Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Как разобраться с долями и с друзьями?

 

Алёна Попова

Рядовая история региональной фирмы

Собрались молодые и активные. Идеи есть, финансы нашли, создали фирму. Работает фирма, развивается. Все работают. Кто-то больше, кто-то меньше. Процесс идет бурно. И вот первая прибыль.

Разговор

Учредитель №1 (70 % акций)

- У нас первая прибыль. Мало, но слава богу, что она есть. С почином всех. Мы молодцы.

Учредитель №2 (10% акций)

- У меня к тебе один вопрос. Мы все работаем, но почему у нас по 10%, а у тебя 70%?

Учредитель №1 (70 % акций)

-Мы же все обсудили. Я вкладываюсь больше всех, беру кредит. Идея моя. Контакты мои. Вы хорошие специалисты, и у нас было обсуждение: Вы или просто наемные рабочие, или учредители. Вы сказали, что учредительство для вас очень привлекательно. И мы путем адекватных разговоров пришли к выводу, что у Вас будет по 10%. Это был итак жест доброй воли. И почему этот вопрос возник сейчас? Прибыль небольшая. Особо делить нечего.

Учредитель №3 (10%)

-У нас появилась прибыль. Пусть небольшая. Но мы не согласны ее делить так: тебе -70, нам-10. Давай менять доли. Всем по 25%. Так справедливо. Работаем все одинаково. Даже мы больше. И всем деньги нужны. Вот мы получили, давай это разделим на 4 части.

Учредитель №1

-Но мы не можем все делить. У нас вообще по сути нет прибыли. Расходы огромные. Плюс к этому, учредители вообще должны быть настроены на развитие бизнеса, а не просто на схему «заработали-поделили». А накопительный фонд? А новые проекты на что?

Вот встает вопрос: нужна ли полная демократия в таком случае. Если у людей болезнь «красных глаз», им нужен кто-то адекватный. Или кто-то уже страдавший сим недугом и излечившийся?

В наше время молодые, активные и амбициозные очень рано стремятся открыть свое дело. А с кем это можно сделать? Варианта два: друзья-саратники и богатые спонсоры (обычно - родственники или лица, заинтересованные в этом молодом и активном). В первом варианте либо вкладываются все и поровну, получают так же или вообще уходят в минус. В варианте спонсоров есть момент обязательств и кровных уз. Первое плохо тем, что спонсор может в тебе разочароваться, и ты должен либо денег, либо реабилитируйся в его глазах. Кровные узы «срабатывают» у молодых людей, и то не всегда. Фраза- «Этот молодой и талантливый многого добился, потому что у него есть папа/мама/дядя/тетя/и т.д.» у нас очень популярна.

Значит, друзья или сагитированные тобой соратники лучше. Но как быть с ними, если у тебя все административные ресурсы, а у них мозги и еще раз мозги.

Ты собрал команду, ты веришь в нее, ты ее развиваешь и вместе с тем сам развиваешься. И тут…Доли, доли и доли.

Вот учредительные документу, там все есть. Но доли, доли, доли.

Вообще на друзей в бизнесе есть опять же свои табу:

-дружба разбивается о деньги-доли

-дружба разбивается о зависть

И тут у всех вопросы: а что, а как, а почему? Что делать.

К нам (консалтинговой группе) пришел руководитель регионального предприятия малого бизнеса. Проблема, изложенная выше - его ситуация. Он работал с друзьями. И сказал, что хоть он и мастер MBA, а тут этот опыт не имеет значения. Доли есть доли. И друзья есть друзья.

Руководитель:

-На уступку не пойдешь: бизнес есть бизнес. И ресурсы изначально мои. Но ведь, понимаете, они мои друзья. И я хочу с ними работать. Да и в том, что они говорят, есть доля правды. Поменять все-таки доли или нет? Нужно верное стратегическое решение. Со стороны.

После анализа ситуации решение предлагалось следующее:

-Создать адекватную систему бонусов, если работникам-друзьям необходимы средства. Создать фонд развития фирмы (25% прибыли), откуда после накопления определенной суммы, можно выделять средства на создание спец. проектов под возмущенных молодых друзей руководителя. Ведь им нужно имя. Пускай они свое имя произносят рядом с именем компании. Но им необходимо расти. А доли менять не надо. Это нарушит баланс организации. Но и надо понимать, что доли должны выкупаться. А судя по описанному финансовому портрету «деливших доли», в данном случае вариант выкупа невозможен и не нужен. Закрывать эту фирму и создавать новую бесполезно. Или ситуация повториться, но они захотят большего. Или они поймут, что руководителем можно управлять.

В данном случае, решение было верным. Для малого предприятия, основанного на дружеских связях вообще свои правила. Тут масса внутренних факторов. Но нельзя отрицать, что многие думают, стоит или нет работать с друзьями. И потом часто встает вопрос о правильности распределения долей. И даже если все по документам объяснено, руководителю часто приходится учитывать свои отношения со своими друзьями-учредителями. А для них пока универсальной системы не придумали. Или лучше сказать, она тут не действует. Так что удачи всем на этом нелегком поприще. И решений, не травмирующих отношения.

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=1215