Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет) |
БАЗЫ ЗНАНИЙ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ В РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ
БАЗЫ ЗНАНИЙ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ В РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ.При разработке учебных программ одним из первых вопросов является вопрос предназначения создаваемого программного средства: будет ли оно обучающим, справочным, контролирующим и т.п. Естественно, для каждого из упомянутых типов программ приходится подбирать свои способы и формы представления знаний, организации пользовательского интерфейса, методов подачи материала, контроля знаний и др. В настоящей работе авторы на основе собственного опыта разработок учебных программ предприняли попытку изложить собственное видение подходов к разработке учебных программ типа лекция (компьютерный конспект лекций) и многофункциональных учебных программ (представление знаний, тренинг, контроль усвоения знаний и др., - работающие с единой базой знаний). Основное внимание уделяется вопросам формализации знаний и вопросам (в том числе - дидактическим) подачи учебного материала. I. Учебные программы типа лекция(компьютерный конспект лекций).Разработка учебных программ такого типа все еще оказывается нечастым явлением в сфере разработки учебных средств. Попытка разработки системы такого вида была продиктована следующими соображениями: - в Московском университете накоплен очень большой учебно-научный потенциал Один из авторов данной статьи в течение ряда лет возглавлял коллектив разработчиков компьютерного учебника по математическому анализу. В качестве базовой монографии был взят завоевавший большую известность в нашей сране и за рубежом учебник академиков Ильина В.А., Садовничего В.А. и Сендова Бл.Х. по математическому анализу. 1) доступ обучающегося (студента) к учебному материалу должен быть возможен в двух режимах - лекционном и справочном. 2) управление процессом доступа к материалу то есть удовлетворять всем современным требованиям к графическому интерфейсу пользователя. Здесь решение состояло в создании простого пульта управления, который постоянно находится в определенном месте экрана и содержит кнопки управления типа вперед, назад, возврат к началу, выход в оглавление,помощь. Помимо этого пульта, на ряде экранов имеются кнопки запуска пошаговой подачи материала (в справочном режиме). Имеется также специальный пульт, содержащий переключатель режимов (лекционный - справочный); 3) полноценная реализация справочного режима работы 4) даже если соответствующий раздел монографии 5) учитывая развитость современных средств мультимедиа, В качестве аппаратной платформы для компьютерного учебника был выбран персональный компьютер Макинтош, а в качестве программной среды - система HyperCard. Аргументами для подобного выбора являлись, в первую очередь, соображения развитости этих программных и аппаратных средств для создания учебных приложений, а также тот факт, что большинство учебных программ, используемых в зарубежных университетах, реализованы именно на этой аппаратно-программной платформе. В ходе разработки системы авторам пришлось столкнуться с рядом технических проблем, так или иначе влияющим на выбор дидактических решений. Одной из первых таких проблем было задание стандарта размещения материала на экране. Учитывая тот факт, что часть места на экране постоянно занимают пульты и кнопки управления, вопрос о форме и объеме учебного материала стоял подчас очень остро. Выходами из таких ситуаций были: - специальная адаптация длинных текстов; Наконец, была проделана значительная работа по созданию программных средств реализации дополнительных функциональных возможностей системы HyperCard, позволяющих достигнуть нужных эффектов в графических изображениях, анимациях и эффектах мультимедиа. В первую очередь создание таких дополнительных средств было вызвано желанием максимально использовать цветовую гамму (изначально средства HyperCard позволяют работать только с оттенками серого цвета, что было вызвано соображениями аппаратной преемственности). Использование анимационных эффектов также потребовало разработки специальных программных средств, позволяющих достичь требуемого качества изображения. Все разработанные средства организованы в виде библиотеки внешних процедур и могут быть использованы при разработке других программных приложений в среде HyperCard. Созданная версия компьютерного учебника по математическому анализу включает в себя материал в объеме первого семестра такого курса на механико-математическом факультете МГУ. Объем программной реализации - более 500 карт системы HyperCard, более трех тысяч строк на языке HyperTalk и около тысячи строк на языке Pascal (описание внешних процедур). II. Многофункциональные учебные программы(представление знаний, тренинг, контроль усвоения знаний и др.). Другим направлением деятельности авторов по созданию программ учебного назначения явилась разработка экспертных систем (ЭС) в медицине и создание на основе баз знаний этих ЭС учебных программных средств для студентов медицинских факультетов. Главной идеей в таком подходе является то, что при пополнении базы формализованных знаний в процессе развития ЭС эти знания автоматически (без переделки программного обеспечения) могут быть использованы в соответствующих учебных системах, системах контроля знаний обучающихся и других системах учебного назначения. Иначе говоря, автоматизируется процесс многопланового переноса знаний из научных исследований в учебную практику. Многофункциональность же в создании учебных программ такого рода состоит в первую очередь в разработке целого пучка учебных приложений на основе единой базы знаний. В качестве базового примера реализации такого подхода рассмотрим ЭС Мутант предварительной дифференциальной диагностики внутренних заболеваний, разработанную коллективом авторов совместно с профессором В.