Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
Погоня за бессмертием
Александр Генис: У меня есть знакомый, который не собирается умирать. Не сейчас, а вообще. Он верит (или - считает), что успеет дожить до той поры, когда технология, как обещают многие футурологи, позволит ему, точнее - его интеллекту, переселиться в компьютер. Но это только один из путей к достижению бессмертию. О других рассказывает книга ''Комитет Иммортализации'', которую нашим слушателям представит ведущая ''Книжного обозрения'' ''Американского часа'' Марина Ефимова. John Gray. ''The Immortalization Commission. Джон Грэй, ''Комитет Иммортализации. Марина Ефимова: Книга известного философа Джона Грэя начинается с описания спиритического сеанса в Лондоне в 1874 году, на котором среди прочих участников были Чарльз Дарвин, его кузен (метеоролог и психолог-любитель) Фрэнсис Галтон и известнейшая тогда писательница-романистка Джордж Элиот. Несколькими страницами позже автор знакомит нас с ''Обществом психических исследований'' (то есть, исследований паранормальных явлений), которое было создано в Лондоне в 1882 году. Активными членами общества были: американский философ и учёный Уильям Джеймс, французский философ Анри Бергсон, ведущий английский искусствовед и реформатор Джон Рёскин, поэт Альфред Теннисон и премьер-министр Англии Уильям Эварт Гладстон. Основной вопрос, на который пытались ответить эти светила своими исследованиями и размышлениями - есть ли жизнь после смерти. Диктор: ''В январе 1901 года Уильям Джеймс сидел, утонув в кресле, в коридоре клиники в Риме, у открытой двери палаты, где умирал его друг Фредерик Майерс - поэт, философ и президент ''Общества Психических исследований''. На коленях у Джеймса лежал блокнот, в руке он держал наготове карандаш, чтобы записать первое сообщение, которое пошлет ему из потустороннего мира его друг. После того, как Майерс умер, Джеймс еще долго сидел, откинувшись на спинку кресла и закрыв лицо руками. И у него на коленях всё так же лежал открытый блокнот. Но страница была пуста''. Марина Ефимова: Первая часть книги - ''Корреспонденция между двумя мирами''. Её главный персонаж - английский философ и экономист Генри Сиджвик. Он был главным аналитиком ''скриптов'', то есть, посланий из потустороннего мира. Составлялись они путем так называемого ''автоматического письма''. Такие скрипты создавались и анализировались и после смерти Сиджвика в 1900 году. Этим занимались многие выдающиеся умы первой половины 20-го века, в том числе Зигмунд Фрэйд и его соратник философ Карл Юнг, писатель Олдос Хаксли и поэты: Уильям Батлер Йейтс, Эзра Паунд и французский сюрреалист Андре Бретон. Из бытовавших в то время идей самой экстравагантной была идея родить девочку-мессию - великую реинкарнацию персидской поэтессы и теолога Тахири. Она уже вела ''потустороннюю переписку'' с женщиной, которую выбрала себе в земные матери. Диктор: ''Несколькими годами раньше Уэллс предложил дерзкую программу, по которой интеллигентное меньшинство - ученые, инженеры, авиаторы и комиссары - возьмут контроль над эволюцией (!) и поведут новое поколение к лучшему будущему. Постепенно человеческая порода улучшится, и в конце концов люди станут как боги''. Марина Ефимова: Идеи Уэллса нашли отклик у русских знаменитостей: теософа Елены Блаватской, философов-мистиков Гурджиева и Успенского, но особенно увлекался ими Горький. Так же, как англичанин Сиджвик до него, Горький был убежден, что люди могут обратиться в богов и даже начать влиять на преобразования Вселенной. Из этих идей и родилось предреволюционное движение ''богостроительства''. Диктор: ''Богостроительство (нечто вроде мистического, но секулярного культа) было ещё одной струей того потока европейской мысли конца 19-го века, в котором оккультизм и наука шли рука об руку. ''Богостроители'' верили, что целью настоящего революционера должен быть процесс обожествления человеческого существа - преобразование, которое включало в себя и преодоление смерти''. Марина Ефимова: Когда большевики сделали друга Горького Анатолия Луначарского наркомом просвещения, тот писал, что целью революции является ''воспитание рода человеческого в целом'', что нужно не просто жить, но ''улучшать тип человека''. Диктор: ''Рассуждения Грэя подрывает тот факт, что он полностью полагается на то, что называет величайшим открытием Дарвина: ''Люди - некий вид животных, безо всякой особой участи, обещающей им дополнительную жизнь, помимо земной''. Никто не будет спорить с тем, что человек - ''некий вид животного''. Но из этого факта почти ничего не следует, тем более, что у нас очень мало опыта в общении и в понимании способностей других типов животных, кроме нашего собственного. У нас нет достаточных оснований для заключения о том, что у человека нет никакой ''особой участи'' и даже о том, что у человека нет будущего помимо его земной жизни. Грэй совершает классическую ошибку логики - он ведет логическую цепочку, в основании которой лежит нечто неизвестное''. Марина Ефимова: Профессор Мартин связывает поиски свидетельств существования жизни после смерти с другим вопросом, мучившим человечество: ''Зачем мы живем?''. Софокл писал: ''Лучше никогда не родиться, а родившись, лучше побыстрее умереть''. Ницше, рассматривая предположительную вероятность бессмертия, предупреждал, что в этом случае нам нужна ''мощная способность забвения''. Диктор: ''Может быть, поэтому река Лета, через которую греков перевозил на своем пароме Харон, называлась рекой забвения? Чтобы наша бессонница не была вечной? Современные ''богостроители'', которые надеются избежать смерти с помощью зеленой водоросли ''алга'', йоги и глубокого замораживания трупов, упускают тот же момент, что и искатели, описанные Грэем, - жизнь имеет гораздо больше смысла в том случае, если у нее есть конец''. Марина Ефимова: Словом, из рассуждений и примеров профессора Мартина следует успокоительный вывод о спасительности смерти. Так или иначе, книга ''Комитет Иммортализации'' - поразительный документ, увлекательно описывающий перекресток науки, религии, мистицизма и некой общей философской любознательности. |