращаемой шашки или двух шашек очень завораживает, гипнотизирует, это магическое зрелище, на которое хочется смотреть ещё и ещё, это прекрасно. А если отложить шашки в сторону и попробовать подвигаться без шашек, но как с шашками голыми руками, то Вы увидите, что динамика вашего тела сильно изменилась, и ваши удары, ваша защита, уклоны, уходы приобрели особую наполненность, пластику. И если такой рукой, которой Вы хотя бы 15 минут рубили шашкой, потом ударить человека даже, как вам кажется, слабым ударом - этот удар будет проходить до самых печёнок, и даже если ударить на расстоянии, это будет чувствоваться (без контакта, ощущается выраженная волна).

Ещё очень интересные ощущения получаются, если Вы берёте длинномер (так на сленге называется длинное клинковое оружие: сабли, шашки) и начинаете рубить им лозу, подвешенные верёвки, срубать кончики горящих свечей на точность, начинаете шинковать арбуз. Вот кладётся на чурбак арбуз, и после этого горизонтальным ударом Вы срубаете с него крышечку, а затем раз за разом горизонтальными ударами Вы как бензопилой нарезаете этот арбуз будто на блинчики. Это тоже даёт обалденное ощущение уверенности в собственном ударе, чувство собственной мощи и могущества. Я считаю, что мужчине это стоит попробовать хотя бы раз в жизни.

Ещё хотел немножко сказать про такой спорный, интересный, неоднозначный вид холодного оружия как кинжал. Есть 2 версии происхождения этого слова. Одна из них гласит, что это слово народов Кавказа, а другая - что это традиционное славянское слово, которое происходит от двух корней «кинь» и «жал», то есть кинуть жало.

То есть кинжал - это метательный продолговатый снаряд, и они бывают прямые, - те, которые мы обычно понимаем под кинжалами: двулезвийный клинок (значит заточенный с двух сторон), и бывают изогнутые кинжалы или бебуты, так их называли в России. Они кривые как маленькая сабля и тоже заточены с двух сторон.

Кинжалы делятся на стандартные (те, которые держатся одной рукой) и на трёхпалые(хват рукояти в 3 пальца) - это значит, что если Вы попробуете его обхватить, даже если он длинный, на саму ручку поместятся только указательный, средний и большой пальцы руки. Это говорит не о том, что раньше люди были мелкие, как у нас любят утверждать, а о том, что носитель кинжала владел виртуозной филигранной техникой фехтования в ближнем бою, нанесения ударов по необычным, изогнутым плоскостям именно за счёт удержания его 3-мя пальцами.

Это была техника виртуозов. Вы можете попробовать подобные движения, если возьмёте таким хватом китайские палочки или ложку, её можно зажать 3-мя пальцами. Рукой, которая так держит оружие, удобно не только колоть прямо, но и очень удобно колоть вбок-внутрь, вбок-наружу, вверх, вниз и по всем другим направлениям, так как появляется большая свобода движений кисти, но требуются очень сильные пальцы.

Кинжалы делились на мужские - были небольшие от 30 см лезвие, средние до 45, большие от 45-55, почти как шашки. Существовало понятие, что можно делать кинжалом, а что нельзя. В частности, у народов Кавказа считалось, что колоть в ссоре и в стычке среди своих (не на войне) нехорошо, неправильно. Можно только рубить. С учётом того, что в 19 веке все ходили в шлемах-месюрках, на теле носили кольчугу, а руки и ноги были защищены наручьями и поножьями и специальными перчатками, - вред от рубящего удара был меньше, а укол кинжалом считался уже боевым действием. Казаки переняли от кавказских горцев это оружие, они его полюбили. Кинжалы носили и мужчины и женщины (до 30 см длина), были детские. Их дарили ребёнку в сознательном возрасте (до 20 см).

Казаки со своими кинжалами в первую мировую производили панику, немцы со штыками их боялись.

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=12246