П.Померанцевым, заведующим кафедры внутренних болезней 3-го медицинского института г.Москвы (см. [1]). Система Мутант обеспечивает проведение первичного скрининга заболеваний с целью получения диагностической информации, необходимой для организации более углубленного обследования пациентов. Предлагаемый подход к диффеpенциальной диагностике основан на интервьюировании пациента по определенной схеме. - о наличии риска определенных заболеваний - при наличии тех или иных жалоб При обработке полученных ответов дополнительно используются такие элементы основного опросника как, например, сведения о поле, возрасте, анамнезе, факторах риска и других жалобах. На этом основании формируется диагностическое заключение в форме синдрома (например, сердечная или легочная недостаточность, синдром малоабсорбации и др.) или определенной нозологической единицы с указанием степени его вероятности в соответствии с количеством информационных синдромов, полученных от больного ( 50-75%, 76-95%, >95%). Врач должен учитывать, что диагностическое заключение носит рекомендательный характер. В дальнейшем врач может провести более углубленное обследование пациента, заведя в системе МУТАНТ данные объективного осмотра пациента (осмотр головы, живота, ног и т.д.) и результаты дополнительных методов исследования (анализы крови, мочи, кала, мокроты и т.д.). В результате система уточняет раннее выставленные диагнозы. При наличии нескольких жалоб пациенту предлагается несколько специализированных опросников, по результатам ответов на них формируется диагностическое заключение. - подсистемы консультаций (ПК); Моделью представления знаний описываемой ЭС является продукционная система. - Карта первичного опроса (КПО) и специализированные опросники (СО); Процедурные знания (базы знаний) для системы содержат правила двух типов: - правило 1-го типа - Если условие, то медицинское заключение; Здесь условием является список выбранных экспертом вопросов из Карты первичного опроса и одного из специализированных опросников. Медицинское заключение состоит из: - списка предполагаемых диагнозов; Список опросников содержит номера специализированных опросников, которые необходимо предложить пациенту для уточнения медицинского заключения. - она состоит из двух частей, в каждой из которых хранятся правила только одного типа; Механизм вывода ЭС Мутант заключается в сопоставлении ответов пациента на вопросы Карты первичного опроса и специализированных опросников с условной частью правил из БЗ. Поскольку задачей данной системы является выявление всех возможных предварительных заключений, то для ее решения применяется прямой вывод. При этом в зависимости от отношения количества ответов пациента, совпавших с условной частью правила 1-го типа, к общему количеству условий в данном правиле, система различает три степени достоверности диагнозов: - диагноз маловероятен (50-75%); Для работы со знаниями врач-эксперт использует две подсистемы ведения БЗ, каждая из которых предназначена для работы со знаниями 1-го или, соответственно, 2-го типа. - ввод нового правила в БЗ; В дальнейшем на основе базы знаний ЭС Мутант была создана обучающая и проверяющая система TEACH . Система TEACH случайным образом выбирает диагноз и предлагает студенту или экзаменуемому указать совокупность симптомов, характеризующих выбранный диагноз. По результатам ответов студента ему выставляется оценка в зависимости от правильности ответа. Следующим применением базы знаний системы Мутант было совместное ее использование с базой данных медицинских карт. Данный подход позволяет не только хранить результаты сеанса работы системы с пациентом, но и дает возможность врачу занести в БД свои собственные наблюдения, результаты анализов и т.п. ЭС Мутант была также включена в разработанную авторами автоматизированную систему управления поликлиникой. Эта система работает в диалоговом режиме на базе локальной сети персональных компьютеров, установленных в кабинетах поликлиники. Ее применение позволяет решить весь комплекс задач по оформлению медицинской документации. Хранение информации обо всех пациентах в единой информационной базе позволяет перейти на безбумажную технологию, упростить и упорядочить ведение медицинской карты, избавить врача от повторного заполнения ряда граф, обеспечить абсолютную достоверность статистической отчетности. Существенно сокращается время на поиск и передачу данных анализов и исследований, как и время пребывания пациента в поликлинике в целом. Л и т е р а т у р а1. Бурыкин И.Г., Билянский Ю.Г., Одинцов А.А. Экспертная система предварительной дифференциальной диагностики "Терапия"/"Мат. обесп. автом. систем".-М.: Изд-во Моск. ун-та.- 1990. |